Последнее обновление

(13 часов назад)
MIGnews.com

MIGnews.com

***

- Эльхан бей,  чувствуется, что на Азербайджан и Армению для прекращения военных операций оказывается  внешнее давление, в частности, со стороны России.  Какова цель тех, кто оказывает давление? 

Elhan Shahinoglu- Помощник президента Хикмет Гаджиев на последней пресс-конференции не скрывал давления на власти Азербайджана. Понятно, что разговор шел о  России. В первые дни Кремль в процесс не  вмешивался,   даже президент Владимир Путин в ответ на вопрос журналиста отвечал, что “война не идет в Армении”, словно пояснял, таким образом, суть  вопроса. Однако в первые дни  войны исследовательский центр “Атлас” предположил, что на более позднем этапе давление России на Азербайджан возрастет.

 Во-первых, министр иностранных дел России Сергей Лавров в своем последнем интервью сказал, что размещение российских миротворцев в Нагорном Карабахе важно. Этого хочет и агрессор  Армения. Но это не отвечает интересам Азербайджана. Те, кто ставит в повестку дня тему миротворцев, хотят заморозить конфликт, продлить срок оккупации. С другой стороны, если российские военные будут размещены в Нагорном Карабахе, они больше не покинут Азербайджан. А это создаст нам еще более серьезные проблемы в будущем. Грузия в 2008 году хотела обуздать Южную Осетию,  но путь ей преградили именно  российские миротворцы, в итоге  Москва развернула войну против Грузии, признала “независимость” Южной Осетии и создала военные базы в этом регионе.

Иными словами, Грузия потеряла Южную Осетию, в том числе Абхазию. Ту же ошибку мы не можем повторить. Если когда-то в процессе переговоров  будет поднят вопрос миротворцев, тогда можно будет начать обсуждение  о прибытии в регион военных из нейтральных государств, например, скандинавских, прибалтийских или восточноевропейских стран. Это соответствует решению Будапештского саммита ОБСЕ 1994 года, согласно которому состав миротворцев должен формироваться из нейтральных государств.

 Во-вторых, в те часы, когда распространялось заявление Лаврова о «важности размещения российских миротворцев в регионе», министр обороны России Сергей Шойгу проводил  телефонные переговоры с министрами обороны Азербайджана и Армении Закиром Гасановым и Давидом Тонояном. В ходе телефонного разговора Сергей Шойгу призвал азербайджанских и армянских коллег к полному выполнению соответствующих обязательств в связи с гуманитарным режимом прекращения огня, договоренность по которому была достигнута  10 октября в Москве. Трудно сказать, было  ли это призывом или требованием. В апреле 2016 года, именно после телефонного звонка  Шойгу в Баку, наступление нашей армии было прекращено, хотя мы могли освободить больше территорий от оккупации.

Таким образом, Кремль через Лаврова и Шойгу усилил давление на Азербайджан. Цель Москвы-остановить успешные военные операции азербайджанской армии и спасти Армению от тяжелого поражения. Армения и Россия могут захотеть разместить миротворцев в регионе, но если мы этого не хотим, они не могут принудительно принять это положение.

- Как Азербайджан ответит на все эти давления и нападения? Азербайджан не остался в этом вопросе в одиночестве?

 - Растущее давление России на Азербайджан стало беспокоить и Анкару. Во время встречи министров в Москве из Анкары пришло такое заявление: “Если третье государство вмешается, турецкая армия войдет в Нагорный Карабах”. Этот меседж был адресован   Москве. Лидер Партии националистического движения, являющейся партнером власти в Турции Девлат Бахчалы  направил всем сообщение на групповом заседании партии: "Не время для прекращения огня и переговоров, нужно добивать оккупанта-Армению". Это также сообщение и нам о том, что без Турции нельзя принимать в одностороннем порядке  Россию как посредника.

Как и Баку, Анкара поддерживает решение конфликта военным путем. В интервью Сергей Лавров заявил, что не разделяет политику Турции в отношении продолжения войны. Такое отношение Лаврова к нам говорит о том, что одностороннее посредничество России не отвечает интересам Азербайджана. Россия, с одной стороны утверждает, что  “вопрос должен быть решен путем переговоров”, а с другой стороны, продолжает доставлять  военную технику Армении под видом  “гуманитарного  груза”.  А азербайджанская армия занимается обезвреживанием этой техники в оккупированных регионах.

- Эльхан бей, если сторонам предстоит вновь вернуться к переговорам, в каком формате и на основе какого проекта  могут быть проведены переговоры?

- Конечно, на каком-то этапе переговоры станут  необходимы. Но до этого этапа азербайджанская армия должна освободить от оккупации большую часть территории, чтобы мы могли диктовать условия за столом переговоров.  С другой стороны, формат сопредседателей больше не работает. В анализах, опубликованных в прошлые годы,  исследовательским центром” Атлас"  предложил формат переговоров 2 + 2 (Азербайджан, Армения, Турция и Россия). Этот формат в настоящее время значительно актуален. В своем последнем заявлении помощник президента Турции Ибрагим Кала также предложил эту формулу и обосновал это так: ”Если Россия поддерживает Армению, то Турция поддерживает Азербайджан, значит, за столом  должно быть 4 страны".

Россия и Турция использовали ту же формулу в решении сирийской проблемы. Сирийский режим, как и армянские власти, не хотел видеть за столом Турцию, но это не зависело от желания Дамаска, и таким образом, Москва и Тегеран приняли присутствие Турции за столом переговоров. Возможности России и Турции оказывать влияние на Южный Кавказ широки, если за столом находится Россия, то обязательно должна быть и Турция. Отныне находиться за  столом  переговоров без Турции не будет отвечать интересам Азербайджана. Присутствие Турции за столом переговоров  означает нейтрализацию растущего давления на Азербайджан.

-Почему в  этой ситуации активность Минской группы ОБСЕ не заметна? Может они думают,  что ход событий более не находится в пределах их компетенции?

 

 

 

 

- В совместном заявлении, распространенном сопредседателями Минской группы ОБСЕ, говорится, что для выполнения соглашения, утвержденного 10 октября в Москве, должны быть предприняты срочные шаги. Сопредседатели также обратились к сторонам с просьбой срочно согласовать механизм прекращения огня.

Как всегда, это пустое заявление. Это заявление показывает, что сопредседатели находятся в патовом состоянии, они не могут повлиять на процесс. Раньше мы зависели от  посредников, ждали от них чего-то. Теперь они от нас зависят, ждут  от нас, чтобы наша армия остановила наступление. Вы заставили нас ждать  27 лет, теперь вы подождите, пока наша  армия завершит  операцию.

Заявление министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу  совпало по времени ,  когда сопредседатели опубликовали заявление. Мевлют Чавушоглу, обращаясь к сопредседателям, отметил важность призыва к Армении наряду с соблюдением режима прекращения огня покинуть азербайджанские земли. Сопредседатели не будут делать такого призыва. В таком случае  Азербайджан и Турция  продолжат  идти по пути, который они считают верным.  Второй призыв  Чавушоглу также важен: ”Как Минская группа, мы должны в скорейшем времени  встретиться в широком формате и решить, что нам делать". Иными словами, Анкара по праву хочет отчета от  сопредседателей о проделанной до сих пор работе и почему не был положен конец оккупации? Если у них нет ответов на эти вопросы, значит, их призыв к “прекращению огня” для нас не имеет значения.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей