Aliyev and Pashinyan in Dushanbe
Отдельном вопросом повестки дня встречи многие считали достижение договоренностей об очередных российских военных поставках Азербайджану, что подстегивалось проходившей обороной выставки ADEX-2018 в Баку, где российских стенд был одним из ведущих. B прошлом Россия поставила Азербайджану вооружений на 5 млрд. и в кулуарах говорят подготовке очередной сделки на сумму близкой к этой.
Но в ходе визита Путин ни словом не обмолвился об аспектах военного сотрудничества, демонстративно делая акцент на гражданском аспекте расширения торгово-экономических связей. Он даже подчеркнул это тем, что прибыл не на открытие оборонной выставки, чего многие ожидали, а на азербайджано-российский бизнес форум, где обозначил основные приоритеты сотрудничества.
А они, как следует из выступления российского лидера, были конспектным повторением, сочинской повестки дня Путин-Алиев, которая была озвучена 1 сентября в ходе рабочего визита азербайджанского президента в Россию.
B Сочи стороны предопределила контуры сотрудничества двух стран до 2024 года.
Договоренности частично были закреплены Программой сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики на период до 2024 года и Планом действий по развитию ключевых направлений российско-азербайджанского сотрудничества (5 "дорожных карт"). Они включают наращивание торговли и встречных инвестиций, создание транспортных маршрутов и расширение гуманитарного взаимодействия в разных сферах, в том числе, культурный и туристический обмен, а также нефтяной сектор.
Фактическое присутствие Путина и Алиева на бизнес-форуме можно считать как актом одобрения и благословения всех встречных действий бизнесменов двух стран и сигналом к старту проектов заложенных в сочинских договоренностях.
Надо обратить внимание, Алиев, как в Сочи, так и Баку находился в приподнятом настроении, что позволяет сделать вывод о том, что нынешняя позиция Москвы в отношении Азербайджана и его администрации воспринимается как конструктивно-дружеская.
Этот конструктивизм может базироваться на двух факторах:
1.Реализации вышеуказанных сочинских договоренностей.
2.Урегулирование карабахского конфликта в системе координат, отвечающих интересам Азербайджана.
Хотя о карабахском урегулировании Путин также публично ничего не говорил, но надо учесть, что этот вопрос на сегодняшний день остается самым проблемным для Алиева, и решение которого он всегда в своей политике увязывал с реализацией иностранных интересов и проектов в Азербайджане. B данном случае визит Путина в Баку может говорить о том, что в обмен на торгово-экономический рост двухсторонних отношений Кремль готов приложить усилия для решения карабахской проблемы, используя свое весомое влияние в регионе. B пользу этого говорит тот факт, что 28 сентября на саммите глава государств и правительств Душанбе Алиев и Пашинян, которые накануне обменялись штабными маневрами и взаимными угрозами, вдруг с ходу, на короткой ноге договорились о повышении уровня безопасности в зоне конфликта. То, что это были не пустые заверения, показало оперативное установление режима прекращения огня на линии соприкосновения противостоящих армий после договоренности Алиев-Пашинян. Как долго оно будет сохраняться, теперь зависит от России, которая, видимо, вязала на себя дополнительные усилия по разрешению конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, отодвинув на задний план США и Францию. Нынешнее российское посредничество также станет тестом для новой динамики российско-азербайджанских отношений - как глубину, так и продолжительность.
Написать отзыв