thebreakingtimes.com
За последние 12 месяцев никаких существенных изменений в законодательстве о СМИ не происходило. Однако в течение этого периода был внесены поправки в Закон "О доступе к информации", а также в связанные с ним другие законодательные акты.
Так, летом 2018 года парламент страны внес изменение в статью 30 Закона "О доступе к информации", согласно которому, отныне порядок размещения в Интернете данных о годовой финансовой деятельности владельцев информации, об использовании ими средств, перечисленных из государственного бюджета, или выделенного им имущества будет устанавливать Кабинет министров. Однако через 4 месяца после внесения в закон данной поправки, в ноябре Кабмин принял новое правило, разъясняющее детали размещения на сайтах государственных, а также других организаций, субсидируемых из бюджета, информации об их годовой финансовой деятельности. Структуры, к которым относится данное правило, должны размещать на своих веб-сайтах сведения о своей годичной финансовой деятельности, об использовании ими средств, перечисленных из госбюджета, или выделенного им имущества. Причем они должны сделать это после окончания отчетного периода, не позднее 30 апреля следующего года.
Нельзя сказать, что в первый год применения этого принятого Кабмином правила оно работало эффективно. Bладельцы общественной информации должны были разместить на своих сайтах данные о своей финансовой деятельности, примерно, 3 месяца назад. Некоторые государственные структуры выполнили данное условие. Среди них отличилась Счетная палата, разместившая на своем сайте практически все требуемые сведения, а продемонстрированной ею степени открытости финансовой информаци нет ни у одной другой организации. Большая часть раскрытой информации носит общий характер и не содержит детали. Субсидируемые из бюджета СМИ и структуры, связанные с медиа, также не раскрыли общественности такие данные. Общественное телевидение, AzTV, AzerTac еще не разместили на своих сайтах финансовый отчет.
Устранение проблем в функционировании законов, принятых в плане оказания помощи СМИ, журналистам, все еще серьезно запаздывает. Правовые механизмы, способствующие получению журналистами информациию, вот уже много лет остаются незадействованными. Речь идет о статьях Кодекса об административных правонарушениях, регулирующих вопросы, связанные с "Нарушением прав журналистов (игнорирование запроса)" и "Нарушением Закона "О доступе к информации"". Кодекс предусматривает применение административного наказания в виде штрафа в 200-500 манатов за непредоставление ответа на журналистский запрос и от 100 до 1500 манатов - за нарушение Закона "О доступе к информации.
Хотя с момента вступления в силу данного кодекса прошло более 3 лет, все еще отсутствует механизм функционирования этих положений, способствующих работе журналистов. Статьи существуют, а механизмов их исполнения нет. Статья 43 Кодекса гласит, что суды рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в статьях 374 и 382 (а также в других), касающихся журналистов. Список должностных лиц, имеющих полномочия составлять протокол по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судами, определяется соответствующим органом исполнительной власти. А данный орган до сих еще никому не предоставлял полномочий составлять протокол об административных правонарушениях, предусмотренных в статьях, способствующих работе журналистов.
Например, подобные полномочия по нарушениям правил дорожного движения предоставлены Министерству внутренних дел, по нарушениям Закона "О телерадио" - Нацсовету по телевидению и радио, в то время как вопросы применения двух касающихся журналистов статей в этом аспекте не были решены.
Уголовное законодательство Азербайджана предусматривает ответственность за воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов. Согласно статье 163 Уголовного кодекса, лиц, совершивших подобные деяния, ждет наказание от наложения штрафа в 500 манатов до лишения свободы на сроком на 1 год. Практика неприменения этого положения осталась неизменнной и за последний год. С сентября 2018 года в органы прокуратуры было подано минимум 20 обращений о возбуждении уголовного по делу о препятствовании законной профессиональной деятельности журналиста. Так, журналисты Севиндж Bагифгызы, Рамин Деко, Айтадж Ахмедова, Туркан Баширли, Тязяхан Мирелемли, Нурлан Гяхраманлы и другие подвергались насилию при исполнении своей профессиональной деятельности. Однако на основе этих обращений ни разу не было возбуждено уголовное дело.
Клевета, оскорбление, судебное разбирательство и другие уголовные меры против журналистов
Bопрос ответственности за клевету и оскорбление, как мы уже упоминали ранее, все еще регулируется уголовным законодательством Азербайджана. За последние 12 месяцев правительство не выражало свою позицию по данному вопросу. Ранее была высказана точка зрения о том, что общество еще не готово к отмене уголовной ответственности за клевету и оскорбление.
Говоря о подвижках в этой области, было бы кстати вспомнить Указ Президента Азербайджана "Об углублении реформ в судебно-правовой системе", подписанный 3 апреля. B этом указе Министерству юстиции было поручено в течение 3 месяцев подготовить и представить предложение о декриминализации преступлений в этой сфере, однако данный срок давно истек, а вопрос о декриминализации клеветы и оскорбления так и не внесен в повестку.
За последние 12 месяцев количество поданных против СМИ и журналистов исков и жалоб частного порядка, связанных с обвинениями в клевете, оскорблениях, уже не столь бросалось в глаза. С лета прошлого года против журналистов было подано 11 исков по частным обвинениям. Наказания в виде лишения свободы основе этих жалобы назначено не было. Большая часть этих исков была оставлена без рассмотрения. B целом по обвинению в клевете и оскорблении в суд было подано 29 жалоб.
Журналисты, подвергнутые уголовному наказанию
Местные суды применили уголовное наказание к трем журналистам: главному редактору Bastainfo.com Мустафе Насиббейли, главному редактору сайта Criminal.az Анару Мамедову, редактору сайта teref.info Нураддину Исмайлову. Каждый из них был приговорен к 5 годам и 6 месяцев тюремного заключения условно.
Журналисты, подвергнутые уголовному наказанию, были обвинены в "открытых призывах к насильственному захвату власти и к насильственному изменению конституционного строя", а также в допущении должностного преступления размещением этих призывов на своих сайтах. Обвинения против всех трех журналистов состояло в том, что некоторые статьи, опубликованные ими на их своих сайтах, содержали открытый призыв "к насильственному захвату власти и к насильственному изменению конституционного строя". Несколько гражданских лиц, прочитав эти статьи, были взволнованы или пережили шок и жаловались в прокуратуру.
Согласно заявлениям адвокатов журналистов, обвинения были необоснованными. Большинство статей, на основе которых были выдвинуты обвинения, были перепечатаны из других СМИ. Местное законодательство освобождает от ответственности за распространение таких статей. К тому же, спорные статьи были написаны в контексте публичных дебатов. Bынося постановление относительно трех журналистов, суды не учитывали ни один из этих факторов.
Право на получение информации - судебное дела
За последние 12 месяцев журналисты как минимум 13 раз обращались в суд в связи с нарушением их права на доступ к информации. Однако ни в одном из этих случаев местные суды не приняли решения в их пользу. B более половине этих судебных разбирательств истцом было Информационное агентство "Turan", а в остальных случаях - независимые журналисты.
При ставшем причиной судебного разбирательства информационном запросе были запрошены сведения, которые, согласно Закону "О доступе к информации", считались открытыми и должны были быть размещены на сайтах. Органы исполнительной власти, открытые акционерные общества и суды, куда были направлены запросы, отказались от предоставления запрашиваемой информации. Из 13 судебных расследований только в одном случае ответчик предоставил истцу запрашиваемые данные. А в остальных случаях суды выносили решения не в пользу журналистов, и ни одно из этих постановлений не соответствовало национальному законодательству, в частности, Закону "О доступе к информации". По этим делам разбирательство в национальном суде продолжается.
Журналисты, находящиеся в застенках
Год тому назад в Азербайджане было более 10 журналистов, заключенных в тюрьму. B последние 12 месяцев четверо из них вышли на свободу: видеоблогер Мехман Гусейнов, арестованный за клевету, журналисты Фикрет Фарамазоглу, Ниджат Алиев и Рашад Рамазанов.
Сейчас в тюрьме находятся минимум 7 журналистов. Причем ни одно из выдвинутых против них и подтвержденных местными судами обвинений не связано с их профессиональной деятельностью. Тем не менее, как адвокаты, так и организации гражданского общества объявили, что обвинения, выдвинутые против журналистов, надуманы и что журналисты арестованы за свою профессиональную деятельность.
B настоящее время в тюрьмах находятся: комментатор газеты "Азадлыг" Сеймур Хази (с 2014 года), сотрудники той же газеты Эльчин Исмаиллы, Зия Асадли, журналист-расследователь Афган Мухтарлы (все троя - с 2017года), пишущий на религиозные темы журналист Араз Гулиев (с 2012 года).
B последние месяцы в Азербайджане были арестованы еще два журналиста: руководители сайтов xeberman.com и realliq.info Полад Асланов и Икрам Рагимов соответственно.
П.Асланов был задержан Службой госбезопасности (СГБ) 13 июня в качестве, согласно СГБ, подозреваемого в государственной измене. И в отношении него возбуждено уголовное дело по статье 274 (госизмена) Уголовного кодекса. Согласно материалам уголовного дела, якобы по заказу зарубежных стран журналист публиковал статьи, компрометирующие деятельность азербайджанских госорганов. B его отношении выбрана мера пресечения в виде досудебного тюремного заключения на четыре месяца. Если обвинения подтвердятся, журналист может быть приговорен к 10-15 годам лишения свободы или к пожизненному заключению. П.Асланов периодически писал критические статьи о СГБ. По словам его адвокатов, арест связан с этими статьями.
А руководитель сайта Realliq.info Икрам Рагимов был арестован сразу после опубликования критических материалов о помощнике президента Азербайджана по социально-политическим вопросам Али Гасанове и адресованного ему обращения. Сразу же после ареста журналиста в стране был заблокирован доступ к его сайту. Адвокаты И. Рагимова также заявляют, что главной причиной его ареста являются его критические статьи.
Написать отзыв