dreamstime.com
Обсуждая удар, который получила армянская экономика по итогам войны в 2020 году, ереванские СМИ часто сообщают о пограничном конфликте в районе Зотского золоторудного месторождения. Вторая обсуждаемая тема у них энергетический кризис в Карабахе вследствие оставшихся за азербайджанской стороной частных малых гидроэлекстростанций. Но есть менее обсуждаемые, но возможно, более важные потери для экономики Армении.
Горнорудную промышленность в Карабахе армянские экономисты считали единственной тяжелой и, несомненно, перспективной. К 2020 году далеко не все золото в недрах Зотского месторождения добыто и вывезено в Армению, у армян были планы увеличения добычи и экспорта. Кривая роста добычи золота в Карабахе в последние годы росла. С 2017 года объем горнорудной промышленности на оккупированных землях был больше 50% всего промышленного производства.
Рудник в Зоте давал работу армянской железной дороге (эксперты говорят о 50%-й загрузке) и перерабатывающему заводу в Арарате, что вместе составляло до 1-1.5% ВВП Армении. С переходом рудника, составлявшего 70% спорной территории, Азербайджану потеряли работу около 900 граждан Армении. На армянской стороне остался завод, для работы которого руды теперь почти нет.
В годы оккупации армяне построили в Карабахе 36 малых электростанций, которые вместе с электроэнергией от Суговушанской и Сарсангской ГЭС (мощность последней 50 МВт) полностью покрывали энергетические нужды оккупированного региона. Даже часть электричества отправлялось в Армению. По итогам войны 30 действующих ГЭС перешли под контроль Азербайджана, заявил начальник Отдела энергетики Министерства экономики и производственных инфраструктур оккупационного режима Левон Габриелян. Наряду с Сарсангской у армян осталось еще пять ГЭС, суммарная мощность — 5,5 МВт. «Но из-за низкого уровня воды в реках сейчас общая вырабатываемая мощность составляет 5,5 МВт", - сказал Габриелян армянскому изданию Armtimes.com.
"Сейчас для внутреннего потребления возник недостаток электроэнергии. В завершающей стадии находятся работы по восстановлению ЛЭП из Армении, после чего нагрузка на ГЭС снизится, и возможно будет покрыть всю потребность в электроэнергии", - отметил Габриелян.
Армянский экономист Грант Микаэлян не столь оптимистичен. Он пишет: Армении нужно будет дотировать Карабах. Но даже логистически это будет трудно реализовать, так как «Лачинский коридор» толком и не существует и не находится под контролем армянской стороны, тогда как азербайджанские ВС регулярно оказываются там и препятствуют его нормальному функционированию. Основные коммуникации были проведены через дорогу Варденис-Мартакерт, а сейчас они не могут действовать по причине сдачи этой территории Азербайджану. Карабах лишь в последние несколько лет вышел на самообеспечение электроэнергией, и сейчас это вновь превратилось в серьезную проблему.
Из этой информации становится ясным, что перешедшие пока Азербайджану электроэнергетические мощности не только достаточны для обеспечения энергией азербайджанонаселенных городов и сел в Карабахе, но может остаться энергия для снабжения соседних с Карабахом населенных пунктов страны.
Сельское хозяйство Карабаха в годы оккупации не только полностью обеспечивало нужды местного населения, но и снабжало продуктами Армению. В Карабахе было 132 000 гектаров посевных площадей, из которых использовалось 100 000 гектаров. Азербайджанская армия освободила 70% (70 тыс га) - таковы оценки сельскохозяйственного ведомства оккупационного режима. Из 7 тыс га садов, которых особенно много в прибрежных с Аразом районах, за армянами осталось 2 тыс га. Азербайджан вернул в свой сельскохозяйственный актив 50 тысяч га земли, используемой для выращивания зерновых культур.
Сравним эти цифры с сельскохозяйственным потенциалом Армении. В 2019 году в этой стране собирали урожай с 228 тыс. га. А в Карабахе было засеяно 89 тыс. га. В особенности плохо это скажется на производстве зернобобовых, 26,7% посевных площадей которых потеряно, в том числе по пшенице 25,6%.
Армении придется дотировать экономику оставшейся под ее контролем территории Нагорного Карабаха, и больше закупать продуктов питания, чтобы компенсировать прекращение импорта из НК. Также практически прекращается добыча золота в Зотском месторождении, продукция которого экспортировалась. Это скажется на платежном балансе. Согласно Investing.com, обменный курс армянского драма на начало войны составлял 484.27 к доллару, на 17 декабря он составил 522 драма. В реальности курс ЦБ уже на уровне 525, в ереванских обменниках доллар можно было купить днем по 533, а после валютных интервенций – по 529. То есть, после начала войны драм обесценился на 9.3%., - уточнил Г.Микаэлян.
10 декабря Национальное Собрание Армении приняло законопроект о государственном бюджете на 2021 год. Как сказал прессе министр финансов Армении Атом Джанджугазян, доходная статья не изменилась, оставшись на уровне почти $2,93 млрд, а расходная статья увеличилась с более $3,57 млрд. до почти $3,59 млрд. Образовался дефицита бюджета - 4,1% от ВВП.
Обычно реальность отличается от планов. На 2020 год соотношение дефицита к ВВП было запланировано в размере 2,3%, однако ожидается, что по итогам текущего года этот показатель достигнет 7%., - сказал министр экономики Армении.
Армению ждут тяжелые времена в экономике, что обязательно скажется на значительном росте миграции населения из Армении и Карабаха после открытия границ, закрытых из-за пандемии.
Написать отзыв