В ОБСЕ, также на уровне министров иностранных дел Азербайджана и Армении при посредничестве министра РФ Сергея Лаврова активировались обсуждения карабахского конфликта. Участники обсуждений говорят об успехе в переговорах. Однако, к сожалению, абсолютная закрытость и противоречивость информации, связанной с переговорным процессом, вселяет беспокойство и не предоставляет общественности возможность объективно оценивать ситуацию.
Историк Эльдар Гинесли дал экспертный анализ переговоров, на основе доступной обществу информации. Он выделил следующую фразу министра иностранных дел РФ у С.Лаврова, сказанную им по результатам недавних переговоров в Баку: "У нас есть понимание, что существуют возможности для достижения компромисса. Дело не простое, конфликт один из наиболее длительных на пространстве бывшего Советского Союза, но мы признательны нашим азербайджанским друзьям за то, что те идеи, которые Россия и в двустороннем плане, и в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ продвигает, находят понимание. Сегодняшние и вчерашние контакты позволили лучше понять, как постараться двигаться дальше. Надеюсь, что будет результат".
В «двустороннем плане и в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ» Россия продвигает меры, изложенные в «Мадридских принципах» (МП). Включая «одностороннее», могу предположить, - размещение «российских миротворцев» в Нагорном Карабахе, - объяснил эксперт.
«Такие попытки предпринимаются с момента прекращения огня в 1994 году. Реализация МП, если отбросить всю словесную шелуху, есть сдача Карабаха армянам, но растянутая во времени», сказал Э.Гинесли, предложив рассмотреть детальнее, что стоит за каждым из пунктов предлагаемых к подписанию условий:
1. Возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана.
2. Предоставление промежуточного статуса для Нагорного Карабаха, обеспечивающего гарантии безопасности и самоуправления.
3. Обеспечение коридора, связывающего Армению с Нагорным Карабахом.
4. Международные гарантии безопасности и проведение миротворческой операции.
5. Возвращение всех внутренне перемещенных лиц и беженцев в места прежнего проживания.
6. Определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления.
Что кроется за этими пунктами?
1.В обмен на деоккупацию территорий вокруг Нагорного Карабаха снимается блокада азербайджано-армянской и турецко-армянской границы, т.е. Армения выводится из экономической блокады. Но "возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха" не предусматривает «возвращения» Лачинского и Кельбаджарского районов Азербайджана. Дорога через Лачин связывает Нагорный Карабах с Арменией, и с ним армяне не собираются расставаться ни при каких условиях; в Кельбаджаре расположены истоки многих рек, питающих Нагорный и Низменный Карабах. Армяне также не предполагают освобождать этот стратегически важный для них район.
2. Так называемый "промежуточный статус" - это словесная конструкция, придуманная Минской группой (РФ, Франция, США) для того, чтобы за словесным туманом скрыть то, что есть на самом деле: любой статус - промежуточный или постоянный - уже есть статус. Это - признание армянского оккупационного режима на занимаемых армянской армией территориях, который в настоящий момент никем не признан и не имеет никакого статуса. Получив статус, пусть временный, оккупационные власти получает легимитизацию, международное признание и становятся субъектом международных отношений.
3. Ввод "миротворцев" предполагает лишь то, что оккупационный режим с уже имеющимся "промежуточным статусом" будет находиться под их защитой. И если сегодня азербайджанская армия находится в непосредственном соприкосновении с противником и в любой момент может начать антитеррористическую операцию по освобождению захваченных армянской армией и местными сепаратистами территорий - и это серьезный переговорный фактор, то с вводом "миротворцев" стороны будут разделены и о военном решении можно будет забыть: при необходимости на помощь "миротворцам" прибудут " подкрепления" в лице, например, российских солдат с военной базы в Гюмри. Где гарантия того, что сами же "миротворцы" не будут российскими солдатами?
4. Возвращение азербайджанских беженцев декларируется, но слабо осуществимо в реалии. Понимая царящую в Армении и особенно в Нагорном Карабахе фобию, местными армянскими властями для вернувшихся азербайджанских карабахцев будут созданы такие условия, в которых невозможно будет безопасно существовать. Наивно рассчитывать на эффективную защиту со стороны "миротворцев", которую предполагается вменить им в обязанность. Вспомните: в конце 80 - начале 90-х гг. даже части советской армии и внутренних войск совместно с азербайджанской милицией не могли эффективно защищать азербайджанские села от нападений и насилия со стороны вооруженных армян.
Примечательно, что допускается возвращение только того числа азербайджанских карабахцев, которое не будет превышать их процентное соотношение с армянами, существовавшее до 1988 г. То есть азербайджанцев гарантировано будет намного меньше. Это важно для понимания значения пункта 6.
5. Все действия, обозначенные в пп. 1-5, направлены на конечный результат, предусмотренный пунктом 6: проведение референдума на территории оккупированного армянской армией Нагорного Карабаха по окончательному определению его международного статуса. Итоги такого референдума известны и сегодня и не вызывают сомнений: армянское большинство проголосует за независимость. В МП особо подчеркивается, что результаты голосования будут "юридически обязывающими", т.е. необходимыми к принятию властями АР и РА под международные гарантии. То есть их ОБЯЖУТ принять, даже если будут возражения. Дабы снизить негативное ощущение от понимания к чему всё это ведет, посредники постоянно говорят о том, что референдум будет проводится через какое-то неопределенное время, «когда созреют условия».
Вот, что представляют в реалии МП, если с них сорвать словесную завесу разговоров о "взаимоприемлемых компромиссах". Компромиссы по сути предполагаются только со стороны АР, от которого ждут уступок в вопросе территориальной целостности и признания последствий оккупации. В результате реализации МП Армения достигнет целей, ставившихся движением Миацум в 1988 г. - «воссоединение с исторической родиной Арменией».
В этой связи несколько неожиданным и противоречивым выглядит заявление, сделанное посольством АР в Австрии, юрисдикция которого распространяется на Словакию, в столице которой Братиславе состоялась встреча МИД АР и РА. С одном стороны в нем сообщается, что Азербайджан придерживается политике мирного урегулирования в рамках МГ ОБСЕ (т.е. "Мадридские принципы"), а с другой - что «видит определение статуса Нагорно-Карабахского региона в составе Азербайджана в соответствии с азербайджанской Конституцией и законодательством» (Конституция допускает проведение голосований только на всей территории АР). И это при том, что посредники МГ ОБСЕ, МИД РФ С.Лавров постоянно заявляют о том, что «решать свое будущее будет население Карабаха». Решение вопроса, говорится в заявлении, возможно только на основе территориальной целостности Азербайджана.
Кроме того, в заявлении посольства был неожиданно упомянут поросший плесенью Будапештский меморандум (1994), в котором в качестве главного пункта на пути к урегулированию называется ввод в зону конфликта «миротворческого контингента». И это тоже не вписывается в последовательность мер урегулирования, предложенных в Мадридских Принципах. В этой связи еще раз напомним слова С.Лаврова, сказанные на недавней встрече в Баку: «Мы признательны нашим азербайджанским друзьям за то, что те идеи, которые Россия и в двустороннем плане, и в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ продвигает, находят понимание», - завершил анализ последних событий в переговорном процессе историк Э.Гинесли.
Написать отзыв