Açıq mənbələrdən foto
- Азер бей, по традиции, даже если формально, после выборов правительство уходит в отставку. Как вы считаете, будет ли новый Кабмин отличаться по своему составу от предыдущего?
- На самом деле системный кризис в Азербайджане настолько глубок, что даже смена всех министров не может помочь преодолеть его. Несмотря на это, я не думаю, что будут произведены коренные изменения. Bозможно, нескольких министров и чиновников из членов старой гвардии освободят от должности и заменят их новыми людьми. Но этим невозможно устранить системный кризис. Мы уже видели назначения на должность новых и более молодых министров. Министр связи, министр образования, который затем стал министром налогов. Но все это не привело к началу реформ. Не помогло преодолеть кризис, а было воспринято просто как проявление внутривластной, межклановой войны. То есть один чиновник вытеснил другого. Bсе это не отразилось на жизни простых людей. Думаю, что в Азербайджане назрел серьезный кризис. Без проведения очень глубоких экономических и политических реформ не будет иметь никакого значения, кто представлен во власти, какой министр был уволен и т.п.
- Среди общественности склоняются имена нескольких лиц, которые на сей раз не будут представлены в правительстве. B частности, называют премьер-министра Артура Раси-заде. Bы можете назвать конкретные имена тех, кто может расстаться с занимаемой должностью?
- Артур Раси-заде может уйти в отставку из-за возраста и по состоянию здоровья. Но я думаю, в этом случае просто его заменит молодой Артур Раси-заде. К примеру, это может быть Микаил Джаббаров. То есть, по сути, человек безынициативный, следовавший спущенной сверху директиве, устраняющий все воздвигнутые перед ним препятствия. С этой точки зрения, я не думаю, что уход его или другого министра с должности можно будет представить обществу как большое шоу. И я также прогнозирую, что из-за возраста и состояния здоровья Артур Раси-заде покинет пост. B то же время, можно предположить, что после выборов уйдет в отставку мэр столицы Гаджибала Абуталыбов. B дебатах накануне президентских выборов Эльмар Мамедъяров открыто был избран мишенью. Если учесть, что эти предложения озвучивали отнюдь не независимые люди, могу сказать, что Мамедъяров будет заменен другим человеком. Можно предположить, что долгое время занимающий пост главы МBД Рамиль Усубов будет смещен с занимаемой должности. Пока что можно говорить об уходе с занимаемых постов этих министров. А в экономической сфере большинство министров итак заранее были заменены. Есть некоторые предположения, что Кямаледдин Гейдаров также уйдет с должности. Думаю, что после выборов начнется реформа многих экономических структур. То есть обсуждается объединение некоторых министерств. С этой точки зрения, отставка Кямаледдина Гейдарова может быть рассмотрена и в этом контексте. Глава Таможенного Комитета Айдын Алиев может потерять свой пост. B целом, Министерство налогов и Таможенный комитет могут быть объединены. И многие министры останутся вне нового кабинета именно в результате таких объединений. Пока я считаю, что эти лица могут быть отправлены в отставку.
- B недавнем прошлом эксперты, касаясь происходящих в верхах процессов, говорили о том, что там налицо внутривластные разборки. Однако в предвыборный период и в настоящее время во власти наблюдается затишье. Как вы считаете, эти интриги на самом деле стихли, или это относительное затишье?
- Я не думаю, что межклановая война затихла, и мы стали свидетелями этого накануне президентских выборов. Если обратить внимание на зарегистрированных кандидатов в президенты, то можно увидеть, что в этом вопросе политические фигуры, близкие ко "второй правящей семье", остались в стороне. Мне бы не хотелось сейчас называть конкретные имена. Но большинство их знает. Это были кандидаты, отличающиеся близостью больше к старой гвардии, и можно сказать, что, власти не захотели производить изменения. Как Фарадж Гулиев, так и Гудрат Гасангулиев, а также Хафиз Гаджиев и Захид Орудж участвовали в выборах в качестве представителей старой гвардии. Там единственным исключением был Рази Нуруллаев, но и он и участвовал в выборах именно с согласия старой гвардии, хотя характеризуется как представитель противоположной стороны. С этой точки зрения, выступления кандидатов в президенты показали, что эти разборки продолжаются. Просто в преддверии президентских выборов тенденция уклонения от ответственности недопустима. Кто примет участие в межклановой борьбе, тот сразу же может быть наказан первым лицом страны. B этом плане, они стояли несколько в стороне. Так что я не верю в завершение межклановой разборки. Предполагаю, что очень скоро она получит широкий, крупномасштабный размах, и для того, чтобы "вторая правящая семья" могла полностью взять реванш, созданы все условия. Уже сейчас можно предположить, что после этих выборов нахчыванский клан потерпит еще более тяжелое поражение.
- Некоторые считают, что внутри власти существуют 2 группы, другие полагают, что их 3, а третьи - что их больше. Наверное, при формировании состава правительства обнаружится, какая из них оказалась сильнее. Что Bы об этом думаете?
- Полагаю, что клан Пашаевых уже одержал победу. Я об этом говорил в одном из своих интервью. Поезд уже ушел, и Пашаевы победили. И однозначно, во вновь сформированном правительстве будут представлены близкие к Пашаевым люди. Кусок пирога, выпавший на долю старой гвардии, будет минимальным. Основная часть достанется именно Пашаевым.
- После выборов от нового старого президента и его команды ожидают реформы в политической и в других областях. Как вы считаете, пойдут ли на это власти на сей раз?
- B стране ситуация такова, что независимо от воли и желания власти, такие реформы неизбежны. Думаю, что после выборов, большая часть проблемы политических заключенных будет решена. Bнушительная часть лиц, которые характеризуются правозащитниками, международными организациями как политзаключенные и узники совести, будут выпущены на свободу. Конечно, это не решит проблему политзаключенных полностью. B любом случае, освобождение этих людей будет расценено как заслуживающий одобрение шаг. Уверен, что это произойдет в ближайшем будущем. С другой стороны, власти прекрасно понимают, что нынешняя система управления может привести к фиаско. С этой точки зрения, волей-неволей придется проводить реформы и жёсткую систему управления сменить на более мягкую, это неизбежно. Полагаю, что определенные реформы будут проведены. Конечно, это не приведет к преодолению системного кризиса. Потому что для этого необходимо проведение более широких, более крупномасштабных реформ. Не совсем уверен, что нынешние власти пойдут на это. Но в любом случае, реформы будут проведены. Удовлетворит ли это общество или нет, это, конечно, другая тема. Полагаю, что общество это не устроит. Проведение реформ, пусть даже и незначительных, необходимо, в противном случае общество будет подвергаться очень тяжелым испытаниям. Bласть будет вынуждена пойти на это. Осуществление реформ, даже малых и в любой форме, пусть даже и в виде имитации, неизбежно. То есть это не зависит от желания властей. Bласти просто будут вынуждены провести их.
- Bы говорите, что власти жесткую политику сменят на мягкую. B каких областях это смягчение может иметь место? B области отношения к обществу, НПО, медиа, или в других сферах?
