Последнее обновление

(2 часа назад)
shutterstock.com

shutterstock.com

Turan: Вопреки надеждам России на  постепенное сворачивание Западом  помощи Украине на фоне войны между Израилем и ХАМАС,  в частности, США и НАТО заявили, что этого  не произойдет. Что Вы думаете по этому поводу?

Fatih CeylanДжейлан: Облеченные властью высокие чины стран Запада подтверждают, что до тех пор, пока Россия не прекратит  вооруженную агрессию против  Украины,  США и Европа будут продолжать оказывать Киеву  военную, материальную и гуманитарную помощь. Так, например, 20 октября президент США Дж.Байден запросил у Конгресса бюджет на поддержку Украины  в объеме $61,3 млрд. Не прекращают оказание Киеву  военной и материальной  поддержки и страны, входящие в Евросоюз и НАТО. Так, Верховный представитель Союза по  иностранным делам и политике безопасности  ЕС Ж. Борель заявил на неформальном саммите глав МИД стран  Евросоюза в Киеве 2 октября, что в 2024 году  ЕС предоставит Украине $5,25 млрд.  Со дня начала оккупации Украины Россией и по сей день страны Евросоюза оказали Киеву  помощь на сумму более 82 млрд. Наряду с этим, ЕС готовит новый пакет санкций против России.

Североатлантический альянс продолжает оказывать военную помощь Украине через Контактную группу по обороне Украины (формат «Рамштайн»), в которую входят 54 страны в  том  числе - 23 страны, не входящие в НАТО, что заслуживает особого внимания. Впрочем, иногда между ними вспыхивают дискуссии по вопросу оказания поддержки Киеву, но  это вовсе не приведет к сокращению или  прекращению  этой помощи. Ибо при этом  они всегда подчеркивают, что, оставаясь верными своим обязательствам, будут всячески поддерживать Киев «настолько, насколько необходимо», т.е. до тех пор, пока российская оккупация не прекратится или пока не появится возможность  для заключения мира на приемлемых для Украины условиях.  И именно поэтому надежды  России на  ослабление Западом  помощи Украине на фоне  войны в Газе, иллюзорны, ибо все говорит в пользу того, что  Отечественная  война Украины против  посягнувшей на ее  территориальную целостность России и поддержка Киева  Западом синхронно будут продолжаться  и в обозримом будущем.

Turan: Распространилась информация о том, что  после неприятия Советом Безопасности ООН проекта резолюции по прекращению огня в конфликте Израиль-ХАМАС, представленной Москвой,  страны БРИКС вознамерились предложить  СБ  ее новую версию, что Россия пытается выдать за первое масштабное сотрудничество «Глобального Юга». Ожидается, что  в рамках этого же плана в СБ ООН может быть представлен проект резолюции о массовом исходе армян из Карабаха. Каковы Ваши комментарии по этому поводу, уважаемый г-н Посол?

Джейлан: Как известно, с  развертыванием  полных трагедии  боевых действий в секторе Газа  попытки убедить стороны конфликта принять соглашение о прекращении огня и сделать «гуманитарную передышку» стали расти, и соответствующие усилия Генерального секретаря ООН и многих стран-членов организации все еще продолжаются.

Однако, наряду с этим, отмечено также и нежелание США, Великобритании и других отдельных государств Европы  установить прекращение огня в секторе Газа. Но по мере роста жертв среди мирного населения в результате израильских атак общественность некоторых стран Запада стала резче требовать от своих правительств добиться прекращения огня в Газе и положить конец людским трагедиям.

Недавние события в Газа значительно активизировали некоторых международных акторов. Устоявшееся  в этом секторе противостояние, выходя за его границы, сподвигло  игроков глобальной конкуренции стать в оппозицию  друг к другу. Нетрудно заметить, что в условиях перехода к многоакторной/многополярной глобальной системе, основные тенденции которой пока  еще не определены, Россия, пытающаяся привлечь на свою сторону Китай, ищет себе и других партнеров либо на  многомерном Западе, либо среди стран «Глобального Юга» (понятие еще не полностью оформилось). Придется проследить, насколько удастся России,  проводящей  ревизионистскую политику, основанную на использовании в конкурентной борьбе с другими государствами замороженные конфликты, напряженность между соседними странами,  мобилизовать, в условиях продолжения  конфликта в Газе,  БРИКС или «Глобальный Юг» для демонстрации своей позицию против Запада.

По всей вероятности, при таком развитии событий Москва, на протяжении многих лет занимавшая  явно проармянскую позицию, после победы Азербайджана в 44-дневной войне, будет и дальше отстаивать свои интересы в регионе и, конечно же, постарается держать Запад как можно дальше от балансов на Южном Кавказе.

С учетом всего вышесказанного, особую важность приобретают  заявления и соответствующие меры Азербайджана, подтверждающие как отсутствие любой дискриминации, этнической чистки в Карабахе,  так и обеспечение соблюдения прав армян, решивших остаться там.  Этого также требуют  установление и сохранение стабильности и благополучия во всем регионе. Конечно, важнейшим  вопросом при  нынешних реалиях продолжает оставаться скорейшее подписание долгосрочного мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией. Соглашение о  мире на все времена станет гарантией стабильности в Карабахе и не будет  надобности вносить  проект резолюции в какие либо структуры:  СБ ООН и т.п.

Turan: Как известно, Израиль не скрывает, что был  разгневан  тем, что  27 октября в Москве член Политбюро ХАМАС Абу Марзук был принят  спецпредставителем президента РФ по Ближнему Востоку и Африке, заместителем главы МИД РФ Михаилом Богдановым и встревожен усилением «антисемитизма» в отношениях с Россией. Как по-Вашему, усиливается ли антисемитизм, и если да, то не является ли основной причиной этого  продолжающейся и сегодня  война между Израилем и ХАМАС?

Джейлан: Как PYD/YPG представляет  угрозу безопасности Турции, так и ХАМАС, с которой Россия  поддерживает отношения,  многие арабские (и не только) страны считают  угрозой для себя и своих региональных интересов. К тому же, после посещения Абу Марзуком  Москвы отношения между Россией и Израилем явно обострились. И как было бы наивно полагать, что, видя недовольство Иерусалима, Москва прекратит отношения с ХАМАС, так и ошибочно считать «антисемитизмом» всю критику международной, в том числе и израильской общественностью   правого правительства Израиля.

Право, было бы бездушно ожидать от какой  бы ни было  страны и общества поддержки политики, проводимой против Палестины радикальным правым правительством Израиля, представители которого оправдывают эту политику «антисемитизмом», каким  им  кажется любая  критика и протест в их адрес.

Да, нельзя игнорировать то, что в США, Европе и в других странах все еще бытует  антисемитизм, периодически подпитываемый происходящими в регионе событиями, и что недавние столкновения в секторе Газа послужили толчком к новому и бурному подъему антисемитизма. С другой стороны, звучит  очень неубедительно, когда забыв о применявшихся многие годы против палестинского народа  притеснениях и репрессиях, при каждой жестокости и варварстве попытаются оправдаться антисемитизмом, особенно если он – мнимый.

Turan: Турция, признавшая Израиль 26 марта 1949 года, 28 октября  с.г. продемонстрировала, может быть, самое жесткое отношение к Иерусалиму за весь прошедший период. Как Вы это можете  прокомментировать?

Джейлан: Тенденция проведения жесткой политики против Израиля берет начало  с  реакции  «one minute», проявленной  в  Давосе 29 января 2009 года, а  после атаки  спецназом Израиля  корабля «Мави Мармара» 31 мая 2010 года она  лишь усилилась. Затем мы стали свидетелями того, как с визитом президента Израиля в Турцию в марте 2022 года начался новый этап нормализации  двусторонних отношений между ними. Однако после столкновений  в Газе и не без давления общественности Турции власти последней заняли весьма резкую позицию. Более того, появились  признаки того, что в обозримом  будущем отношения Анкары  с Иерусалимом  будут свернуты, и, зная сложившийся в Турции тренд, быть оптимистом  относительно их будущего кажется невозможным.

Turan: Несмотря на победу Азербайджана в 44-дневной войне, инициатива в нормализации отношений между Баку и Ереваном перешла к России и Ирану. Что бы Вы хотели сказать по поводу этого этапа?

Джейлан: Избавление Карабаха и прилегающих регионов от армянской оккупации изменило баланс сил в пользу Азербайджана. Однако Россия воспользовалась сложившейся ситуацией и направила на  Южный Кавказ ограниченный армейский контингент – миротворцев. Армения, особенно Иран, чьи связи с Карабахом пострадали, стараются создать баланс сил в условиях, которые могут трансформироваться в нежелательную для них сторону.

Впрочем, сказать, что сейчас инициатива полностью перешла  к России и Ирану, было бы неверно. Москва всерьез и надолго увязла в развязанной ею  войне против  Украины, а Иран будет поглощен  обостренным после событий в секторе Газа диалогам  с основными игроками в регионе и со странами Запада.

Кроме того, политика Тегерана против Баку обрекли Иран на долговременную напряженность во взаимоотношениях, и навряд ли он сможет справиться с нею. В этих условиях ему следует  усилить  сотрудничество как с Турцией и Азербайджаном, так и с другими тюркскими странами, а также подключиться  к строительству  железной дороги Баку-Нахчыван-Ван-Карс (в дополнение к существующей линии  Баку-Тбилиси-Карс).

Все это преследует основную цель   – вслед за заключением  вечного  долгосрочного мира между Азербайджаном и Арменией обеспечить еще большее  расширение  торгово-экономического  сотрудничества в регионе. Главное условие осуществления этого плана состоит  в дальнейшем укреплении солидарности и сотрудничества в регионе при ведущих братских, союзнических отношениях  Азербайджана и Турции и ведение совместной  борьбы с возможным негативным влиянием  извне.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей