xeber.nur-az.com
***
-Руфат бей, вы создали новую правозащитную организацию. Откуда возникла необходимость в создании этой организации? Вообще, была ли необходимость создания такой правозащитной организации?
- Я давно думал над этим вопросом. Еще будучи политзаключенным, я принял решение, что после выхода на свободу я в системном порядке буду оказывать услуги в области защиты прав человека. Главная причина, которая обуславливает это то, что я видел своими глазами, бесчеловечное, унижающее достоинство поведение в отношении заключенных в местах временного содержания, следственных изоляторах, тюрьмах, я даже почувствовал это на в собственной шкуре. Иными словами, пытки и преследования во время моего незаконного ареста, полностью подтвердили мое решение.
В настоящее время есть очень серьезные потребности в этой сфере. Если провести сравнения, то станет ясно, что при наличии в стране значительного количества граждан, чьи права и свободы нарушены, число правозащитных организаций, а также адвокатов недостаточно. Учитывая, что часть правозащитников вынужденно покинула страну в результате преследований и давления со стороны правительства, мы можем ясно видеть, что серьезные проблемы в этой области пустили корни. К тому же, в Азербайджане самые низкие показатели по числу адвокатов на душу населения.
На каждые 100 тысяч человек приходится 9.5 адвокатов. Это в 17 раз меньше среднеевропейского показателя (162 адвоката). Среди 1783 членов коллегии адвокатов можно на пальцах сосчитать тех, кто добросовестно и профессионально защищал права граждан на судебном процессе, в ходе предварительного следствия, в период дознания, в особенности, лиц, находящихся под политическим преследованием.
Напротив, во многих случаях большинство адвокатов привлекают внимание как последователи стороны обвинения, а многие правозащитники прикормлены властью.
Поэтому ввиду неуважительного отношения официальной правовой политики к праву на защиту, которое является важным компонентом права на справедливое судебное разбирательство, при полном параличе института адвокатуры, а также в виду отсутствия необходимой почвы для деятельности правовой организации и игнорировании прав и свобод человека, мы посоветовались с друзьями и создали правозащитную организацию "Линия защиты".
Мы понимаем, что занялись той деятельностью, которую власти Азербайджана не принимают. Посмотрим, что получится. Несмотря на то, что мы действуем на протяжении всего лишь 10-15- ти дней, я уже был вызван в Генпрокуратуру и получил свое официальное предупреждение. Однако я верю, что мы проявим решимость и волю в том направлении, по которому идем.
- В Азербайджане существуют правозащитные организации и правозащитники. Правда, в последние годы многие из них вынуждены были переехать за границу и работать оттуда. Но все же в стране есть правозащитники и организации. Почему вы решили действовать в этом направлении? Вы думаете, что в этой области есть пробелы? Если же деятельность в этой области удовлетворительная, чем ваша деятельность будет отличаться от других?
-В Азербайджане и в эмиграции есть правозащитники, которые достойно выполняют свою работу, успешно работают с местной и международной общественностью, с надежными политико-правовыми центрами, специализирующимися в области прав человека. Однако углубление репрессивных условий, ежедневная подверженность людей преследованиям за свои политические взгляды, массовое привлечению к уголовной и административной ответственности без законных на то оснований, наличие неудовлетворительного механизма защиты, подтолкнуло нас-правозащитника Рашида Гаджилы, правозащитника Алаифа Гасанова, правозащитника Зафара Ахмедова, общественного активиста Заура Акбари, журналиста Тазахана Мираламли, общественного активиста Сайгина Рустамли и меня, объявить о “Линии защиты”.
- Каким будет ваше основное направление деятельности? С кем вы будете сотрудничать? Как будете осуществлять сотрудничество с международными организациями? Будете ли вы сотрудничать с правительством?
- "Линия обороны" создана с целью защиты и поддержки прав человека в Азербайджане, содействия обеспечению верховенства права. В то же время, среди наших целей проведение в стране свободных и справедливых выборов, обеспечение разделения властей, обеспечение подотчетности и прозрачности правительства, развитие гражданского общества, повышение гражданской активности, восстановление общества, опирающегося на право.
Мониторинг и документирование нарушений прав человека, юридическая помощь и иная поддержка в судебных разбирательствах в связи с нарушениями прав человека, оказание психологической помощи лицам, подвергшимся серьезным правонарушениям, организация сбора пожертвований и материальная поддержка таких людей и их необходимых потребностей - составляют основное направление нашей деятельности.
Также основу нашей деятельности будет составлять регулярная подготовка отчетов о состоянии прав человека, доведение их до сведения как отечественных правительственных и цивилизованных общественных структур, граждан, так и международных структур, заинтересованных в обеспечении прав человека.
Что касается сотрудничества с правительствами, его структурами, реализующими правовую политику, отмечаю, что мы заинтересованы в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами, а также омбудсменом, чтобы смягчить нынешние репрессивные условия в стране, освободить невиновных лиц, прекратить преследования, носящие насильственный характер, в целом добиться позитивных изменений в текущем состоянии прав человека.
- Вы сами были сотрудником прокуратуры, а затем политзаключенным. В то же время ваш отец был одним из сторонников нынешней власти. Периодически ваша деятельность вызывала разногласия с отцом. Кстати, именно ваша работа в органах прокуратуры, а также деятельность как сына Эльдара Сабироглу, раздражала власти. Теперь вы можете себе представить, что будете сталкиваться с давлением вашего отца или власти из-за этой деятельности? Начали ли поступать к вам какие-то сообщения из-за вашей нынешней деятельности?
- Еще 5 лет назад, 20 декабря 2015 года, уйдя из органов прокуратуры, я предполагал, что дела пойдут не гладко, я даже прогнозировал, что меня арестуют 3 раза подряд. Потому что было бы наивно представить как-то иначе судьбу юриста, отрицающего правовую политику нынешней власти. Важно то, чтобы линия, которой мы придерживаемся, не навредила бы упорству, даже при наличии лишений. Уверяю, что у меня и моих друзей нет какого-либо предвзятого отношения к отдельным субъектам власти, просто имеются противоречия между нами и правительством в подходе к праву.
Да, чиновники явно отдают предпочтение правовому нигилизму, то есть игнорируют свободы, закон, нормы. Наша позиция, как” Линии Защиты", заключается в том, что право должно толковаться в соответствии с теорией либерального права, совокупность норм и правил, предусматривающих равную свободу и справедливость для каждого человека, должна быть реально работать, в особенности, право на самозащиту, выборы, свободу собраний, применяемый зачастую «суд Линча» должен полностью уступить место правосудию.
В течение нескольких дней мы начали свою деятельность, в частности, мы взяли под контроль правовое положение арестованных после массового шествия 14-15 июля в поддержку Вооруженных сил. Передали обобщения и отчеты местным и международным обществам и центрам, изучили и направили информацию о пытках, бесчеловечном обращении с политзаключенными, унижающем достоинство поведении в международные гуманитарные организации для дачи оценки, а также направили эти материалы Омбудсману и Генпрокуратуру.
Выше я уже говорил об одном из официальных ответов на нашу краткосрочную деятельность. Генеральная прокуратура якобы во избежание нарушений закона, официально предупредила меня. Другой еще более ужасен-на странице молодежного объединения правящей Партии "Ени Азербайджан" в facebook мне трижды напомнили о судьбе правозащитнике Октая Гюлалиева, угрожая тем самым и мне. Отсюда и вывод, что Октай Гюлалыев-жертва именно покушения, а не автоаварии, произошедшей по неосторожности.
- Объявление о деятельности вашей организации совпадает с периодом политических арестов в Азербайджане. Власти возмущены также докладчиками ПАСЕ и другими международными организациями, которые выступили с критическими заявлениями об арестах. Кстати, Европарламент также поднял вопрос о санкциях против Азербайджана. Какие шаги предпринимает ваша организация для решения этих проблем?
-Пандемия и ее ограничения, злоупотребление властью, неспособность воспользоваться возможностью для устранения политических соперников и диссидентов ускорили наши консультации по созданию правозащитной организации. После карабахского марша для правовой поддержке 52-х арестованных по надуманным мотивам сразу же было объявлено о создании «Линии защиты». Неслучайно ряд наблюдателей, особенно опытные правозащитники, сравнивают нынешние репрессивные условия с преследованием членов ОМОНа.
Расширяя волну репрессий, правительство рассчитывало, что мировые политические центры заняты COVID-19, и они не будут уделять внимание грубым злоупотреблениям авторитарных правительств или реакция будет запоздалой. Однако растущее негативное отношение местного сообщества к нынешнему режиму, а также адекватная реакция авторитетных международных организаций, политических центров на сложившуюся ситуацию и даже призывы к санкциям показывают, что правительству не удастся с легкостью внедрить туркменскую модель в Азербайджане.
В качестве «Линии защиты» мы уже направили ознакомительные обращения в международные организации, специализирующиеся в области прав человека. Они выразили готовность к сотрудничеству. Ожидается, что в ближайшие дни начнутся наши встречи в этом направлении. В то же время нам удалось проинформировать об уголовных делах, возбужденных безосновательно, по надуманным обвинениям, о привлеченных людей к административному наказанию и Европейский парламент, и Европейскую комиссию, Human Rights Watch, Amnesty International, Freedom House и Норвежский институт прав человека, а также ПАСЕ, посольства западных стран в Азербайджане, Форум гражданского общества Восточного партнерства Европейского союза.
-Какие у вас, как организации, будут предложения в вопросе не нарушения прав человека?
Мы внесем пакет предложений в правительство, особенно в адрес Уполномоченного по правам человека, по нормализации нынешней неудовлетворительной ситуации с правами человека в Азербайджане. Наши приготовления в этом направлении продолжаются. В целом могу сказать, что наши предложения это призывы к соблюдению прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и нашей Конституции.
Написать отзыв