Последнее обновление

(1 час назад)
dreamstime.com

dreamstime.com

До недавних пор и частично сегодня профилактические беседы за критические публикации вели и продолжают вести правоохранительные органы и главным образом Генпрокуратура.

После покушения на мэра Гянджи Эльмара Bелиева 3 июля и последовавших за этим событиями, приводы журналистов в прокуратуру стали носить интенсивный характер, что было вызвано озабоченностью властей ликующей реакцией общества на эти неординарные события.

Эти действия правоохранителей были проанализированы и представлены как незаконные со стороны независимых экспертов, что вынудило власти переместить функции надзора в МТСBТ. Согласно закону "Об информации, информатизации и охраны информации" МТСBТ вправе обязать сайт в течении 8 часов изъять информацию, представляющую угрозу государственной и общественной безопасности. Далее Министерство вправе обратиться в суд о блокировании новости, если она не изъята, что и было сделано в отношении ряда сайтов.

Однако судебные процессы показали, что МТСBТ, мягко говоря, превысило свои полномочия, представив суду доказательства не об угрозе госбезопасности, а о нарушении диффамации, что не входит в его компетенцию и рамки вышеупомянутого закона. B свою очередь суд принял неправомочное решение о блокировке сайтов.

Интересно, что в прошлом году, несмотря на указания из Администрации президента, МТСBТ не блокировало сайты, обвиненные в нарушении диффамации, объясняя это тем, что вопрос не в его компетенции. Но, не менее 14 сайтов, были заблокированы без официального решения министерства. Тогда редактора блокированных сайтов прямо указывали на давление из Администрации.

Примечательно, что в этот раз министерство вначале угрожало сайтам блокированием за критические статьи в адрес помощника президента Али Гасанова, требуя удалить их из контента. Центр электронной безопасности при МТСBТ направил в ночь на 6 августа письмо-предупреждение сайту "" www.az24saat.org ". Центр потребовал от руководства сайта удалить статьи под заглавиями: "Помощник президента Али Гасанов может быть назначен председателем АЗТB" (опубликовано 3 августа 2018 г.); "Совет прессы подарил свой Съезд на день рождения Али Гасанову" (10 марта 2018 г.); "Али Гасанов - лицо, которое ошибочно информирует Ильхама Алиева" (1 февраля 2018 г.); "Кто и почему закрыл APA?" (3 августа 2018 г.). Но после критических замечаний медиа экспертов и прессы, МТСBТ в качестве основания для блокирования было вынуждено приводить примеры на другие темы и персоны.

Это указывает на то, что министерство подверглось сильному давлению, и было вынуждено принимать незаконные решения. Однако вряд ли это можно назвать консолидированным решением власти и некой выработанной политикой, что могло показаться на первый взгляд. Об этом свидетельствует тот факт, что решение Сабаильского районного суда от 8 августа о блокировке продержалось несколько часов, и было отменено - в одном случае даже решением апелляционного суда от 9 августа. После этого блокирующие атаки на сайты прекратились.Такое оперативное решение принимается обычно в случае высокого вмешательства, как это было в прошлом (8 апреля 2009 года был арестован по обвинению в клевете редактор газеты "Тазадлар" Асиф Мярзили. На следующий день после вмешательства президента Алиева апелляционный суд отменил решение суда низшей инстанции).

Данная ситуация позволяет говорить о том, что решение о блокировке сайтов и давление на министерство принималось на уровне клерка. Можно предположить, что лицо, принимавшее такое решение столкнулось с противоположной позицией главы государства, что чревато серьезными проблемами для него.

Пока не ясно, какие будут приняты в дальнейшем меры для приведения отношений власть-пресса в конструктивное и законное русло, но сам факт произошедшего говорит о некоем пересмотре взглядов, хотя бы определенного крыла власти, на медийное пространство.

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей