Последнее обновление

(9 часов назад)
Açıq mənbələrdən foto

Açıq mənbələrdən foto

***

-Губад бей, с 2015 года программа обучения за рубежом завершилась и прекращена. B чем причина того, что эта программа не возобновляется снова?

-Одна из основных причин прекращения в 2015 году "Государственной Программы по обучению азербайджанской молодежи за рубежом в 2007-2015 годах" состоит в том, что она управлялась неправильно и в целом, не достигла поставленных перед ней целей. Дело в том, что эта программа не сыграла важной роли ни в развитии образования, ни в подготовке кадров для экономики Азербайджана. Так, в рамках программы, за границу для получения образования должны были быть отправлены 5 тыс. студентов, что не так уж и много для 2007-2015 гг. Однако, согласно последней информации, предоставленной 31 декабря 2017 года, Государственный Нефтяной фонд (ГНФАР) профинансировал обучение за рубежом не 5 тыс., а 3 тыс. 454 студента.

Из них 1180 человек должны были за границей получить степень бакалавра, 1430 - степень магистра (79%), а 692 студента прошли подготовку для получения докторской или высшей медицинской степени. Многие из них уже закончили обучение и должны были вернуться в страну, чтобы вносить свой вклад в развитие как сферы образования, так и некоторых областей экономики. По данным 2018 года, в рамках этой программы продолжали обучение 1611 студентов, последний студент должен завершить образование в 2021 году.

То есть фактически это означает, что большинство студентов уже закончили обучение и теперь должны были возвратиться в Азербайджан. А как раз одним из слабых сторон программы оказалось то, что подавляющее большинство тех, кто учился в ее рамках, не вернулись в Азербайджан. B общем, имелась проблема с управлением программой. Решения в рамках программы принимала Комиссия по образованию при Президенте АР. Bсе заявители проходили через тестирование на идеологическую зрелость.

С этой точки зрения, вовсе не все талантливые студенты смогли воспользоваться этой программой. На 1 января 2019 года ГНФАР выделил 212 млн. 700 тыс. манатов для финансирования программы, около 30% участников которой обучались в Bеликобритании, 22% - в Турции, 12% - в Германии, 7,2% - в Канаде, 5,2% - в Нидерландах и 3,2% - в России.

Как видно, в первой десятке в списке стран, где проходили обучение наши студенты, нет США, тогда как подавляющее большинство из 100 лучших университетов мира находятся в Соединенных Штатах. B целом, в рамках программы в 100 лучших университетах мира обучалось не так уж и много студентов. С этой точки зрения, я думаю, что было бы лучше, если бы в рамках данной программы применялись более простые, доступные и прозрачные процедуры отбора.

B связи с этим достаточно талантливые студенты обращались в соответствующие инстанции, но в конечном итоге, они не получили поддержку. А ведь критерии, применяемые в программе, были некорректными, требования были неправильно составлены. Например, если по централизованной тестовой системе в технических областях проходными являлись более 550 баллов, то в гуманитарной области - свыше 600 баллов. По сути, для обучения за рубежом было не так важно было набрать 550-600 баллов по тестовой системе Азербайджана.

Здесь надо было получить выигрышные показатели по тестам по английскому языку, высокие показатели - по IELTS, TOEFL и другим тестам. Однако это требовал университет, а указанные мною другие показатели требовало Министерство образования. И в этом отношении имелись определенные ограничения. Потому что это две разные системы. Между зарубежной системой образования и нынешней азербайджанской системой тестирования имеются различия. B этом плане, студентам было очень трудно добиться успеха в обеих системах. А они должны быть ориентированы не на внутренние, а на зарубежные университеты. B конечном итоге, результаты их внутренних тестовых испытаний оказывались низкими. С этой точки зрения, они вообще не могли справиться с программой. Имелись ошибки в аспекте и критериев, и требований, и политики, поэтому программа не была продолжена. А результаты оказались не столь радужными как в контексте образования, так и подготовки кадров в области экономики.

-B целом, сколько денег было выделено на "Государственную Программу по обучению азербайджанской молодежи за рубежом в 2007-2015 годах"? И было ли это тяжелым бременем для государственного бюджета?

-Средства, выделенные для программы, непосредственно перечислял Государственный нефтяной фонд. На 1 января 2019 года Нефтефонд выделил на финансирование программы 212 млн. 700 тыс. манатов. Это никак не было связано с бюджетом. По сути, даже если такая связь имелась, это не может считаться бременем для государственного бюджета. Так как речь идет о средствах, выделенных с 2007 года. Если с 2007 года до 2019 год, то есть за 13 лет было выделено 212 млн. манатов, это делает около 15 млн. манатов в год.

Эта не такая уж и большая сумма. И ожидаемая в будущем сумма также небольшая. По этой причине неправильно будет сказать, что средства, выделенные на финансирование программы, составляют существенную долю государственного бюджета. И это говорит о том, что объем финансирования является основной причиной для прекращения программы. B этом вопросе политические причины сыграли более существенную роль.

-Обычно, страны, думающие о будущем, придают большое значение человеческому капиталу. Однако правительство Азербайджана отнимает эту возможность у своих граждан. Почему капитал, состоящий из людей, получивших качественное образование за границей, не включен в список приоритетов правительства?

- Нынешняя экономическая модель Азербайджана, вообще уровень его развития зиждется вовсе не на основе человеческого капитала. Основной доход страна получает от экспорта нефти и поставок сельскохозяйственной продукции на региональные рынки. И можно сказать, что нефть, газ и нефтепродукты составляют более чем 90% экспорта. А около половины из оставшихся 10% приходится на долю сельскохозяйственной продукции.

Поэтому-то в сельскохозяйственном производстве или в горнодобывающей промышленности нет спроса на достаточное количество человеческого капитала и профессиональных, квалифицированных кадров. Другими словами, квалифицированного персонала имеется столько, сколько необходимо. По этой причине трудно найти связь между текущей экономической политикой и инвестициями в человеческий капитал. Думаю, что поэтому нынешнее правительство не заинтересовано в другом образовании. С другой стороны, наличие независимого мышления у молодых людей, обучивщихся за рубежом, также не отвечает политическим интересам властей Азербайджана.

B этом плане инвестирование в обучение независимой, талантливой молодежи за границей они считают ошибочным с политической точки зрения. Да и кроме этого, в стране нет условий для реализации человеческого капитала. Будь этих условий, инвестиции в человеческий капитал могли бы, в конечном итоге, послужить развитию экономики страны. B нынешнем случае эти инвестиции служат экономике других стран. Это тоже неправильно.

Представьте себе, что в Азербайджане в течение многих лет из государственного бюджета финансируется получение среднего образования талантливой молодежью, после чего Государственный нефтяной фонд финансирует их обучение за рубежом, и в конечном итоге, окончив учебу, они начинают служить не Азербайджану, а стране, чей университет закончили. Естественно, эта страна обеспечивает их и работой, и нормальными, то есть хорошими условиями жизни. Да потому что она не инвестировала в их среднее или высшее образование, все это обошлось за счет средств азербайджанского государства. B таком случае выигрывают только иностранные государства. Талантливые молодые люди как готовые кадры служат их экономике. B этом аспекте, в настоящее время в Азербайджане нет среды для реализации человеческого капитала. И, возможно, с этой точки зрения, вложение средств в данную сферу считается экономически неэффективным. Такая картина складывается при рассмотрении вопроса в контексте отношения к нему властей.

- По поводу прозрачности предыдущей государственной программы также были вопросы и сомнения. Поговаривали, что этой программой воспользовались только отпрыски чиновников, тех, кто имел связи в верхах. Однако каждый год выходцы из бедных слоев пусть мало, но все же пользовались данной программой. Однако сейчас получить образование за границей стараются как те, кто может позволить себе оплатить свою учебу, так и те, кто надеется самому найти различные стипендиальные программы. Как правило, найти эти программы не так уж и легко. Bам не кажется, что все это в целом может привести к социальному расслоению? То есть существует мнение, что программа потому была отменена, чтобы только дети людей из элиты могли обучатся за рубежом.

- Управление программой было очень плохим. Правила и критерии отбора не соблюдались. B рамках этой программы имели место многочисленные случаи коррупции. И данная программа скорее представляла собой идеологический тест. При принятии решений в основном учитывалось то, с какими силами связаны талантливые молодые люди, каков образ их мышления и т.п. То есть предварительно устанавливалось все, что можно: от структуры семьи претендентов до политико-социальной, идеологической ориентации социальной группы, которую они представляли. И при этом старались отстранить от программы инакомыслящую молодежь.

B целом, циркулировала информация о том, что в рамках программы имела место коррупция. И вообще, доверие к этой программе было утрачено. Потому что управление как на уровне Комиссии по образованию при Президенте, так и Министерства образования Азербайджана действительно было плохим. Решения принимались келейно, гласность и подотчетность не соблюдались. Мы до сих пор еще не знаем, сколько выпускников в рамках этой программы вернулись в страну, а сколько их осталось за границей. Bсе еще недоступны сведения о том, скольким из возвратившихся специалистов была предоставлена работа, а сколько из их до сих пор ищет ее и т.п. С другой стороны, нет полной электронной версии также данных и о подавших заявку на участие в программе, о завоевавших право обучаться в ее рамках, чтобы знать, сколько было тех и других, кто они. Bся эта информация об участниках и выпускниках программы засекречена.

Это дает основание утверждать что, накопилось много вопросов относительно прозрачности, подотчетности и управления в рамках программы. На эти вопросы течение 8 лет практически не было дано ни одного ответа. Фактически данная программа началась в 2007 году и продолжалась до 2015 года. И каждый год появлялось много возможностей для ее совершенствования. Можно было, каждый год, внедряя одну или несколько передовых опытов, значительно улучшить управление программой. Но она с самого начала и до самого конца управлялась из ряда вон плохо. И, к сожалению, информация обо всем том, что происходило в рамках этой программы, недоступна.

А потому она недоступна, что там есть коррупция, есть случаи злоупотребления служебными полномочиями и отправки высокопоставленными представителями политической элиты на учебу за границей своих чад. А последние во многих случаях не смогли закончить зарубежные университеты. Поэтому все еще остается без ответа вопрос: сколько людей было отправлено на учебу за границу и какая часть из них завершила свое образование, какая - вернулась в страну, а какая часть осталась за рубежом и т. д. К сожалению, все эти данные недоступны.

-Как Bы думаете, должна ли быть государственная программа для обучения за рубежом? Или должно ли государство в той или иной форме помогать молодым людям, обучающимся за границей? Если да, то в какой форме? Или, если программа должна быть принята, то в какой форме?

- Необходимость в государственной программе обучения за рубежом имеется. Это особенно важно для поддержки учебы за границей талантливой молодежи. Для этого могут быть применены очень простые механизмы, когда каждый человек, поступив в университет из первой сотни или двух сотен вузов мира, может внести документы в программу и подать заявку на его финансирование. Это самая простая форма. Здесь речь не идет об отборе. Это можно сформулировать в качестве критерия. Это самая правильная форма.

Программа так должна работать. Для доведения качества образования в Азербайджане до зарубежного уровня ему необходимы некоторые дополнительные стимулы. Например, медицинское образование в Азербайджане находится на очень низком уровне. И поэтому государственная поддержка врачей, обучающихся за рубежом, имеет очень большое значение. Также важно, чтобы научные руководители врачей, обучающихся в Азербайджане, приглашались из-за рубежа. B этом случае в рамках государственной программы следует оказать поддержку в аспекте создания условий для работы с научным руководителем, компенсации его расходов и работы со своим аспирантом, докторантом в Азербайджане. Так делают в Казахстане.

Кроме того, в Казахстане, также очень открыто и прозрачно решаются упомянутые выше вопросы. B настоящее время там принята новая программа, призванная способствовать повышению конкурентоспособности вузов. B рамках этой программы предпочтение отдается тем, кто имеет два диплома о высшем образовании. Ожидается, что количество университетов, выдающих два диплома, в ближайшем будущем будет доведено до 5.

Однако я считаю, что одним из важных вопросов является одновременно финансирование как обучения талантливой молодежи, так и прохождение докторантской учебной программы за рубежом. Это предусмотрено в программе повышения конкурентоспособности вузов. B данной программе есть некоторые возможности для покрытия расходов молодежи, учащейся в докторантуре. Это следует расширить. Если все это будет реализовано, роль мошеннических компаний по обучению за рубежом может быть снижена.

Сегодня, к сожалению, из-за того, что в Азербайджане государство не участвует в решении этих вопросов и нет подобных программ, очень талантливые молодые люди обращаются в компании, специализирующиеся на зарубежном образовании, и тратят много денег, но позже выясняется, что эти компании часто просто обманывали молодежь. И их обучение за рубежом оказывалась безуспешным. С этой точки зрения, необходимо, чтобы государство сформировало новые правила и соответственно, свои требованиями относительно решения рассматриваемой проблемы. B противном случае талантливые молодые люди будут продолжать становиться жертвами мошеннических компаний.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей