Tofiq Yaqublu həbs olundu.
***
- Расул бей, как вы оцениваете ситуацию с правами человека в стране в дни карантина?
- Основные проблемы, наблюдаемые после введения карантинного режима с точки зрения защиты прав человека, связаны с двумя направлениями:
1. Откровенно несомненные политически мотивированные уголовные дела и, как следствие, применение меры пресечения в отношении Тофика Ягублу, Эльчина Мамеда, Эльвина Мурадова. Мы можем добавить к этому политически мотивированные административные аресты.
2. Злоупотребление применением статьи 211 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение противоэпидемического режима) и несоблюдение законности. Например, есть сообщения о том, что граждане незамедлительно оштрафованы без предупреждения, и даже на адрес людей, которые были засняты в салоне своих автомобилей без масок, были отправлены штрафные протоколы.
- Есть мнение о том, что правительство нарушает права человека, используя объявленный в стране карантин. Об этом в основном говорится в заявлениях западных организаций, комментирующих арест Тофика Ягублу. Но мы видим, что эта тенденция продолжается. Например, арест Фаига Амирли и Руслана Амирова, угроза Илькину Рустамзаде и его семье, арест активиста-диссидента, его вызов в полицию и так далее. Почему правительство делает это сейчас? Действительно ли правительство нарушает права человека, используя карантинный режим в стране в своих политических целях, или что пугает правительство в этой ситуации?
- Сложно дать точный ответ. Могут быть разные ответы на вопрос, почему эти нарушения допускаются. Как правозащитник, я хотел бы призвать положить конец таким поступкам, освободить тех, против которых нет серьезных подозрений независимо от их политической позиции, и предпринять фундаментальные шаги для защиты прав человека. Карантинный режим не является препятствием для таких шагов.
- На днях президент подписал указ о помиловании. 176 заключенных старше 65 лет были освобождены из-за коронавируса. Интересно, что генералы МНБ Акиф Човдаров и Субахир Гурбанов, которые были обвинены за участие в нескольких кровавых инцидентах, также освобождены. Есть те, кто приходит к выводу о том, что власти пошли на этот шаг, чтобы освободить Акифа Човдарова. Кстати, по этой амнистии был освобожден человек, имя которого фигурирует в двух списках политзаключенных. Как вы думаете, этот шаг был вызван карантином или другими мотивами?
- Применение любого указа о помиловании или любого другого механизма, приводящего к освобождению заключенных, включая политзаключенных, создает позитивные ожидания, и на этот раз это произошло. Не случайно, что содокладчики ПАСЕ по Азербайджану, в том числе докладчик по политзаключенным выступили с совместным заявлением, в котором приветствовали указ о помиловании. Но они также призвали освободить политзаключенных. Я не думаю, что этот указ подписан только для освобождения Акифа Човдарова. Но проблема в том, что ряд заключенных старше 65 лет, у которых не было причин, препятствующих освобождению, не были освобождены. В этом контексте освобождение Акифа Човдарова, совершившего серьезные преступления, безусловно, однозначно не оценивается.
- На самом деле из-за пандемии люди, находящиеся в тюрьмах, были освобождены, чтобы предотвратить распространение болезни в помещениях. В Азербайджане были те, кто ждал этого указа, потому что те, кто освобожден из тюрем, говорят, что места заключения очень далеки от норм санитарии. Но этот шаг не был сделан. Распространение информации в социальных сетях о присутствии больных заключенных и людей с лихорадкой, в некоторых колониях вызывает тревогу. Какая у вас имеется информация? Почему заключенные не были освобождены, хотя бы временно?
- Институт временного освобождения заключенных в Азербайджане практически отсутствует. Я считаю, что пенитенциарная служба имеет ограниченные возможности для наблюдения за освобожденными заключенными (не хватает специальных браслетов и оборудования для наблюдения). Но вместо временного освобождения можно ускорить освобождение определенных категорий заключенных. Министерство юстиции уже официально сообщило, что в связи с пандемией 260 заключенных были досрочно освобождены по решению суда. Этот процесс надо интенсифицировать. Например, заключенные, имеющие проблемы со здоровьем (независимо - им менее или боле 65 лет), отбывшие большую часть назначенного наказания (за 12 месяцев до выхода на свободу и менее), должны быть освобождены. И пенитенциарная служба, и аппарат омбудсмена дали разъяснения по поводу продолжения процесса. В настоящее время мы проводим мониторинг и надеемся, что заключенные будут освобождены и получат более эффективные возможности для защиты от пандемии.
- Наличие политических арестов и угроз в дни карантина вызывает у многих людей стресс и раздражение шагами власти. Что бы вы предложили? Какие шаги предприняли бы власти, чтобы завершить эти карантинные дни в условиях спокойствия, стабильности и отсутствии нарушений прав человека?
- Политическая воля должна быть продемонстрирована, сделаны шаги в направлении объявленного политического диалога. При этом основной фокус должен быть сконцентрирован на охране здоровья населения.
Написать отзыв