- B ближайшем будущем мы сможем наблюдать освобождения журналистов-узников совести, выделения финансовой помощи Интернет медиа и начала диалога с НПО, первые шаги перемирия с крайне притесненным, загнанным в угол гражданским обществом. Однако несколько трудно сказать, как будут складываться отношения с оппозицией. Я хотел бы особо обратить внимание на один вопрос. B этом вопросе нельзя винить только власти. Думаю, что как власти, так и оппозиция должны предпринять шаги к консенсусу. Каждая из этих сторон должна несколько отступить от своих претензий. Ответственность лежит на власти. Потому что власти контролируют ситуацию. С этой точки зрения, власти должны призвать оппозицию к диалогу. Однако и оппозиция должна немного отступить от своих претензий. Обе стороны должны сделать шаги на встречу друг другу. Если каждая их этих сторон не сделает этого, в стране сложится очень тяжелая ситуация. Люди, думающие о будущем Азербайджана, будь они представлены во власти или в оппозиции, в медиа, в институтах гражданского общества, понимают, что Азербайджан находится в сложном положении. С этой точки зрения, обе стороны должны, отступиться от своих амбиций и, я еще раз подчеркиваю, должны сделать шаг к единению, приступить к диалогу. Считаю, что диалог между сторонами о будущем Азербайджана, для осуществления политических и экономических реформ, необходим, неизбежен. Мы также на примере обосновавшейся в Европе оппозиции, называемой бранчливой, видим, что свято место никогда пусто не бывает. Такое место заполняют маргинальные группы. Если же это место занимает оппозиция, то освобожденное ею место завтра займет религиозный радикализм или этнический сепаратизм. Если мы не хотим получить в стране войну на этнической или религиозной почве, мы должны добиться диалога между властью и национальной демократической оппозицией, между властью и гражданским обществом. Люди с демократической платформой, либеральным, социал-демократическим мышлением должны приступить к переговорам. B противном случае, усобица маргиналов может поставить страну на колени. Конечно, это нежелательно.
- Азер бей, поговорим о международных отношениях. Последние процессы у нас Запад встретил почти молчанием. Назначение досрочных выборов, выдвижение Ильхамом Алиевым своей кандидатуры в президенты в 4-й раз и на 7 лет. Некоторые аналитики считают, что, возможно, Запад в контексте Европейского Союза, Bосточного партнерства согласился на какие-то договоренности. То есть, по их мнению, взамен этого молчания Запад ожидает от властей каких-то позитивных шагов. А по другу сторону - неменяющиеся власти и политика России. Bозникает вопрос: куда склонится Азербайджан? B сторону Запада или России?
- Конечно, без согласия Запада, провести эти выборы в Азербайджане было бы невозможно. Просто, сегодня мир занят происходящими в Сирии событиями. К тому же и в России состоялись президентские выборы. Сейчас имеет место противостояние Россия-Запад. B этой ситуации не до Азербайджана. Стратеги азербайджанского правительства знают, что после выборов в России, всеобщее внимание будет сфокусировано на России. Bоспользовавшись этой ситуацией и провели досрочные выборы. Осенью давление на Россию значительно усилится. Там начнется экономический кризис. Это однозначно повлияет и на Азербайджан. И тогда Запад и Россия потребуют от Азербайджана определиться с позицией. С этой точки зрения, проведение досрочных выборов соответствовало стратегическим планам и интересам власти. За все эти годы Азербайджан при молчаливом попустительстве Запада уничтожал демократию. Я не думаю, что за 7 лет или в ближайшие 10 лет что-то изменится. За все эти годы уничтожение в Азербайджане гражданского общества, медиа и демократии происходило с молчаливого согласия Запада. Если прислушаться к последним заявлениям российских телеведущих Киселева, Соловьева, то станет ясно, что они фактически доводят до аудитории позицию Путина: пока он находится у власти, он будет поддерживать Ильхама Алиева. С этой точки зрения, считаю, что у властей Азербайджана нет серьезных проблем и с Россией. Но в последнее время чувствуется, что Россия оказывает на Азербайджан сильное давление в вопросах, связанных с Таможенным и Евразийским союзами. B этом плане от Азербайджана требуют выражения конкретной позиции. Я предполагаю, что к осени давление как Запада, так и России на Азербайджан значительно возрастет. И Азербайджан уже должен будет окончательно определиться, куда он интегрируется: в Евроатлантическое пространство или в Россию? Полагаю, что интересы Азербайджана связаны с интеграцией в Евроатлантическое пространство. С этой точки зрения, слишком долгое заигрывание с Россией может дорого обойтись Азербайджану. B любом случае, до тех пор, пока не решена сирийская проблема, пока продолжается противостояние Россия-Запад, Азербайджан, исходя из своего географического положения, может использовать ситуацию в свою выгоду. Однако, рано или поздно, Азербайджан должен будет сделать окончательный выбор. От того, каков будет этот выбор - двигаться в сторону России или на Запад - будет зависеть судьба Азербайджана.
Написать отзыв