Последнее обновление

(2 часа назад)
PRESS ASSOCIATION

PRESS ASSOCIATION

Известная история с телекоммуникационной блокадой председателя партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли позволяет четко выявить некоторые моменты при  оценке последних сообщений, связанных  с подобными событиями.

Что можно уяснить для себя  при правильном прочтении и анализе ответа ООО «Azercell Telecom» на  вопросы ИА Turan? (1)

В первом предложении «Azercell» ООО заявляет, что  «руководствуясь действующим законодательством о телекоммуникации, проявляет ко всем своим клиентам равное отношение и не ставит различий между ними на основе их политических взглядов».

А во втором предложении говорится, что «Компания уделяет особое внимание конфиденциальности информации о клиентах, и какие-либо данные о номере, находящимся  в пользовании абонента, не могут  быть переданы ​​третьим лицам, за исключением предусмотренных в  законодательстве случаев».

При этом суть  обоих предложений нетрудно понять,  исходя из того, что именно в них акцентировано. В первом предложении акцент делается на уточнении  «… руководствуясь действующим законодательством о телекоммуникации», а во втором – на оговорке «…за исключением предусмотренных в  законодательстве случаев».

О чем на самом деле говорит эта смысловая  акцентуация?

Искомая суть вопроса кроется в Статье 39 принятого 14 июня 2005 года Закона АР "О телекоммуникациях" (2). Именно данная  статья регулирует взаимодействие всех действующих в стране операторов и провайдеров, в том числе ООО «Azercell Telecom», с органами, осуществляющими оперативно-поисковую, разведывательную  и контрразведывательную деятельность.

В пункте 1 Статьи  39 указано, что «Операторы, провайдеры обязаны создавать условия для проведения оперативно-розыскных, разведывательных и контрразведывательных мероприятий в установленном законом Азербайджанской Республики порядке, в этих целях обеспечивать оснащение сетей телекоммуникаций дополнительными техническими средствами на условиях, устанавливаемых соответствующим органом исполнительной власти, решать организационные вопросы и хранить в секрете методы, используемые при проведении этих мероприятий» (https://docplayer.ru/41631865-Zakon-azerbaydzhanskoy-respubliki-o-telekommunikaciyah.html).

В пункте 2 данной статьи подчеркивается, что «Оператор, провайдер несет ответственность за нарушение этих требований в установленном законом порядке»».

В статье четко оговорено, что оператор мобильной связи обязан оснащать телекоммуникационные сети дополнительными техническими средствами на условиях, устанавливаемых соответствующим органом исполнительной власти, а также хранить  эти методы  в тайне.

Это ясно просматривается  в первых двух предложениях ответа «Azercell».

1. В первом предложении «Azercell» дает знать, что хотя для него все клиенты равны независимо от их политической принадлежности, однако руководящие требования Закона «О телекоммуникациях»  являются приоритетными.

2. «Azercell» придает значение обеспечению конфиденциальности клиентов, но предусмотренные в  законодательстве случаи  составляют исключение. Другими словами, «при оперативно-розыскных операциях  предоставляю информацию и должен сохранять все это в секрете».

Какой орган исполнительной власти имеется в виду в Статье 39 Закона «О телекоммуникациях» под  «соответствующим»?

В пункте 1.12 Указа Президента Азербайджана № 277 «О применении Закона Азербайджанской Республики “О телекоммуникациях”», подписанного 9 августа 2005 года (3), Кабинету министров предписано в течение 2 месяцев подготовить и представить Президенту АР предложения об орган исполнительной власти, осуществляющим  полномочия «соответствующего органа исполнительной власти», предусмотренного статьей 39.1 данного  Закона.

В пункте 2 Указа (4) Президента АР от 27 сентября 2006 года (13 месяцев спустя), о дополнительных мерах, связанных с исполнением подписанного  9 августа 2005 года Указа Президента Азербайджана № 277 «О применении Закона Азербайджанской Республики « О телекоммуникациях»,  говорится, что

 «Полномочия «соответствующего органа исполнительной власти», предусмотренного статьей 39.1 Закона Азербайджанской Республики «О телекоммуникациях», осуществляет Служба государственной безопасности Азербайджанской Республики, а в части, относящейся к полномочиям Министерства внутренних дел, - Особая служба государственной охраны Азербайджанской Республики по согласованию с Министерством внутренних дел».

Здесь следует особо подчеркнуть, что передача исполнительной власти полномочий напрямую, без условия судебного надзора,  в статье 39 Закона «О телекоммуникациях»  создает условия для массовых нарушений прав и свобод человека. Знаменитая операция Министерства национальной безопасности (МНБ) в 2015 году является не последним  примером этого.

Должен отметить, что до знаменитой операции МНБ  этими полномочиями было наделено Министерство национальной безопасности. Однако Указом Президента АР № 640 от 2 октября 2015 года в Указ было добавлено предложение «Особая служба государственной охраны Азербайджанской Республики по согласованию с Министерством внутренних дел». Указом Президента АР  №  1275  от 3 марта  2017 года  (через 17 месяцев после упразднения министерства) название «Министерство национальной безопасности» было заменено на  «Служба государственной безопасности».  Вопреки четкому требованию Конституционного Закона «О нормативных правовых актах», Положение об Особой  государственной службе охраны, созданной  Президентом Азербайджана 26 декабря 2012 года, не было обнародовано и держалось в секрете.

Указом Президента АР  от 16 марта 2020 года (7), эта структура была упразднена и были созданы три различных органа:

1. Служба безопасности Президента Азербайджанской Республики (8);

2. Государственная служба специальной связи и информационной безопасности Азербайджанской Республики;

3. Государственное агентство по охране стратегических объектов Азербайджанской Республики.

В Статье 3  Указа  на  разработку  Положения об этих органах дано 2 месяца (до 16 мая 2020 года) срока. Однако в пункте 4 предусмотрено, что до завершения разработки Положения  эти структуры будут обеспечивать выполнение обязанностей, предусмотренных в соответствующих разделах «Положения об Особой государственной службе охраны Азербайджанской Республики», утвержденного Указом № 794 от 26 декабря 2012 года.

Если необходимость «оперативно-розыскных»  мер, связанных с каким-либо абонентом, пользующимся услугами ООО «Azercell Telekom», была обусловлена прямыми полномочиями не Государственной службы безопасности, а Министерства внутренних дел, то они должны выполняться Специальной государственной службой охраны Азербайджанской Республики.

Конечно, здесь возникает  правовая лакуна. В вопросах, относящихся к полномочиям Министерства внутренних дел, в качестве основной структуры, реализующей  Статью 39 Закона «О телекоммуникациях», предусмотрена Специальная государственная служба охраны. Функции МВД здесь ограничиваются только выражением  согласия.

В Указ Президента Азербайджанской Республики «О применении Закона Азербайджанской Республики  “О телекоммуникациях”» от 27 сентября 2006 года, предусматривающий  исполнение  закона, каких-либо изменений не внесено. Эти полномочия  все еще просматриваются в упраздненной Особой государственной службе охраны. В то время как в этот указ также следовало внести изменения, и фактические полномочия должны были быть переданы Государственной службе специальной связи и информационной безопасности Азербайджанской Республики. Потому что ограничение прав и свобод возможно только по  закону и на легитимных основаниях.

Наряду с тем, что  произошедший инцидент с правовой точки зрения проблемный, он происходит без судебного надзора. Это способствует большему произволу. Структуры  действуют по своему  усмотрению, нарушают принцип равенства и могут дискриминировать людей на основании их политической принадлежности. Словом, права нарушаются незаконно и дискриминационным образом.

­­­­­­­­­­­­­­­__________

 

1.http://www.turan.az/ext/news/2020/4/free/politics%20news/az/123503.htm

2. http://www.e-qanun.az/framework/10663

3. http://www.e-qanun.az/framework/10665

4.  http://www.e-qanun.az/framework/12117

5.http://e-qanun.az/framework/30841

6.http://e-qanun.az/framework/34981

7.https://president.az/articles/36183

8.https://dmx.gov.az/page/98/prezidentin-tehlukesizlik-xidmeti

 

Алескер Мамедли

 

Написать отзыв

Аналитика

Beynəlxalq Mətbuat Azadlığı günü: Azərbaycanda azad media varmı? – Xalid Ağəliyev Çətin sualda



Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей