Taliban
Публичные заявления президента Алиева и генерала Баджва говорят о том, что стороны готовятся к новому этапу отношений. Алиев высоко оценил поддержку Пакистаном усилий Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности, подчеркнув, что Баку в Кашмирском пакистано-индийском конфликте стоит на стороне Исламабада.
Интересным был посыл генерала: «Ваше Превосходительство, Турция - один из наших общих партнеров с Азербайджаном. Как вы говорите «одна нация, два государства», Турция очень близка нашему сердцу. Наши самые близкие отношения в мире связаны с Турцией. Тесные связи между тремя странами открывают огромные возможности для нашего сотрудничества».
Этот посыл очень интересен в контексте процессов в Афганистане, которые перешли в фазу смены власти в стране или вернее установления единовластия движения Талибан. В действительности Пакистан и Турция тесно взаимодействуют на различных мировых площадках, среди которых важное место занимает Афганистан, который находится в состоянии трансформации от 40-летней военной жизни (сначала под советской, а затем американской оккупацией) в мирную. США во главе с натовской коалицией начали вывод войск из Афганистана с 1 мая, который завершится 11 сентября - 20-летняя дата, которая стала отправной точкой борьбы с международным терроризмом и масштабным военно-политическим утверждением Америки от Северной Африки до границ постсоветской Центральной Азии.
Уход американцев нельзя назвать поражением. За это время были сформированы рабочие отношения с радикальным исламистским движением Талибан, который согласился взаимодействовать с мировым сообществом на условиях вывода всех иностранных войск из Афганистана. США фактически согласились с установлением режима талибов в Афганистане. При заключении соглашения с талибами в Катаре 29 февраля 2020 года о выводе войск из Афганистана движение Талибан было обозначено как «Исламский эмират Афганистана».
Развитие ситуации после начала вывода американских войск из Афганистана демонстрирует стремительный переход под власть талибов регионов, которые покидают американцы. Что говорит об их силе и влиянии в афганском обществе. С начала вывода войск НАТО – с 1 мая по 15 июня талибы захватили 32 округа в 34 провинциях Афганистана. По данным ООН, Талибан контролирует до 70% территории страны. Динамика разрастания территорий переходящих под власть талибов говорит о том, что к осени Афганистан фактически станет исламским эмиратом. Главное достижение этого процесса станет прекращение войны, установления единовластия по всей стране и создание системы государственного управления.
Фактически все - США, Китай, Индия, Пакистан, Иран, Турция, Россия, ЕС и другие, заинтересованы в установлении власти, даже радикальной на первых порах, но распространенной на всю страну, и с которой можно будет иметь дело для реализации проектов представляющих взаимный интерес.
Афганистан известен своими сырьевыми богатствами, подавляющая часть не разработана - месторождения железной руды, золота, меди, вольфрама каменного угля, серы, соли, гипса, нефти и газа, олова, лазурита, хромитов, свинца Разработка месторождений потребует колоссальных вложений, создания инфраструктуры, открытия рабочих мест. Одним словом Афганистан с населением 31 млн человек превращается в огромную производственную площадку. Реализация таких проектов преобразует страну из военной закрытой страны в открытую - интегрированную в мировую экономику и цивилизацию. Эти преобразования внесут изменения в мышление и образ жизни афганцев и ведущей военно-идеологической силы - Талибан.
Талибан иерархически подразделяется на три группы: руководство движения в эмиграции, где сформировалась прослойка людей получивших образование в западных вузах, и поэтому неизбежно, что эта группа возьмет в руки рычаги управления экономикой, внешней политикой и прочее. Вторая группа - полевые командиры. Они обучены воевать и в новом государстве они станут руководящим звеном армии, полиции. И наконец, третья группа - рядовые боевики. Они также составят костяк новой армии и полиции, часть уйдет в мирную жизнь. Именно первая группа будет оказывать огромное влияние на ход развития страны при переходе от радикальной идеологии к умеренной.
В этом процессе важная роль по подержанию внутреннего равновесия отводится светским мусульманским государствам, таким как Пакистан и Турция, которые зарекомендовали себя друзьями афганского народа и защитниками ислама. Обе страны имеют тесные связи с афганскими этногруппами и конечно же с движением Талибан. После ухода американцев эти две союзнические страны будут обеспечивать безопасность на период становления нового афганского государства. Именно в этом контексте следует рассматривать обращение генерала Баджва к президенту Алиеву. Фактически это предложение Азербайджану принять участие во внутри афганской политике в связке Пакистан-Турция. Азербайджанский ограниченный воинский контингент несет службу в составе турецких войск в Афганистане и речь может стоять о расширении присутствия. В последнее время расширилось азербайджано-пакистанское военное сотрудничество в виде совместных учений и тренингов. Следует также ожидать подключения к процессу постсоветских стран Центральной Азии, которые уже вели переговоры по ряду проектов в Афганистане.
Один из примеров: в формате видеоконференцсвязи 2 июля 2020 года прошла встреча лидеров Туркменистана, Афганистана и Азербайджана, Гурбангулы Бердымухамедова, Мохаммада Ашрафа Гани и Ильхама Алиева. На встрече прошедшей по инициативе Ашрафа Гани, участники рассмотрели сотрудничество в транспортной сфере, а также пути согласования в других отраслях экономики, включая создание нового мультимодального коридора по маршруту Афганистан — Туркменистан — Азербайджан — Грузия — Турция (Lapis Lazuli).
Надежду на мирную трансформацию Афганистана дает общее стремление держав установить мир в этой стране. Противоречия Индии и КНР, Индии и Пакистана, России и США уходят на второй план. Накануне прошли консультации США-Россия, Афганистан-Пакистан-Турция, Афганистан-Иран-Турция. Были обсуждены 4 направления: мирный процесс, вопросы безопасности, борьба с терроризмом и организованной преступностью, незаконной миграцией.
Талибы не против участия России в процесс становления нового Афганистана и между сторонами имеются позитивные рабочие отношения. Не случайно на просьбу президента США Джо Байдена о поддержке мирного процесса в Афганистане, российский президент Владимир Путин уверено заявил, что Россия обеспечит безопасность на Гиндукуше – горной гряде, который занимает стратегическое положение в этой стране. И в этом не менее России заинтересована Турция, с которой у Москвы развиваются рабочие отношения в Ливии, Ираке, Сирии, на Южном Кавказе.
Но все же Турция, как сильная светская, прозападная и одновременно мусульманская страна будет играть важную роль моста в этой системе многовекторных отношений в будущем строительстве Афганистана.
«Турция великая мусульманская страна, у Афганистана исторические связи с ней. Мы надеемся иметь с ней тесные и хорошие отношения после того, как в будущем в нашей стране будет создано новое исламское правительство". Это заявление талибов прозвучало 11 июня, после того, как Турция по просьбе США согласилась взять под контроль Кабульский аэропорт. Талибы расценили этот шаг, как нарушение договоренностей о выводе войск НАТО и потребовали, чтобы турецкий воинский контингент численностью 500 человек также покинул Афганистан. Однако после этого наступило затишье. Логика развития событий говорит о том, что турки с талибами договорились.
Мехман Алиев
Написать отзыв