Последнее обновление

(6 часов назад)
Açıq mənbələrdən foto

Açıq mənbələrdən foto

Различные взгляды на экономические реформы в Азербайджане сыграли важную роль в появлении этой статьи. Есть два противоречивых подхода в этом отношении. Чиновники говорят, что реформы в стране идут быстро и дают значительные результаты. В независимых и оппозиционных оценках утверждается, что реформа похожа на имитацию. Наша цель состоит в том, чтобы измерить первоначальные результаты структурных и кадровых изменений во имя реформы путем оценки целей, определенных в документах, которые являются концептуальной основой для экономической реформы, посредством промежуточных показателей.

3 года назад, 6 декабря 2016 года, Президент Азербайджанской Республики подписал Указ «Об утверждении Стратегической дорожной карты для национальной экономики и ключевых отраслей экономики». «Стратегическая дорожная карта для перспективы национальной экономики Азербайджанской Республики» (далее «Стратегическая дорожная карта - СР») имеет четыре стратегические цели, выбранные в рамках национальной экономики. Ожидается, что в результате реализации этих целей и стратегических дорожных карт для 11 секторов будет обеспечено устойчивое и конкурентное развитие ненефтяного сектора путем сбалансирования реального и финансового секторов.

СР предназначена для обеспечения фискальной стабильности в Азербайджане и установления денежно-кредитной политики на основе режима плавающего обменного курса в соответствии с его первой стратегической целью. Вторая стратегическая цель с точки зрения национальной экономики - обеспечить экономический динамизм за счет повышения эффективности и осуществления приватизации в деятельности юридических лиц, чьи акции (акции) контролируются государством. Третья стратегическая цель - развитие человеческого капитала, который, развивая рынок труда, правительство адаптирует его к перспективам национальной экономики. Наконец, четвертая стратегическая цель - дальнейшее улучшение бизнес-среды.

В первой статье мы попытаемся оценить, что было сделано  в достижении четырех стратегических целей за последние три года. Для этого сначала нам нужно измерить доступность стратегических целей на основе изменений качества.

1) Хотя денежно-кредитная политика должна быть основана на плавающих обменных курсах для обеспечения фискальной стабильности, доллар США будет оставаться стабильным в течение длительного времени на уровне 1.7001 AZN / USD. Комментируя это, председатель Центробанка Эльман Рустамов заявил, что переход маната на режим плавающего обменного курса должен происходить постепенно, что потребует некоторого времени и ряда регулирующих решений. Он также сказал, что «с учетом интересов населения и деловых людей мы не хотим резкого сокращения или увеличения маната. В политике обменного курса используется «временный режим», который является неотъемлемой частью режима «плавающего обменного курса».

Хотя в определении этой стратегической цели в СР прошло более трех лет, значительного прогресса в ее достижении достигнуто не было, фактически так называемый «временный режим» Центрального банка ничем не отличается от обычного режима с фиксированной ставкой. Однако в отчете Центра анализа экономических реформ и коммуникаций, основанном на результатах мониторинга и оценки «Стратегической дорожной карты для перспективы национальной экономики» на 2017 год, говорится, что к 2020 году будет введен режим полного плавающего обменного курса, который  применяется в Азербайджане. Однако, поскольку за последние три года Центральный банк не внес никаких изменений в свою политику обменного курса, намеченная цель не была достигнута. Это, в свою очередь, говорит о том, что экономика, особенно внешняя торговля и инвестиции, не пользуются регулирующими и стимулирующими функциями национальной валюты.

2) Предусматривая повышение эффективности и реализацию приватизации в деятельности юридических лиц, чьи акции (акции) контролируются государством для достижения цели обеспечения экономического динамизма, в прошлом не было никаких особых изменений в этом процессе. По данным Государственного комитета по имущественным вопросам, число акционерных обществ, созданных на базе государственных предприятий, составило 1607, из которых только 3 были созданы за последние два года. В то же время выполнение Указа Президента «О мерах по совершенствованию подготовки государственных акций Открытого акционерного общества« Международный банк Азербайджана »к приватизации» от 15 июля 2015 года не было полностью выполнено. Хотя были предприняты шаги по улучшению положения открытого акционерного общества «Международный банк Азербайджана», предусмотренного в указе, его подготовка к приватизации идет медленно. Таким образом, с учетом мнения Государственного комитета по имущественным вопросам Азербайджанской Республики и Центрального банка Азербайджанской Республики, разработан план действий по приватизации принадлежащих государству долей в уставном капитале «Международного банка Азербайджана». План должен быть  разработан и передан Президенту Азербайджанской Республики в течение шести месяцев. Однако никакой информации о проделанной работе за четыре года с того времени не было. Только министр финансов Самир Шарифов сообщил прессе в 2018 году, что есть компании, заинтересованные в приватизации принадлежащих государству акций Международного банка. Он добавил: «Прежде всего, следует провести консультации по приватизации« Международного банка Азербайджана »и разработать бизнес-стратегию банка. То есть эти процессы еще продолжаются. Потенциальные инвесторы будут обращать внимание на рыночную роль Банка, его место, удельный вес, бизнес-модель и принимать окончательные решения на его основе, прежде чем приобретать его активы ».

Вторая задача этой стратегической цели заключается в повышении эффективности государственного сектора экономики в результате реализации программы реформирования государственных предприятий. В этой связи я хотел бы отметить, что за последние 3 года не было предпринято никаких шагов по реструктуризации или приватизации государственных компаний. Следовательно, уровень исполнения поступлений по кредитам, которые приобретаются у кредитных организаций под государственную гарантию Азербайджанской Республики и передаются государственным компаниям в качестве исполнителей, остается низким. Поэтому основным источником их обслуживания долга по иностранным кредитам являются доходы государственного бюджета. Так, в отчетном году расходы на обслуживание внешнего долга в государственном бюджете на 2017 и 2018 годы составили 9,2% и 9,9% соответственно.

Выплаты по внешнему государственному долгу на 2019 год прогнозировались на уровне 2 162 171,0 тыс. Манатов, что составляет 92,6 процента от общих расходов по обслуживанию государственного долга, 9,4 процента доходов государственного бюджета и 8,7 процента расходов государственного бюджета.

Хотя показатели по обслуживанию внешнего государственного долга были ниже предела, установленного «Стратегией управления среднесрочным и долгосрочным государственным долгом в Азербайджанской Республике», утвержденной Указом Президента Азербайджанской Республики от 24 августа 2018 года (предел, установленный в Стратегии, составляет 15%), тот факт, что внешний долг, выплачиваемый за счет бюджетных средств, в основном относится к государственным предприятиям, свидетельствует о том, что управление в этом секторе плохо структурировано и потенциал для проведения реформ является обременительным. Кроме того, в отчетном периоде государственные компании оставались основными пользователями бюджетных кредитов и субсидий.

3)  Когда речь идет об инвестициях правительства в человеческий капитал для достижения цели развития рынка труда, то здесь имеется пробел: «Государственная программа образования азербайджанской молодежи за рубежом на 2007-2015 годы», которая сыграла ведущую роль в этой области, не была продлена. Несмотря на то, что 212,7 миллиона манатов было потрачено на «Государственную программу по обучению за рубежом», которая финансируется Государственным нефтяным фондом Азербайджанской Республики (ГНФАР), эту сумму нельзя считать достаточной в качестве инвестиции в человеческий капитал на 12 лет.  Расходы на эти цели с 2016 по 2020 год были лишь частью незавершенных проектов за рубежом. Только бюджет ГНФАР на 2020 год, утвержденный 26 декабря 2019 года, предусматривает выделение 10 миллионов манатов для финансирования «Государственной программы по повышению международной конкурентоспособности высшего образования в Азербайджанской Республике на 2019–2023 годы». Что касается изменений в человеческом капитале в сфере образования и здравоохранения в целом, то введение обязательного медицинского страхования, которое будет опробовано в отчетном периоде, должно начаться поэтапно в 2020 году. Что касается расходов на науку, которые играют важную роль в развитии человека капитала в 2018 году из 122 949,4 тыс. манатов, выделенных на расходы на науку, 117 793,9 тыс. манатов или 95,8% были исполнены в отчетном году, доля расходов на науку в расходах государственного бюджета за тот же год составила на 0,1 процентного пункта меньше, чем соответствующие показатели за 2016 и 2017 годы. Что касается расходов на образование, в 2019 году из государственного бюджета планировалось выделить 2 274 570,2 тыс. манатов, что на 531 879,8 тыс. манатов, или на 30,5%, выше соответствующего показателя бюджета 2017 года, и на 230 580,7 тыс. манатов, или на 11,3%, выше, чем соответствующий показатель 2018 года.

4) Наконец, что касается дальнейшего улучшения бизнес-среды для четвертой стратегической цели, Президент Азербайджанской Республики подписал указ об утверждении Плана действий от 2 июня 2017 года о реализации Указа Президент Азербайджанской Республики № 2199 от 13 июля 2016 года «О дополнительных мерах по улучшению бизнес-среды в Азербайджанской Республике и дальнейшему улучшению положения нашей страны в международных рейтингах». Однако в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса» за 2019 г. положение Азербайджана ухудшилось на 9 пунктов по сравнению с предыдущим годом. В то же время в отчете «Глобальная конкурентоспособность», опубликованном Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) за этот период, позиция Азербайджана опустилась с 39-го места в 2017 году на 69-е место в 2018 году и поднялась на 11 шагов до 58-го в 2019. Как видите, работа по улучшению бизнес-среды и улучшению позиции нашей страны в международных рейтингах за отчетный период продвигалась не очень хорошо. Тот факт, что Азербайджан еще не входит в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, свидетельствует о слабости реформ в этой области.

Тем не менее, одним из важных моментов в отчетном периоде было то, что, хотя Указ Президента «Об углублении реформ в судебно-правовой системе» от 3 апреля 2019 года был направлен на облегчение доступа предпринимателей к судам и создание специализированного суда по спорам из-за налоговых и таможенных платежей, платежей по обязательному государственному социальному страхованию, а также других вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью, для обеспечения разрешения деловых споров судьями с более глубокими правовыми знаниями и опытом в соответствующей области, эта работа также была отложена.

Кроме того, я хотел бы отметить, что частые колебания условий налогообложения и налоговых ставок в течение отчетного периода являются основными причинами, которые мешают местным инвесторам вкладывать средства в свой бизнес и не позволяют иностранным инвесторам въезжать в страну. Поправки в Налоговый кодекс настолько частые и быстрые, что правила снова меняются без того, чтобы предприниматель осваивал старые изменения.

В заключение я хотел бы отметить, что никакого прогресса в отношении первых двух из четырех стратегических целей, обозначенных в «Стратегической дорожной карте для перспективы национальной экономики Азербайджанской Республики», не было достигнуто, и меры по третьей и четвертые цели были частично реализованы. Поэтому в ближайшие пять лет предстоит еще многое сделать для достижения стратегических целей. Это требует гибких структурных изменений и институциональных реформ в правительстве.

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей