Последнее обновление

(7 часов назад)
фото wonderopolis.org

фото wonderopolis.org

Венецианская комиссия Совета Европы, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека обнародовали совместное заключение о новом Законе Азербайджана «О политических партиях». В документе отмечается, что новый закон «внедрил ряд новых проблемных положений, которые могут оказать ограничительное влияние на плюрализм в стране».

Венецианская Комиссия, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека напоминают, что право на свободу объединений и свободу слова являются основополагающими для функционирования демократического общества.

 «Политические партии должны иметь возможность в полной мере использовать эти права как средства коллективного политического выражения. Это означает, что требования регистрации должны быть приемлемыми. Этим государственный контроль над политическими партиями должен быть ограничен. Поэтому широкий государственный контроль над внутренней деятельностью политической партии, в том числе требование о предоставлении списков ее членов государству, является совершенно излишней мерой, несовместимой с принципами необходимости. Приостановление деятельности и роспуск политических партий возможны лишь в случаях наиболее серьезных нарушений нормативных правовых актов и в иных крайних случаях», - говорится в документе.

Венецианская комиссия, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека  предлагают властям устранить недостатки.

Своим мнением относительно совместного заключения Венецианской Комиссии Совета Европы, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека о новом Законе Азербайджана «О политических партиях» поделился с ASTNA председатель «Общественного объединения изучения демократии»  Мирали Гусейнов.

* * *

Вопрос: Венецианская комиссия Совета Европы и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека обнародовали совместное заключение о новом Законе Азербайджана «О политических партиях». Как отмечается в документе, новый Закон «ввел в действие ряд новых проблемных положений, которые могут оказать ограничительное влияние на плюрализм в стране». Говоря понятным языком, на что было обращено внимание и что требуется в совместном заключении Венецианской Комиссии Совета Европы и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека?

Ответ: В первую очередь выражается озабоченность процессом принятия закона. Говорится, что важные правовые акты, такие как свобода объединения, должны приниматься в открытом, прозрачном, инклюзивном и совместном процессе. Но тот факт, что это не произошло, и процесс прошел чрезвычайно быстро, а закон был принят без достаточных обсуждений, выражается с особой озабоченностью. Подчеркивается, что Закон имеет по сравнению с предыдущим более детальную и сложную структуру и отмечается, что регулирование стало более жестким.

В заключении отмечается, что некоторые выражения, отраженные в статье 4 закона озаглавленной «Об учреждении и принципах деятельности политической партии», открывают дорогу неопределенности и не имеют легитимных оснований. Это выражается, в частности, в отсутствии у политической партии права говорить от имени всего народа и обращаться от имени всего народа, в расплывчатых требованиях, таких как не нарушать права членов политической партии. А в качестве основных проблемных вопросов были отмечены следующие:

  • 1. Доведение минимального количества членов партии от 1000 до 5000 человек; 
  • 2. Необходимость перерегистрации зарегистрированных политических партий;
  • 3. Долгая и сложная процедура, предусмотренная для учреждения и регистрации политических партий;
  • 4.  Запрет на деятельность политической партии без государственной регистрации;
  • 5. Чрезмерное регулирование внутрипартийных структур и операций;
  • 6. Чрезмерный контроль деятельности партии со стороны Министерства Юстиции и реестр большего числа членов политических партий;
  • 7.  Неопределенность оснований и легкость процедуры для приостановления или даже роспуска политической партии. 

Подчеркивается, что все это вызывает озабоченность в связи с соблюдением международных стандартов и гарантированных Конституцией страны прав в области прав человека и свободы объединения, и рекомендуется устранить.

Вопрос: Достаточно ли такого заключения для изменения Закона? Можно ли ожидать каких-то наказаний, санкций, если Азербайджан не изменит этот Закон?

Ответ: Поскольку Венецианская Комиссия является на европейском пространстве самым специализированным органом по законодательным вопросам, ее мнение не подвергается сомнению или оспариванию. Поскольку вопросы, отраженные в заключении, оцениваются в контексте принятых Азербайджаном международных обязательств, основные выводы и рекомендации, которые она сделала, также соответствуют международным стандартам. Я придерживаюсь того мнения, что с учетом рекомендаций Закон способен обеспечить его соответствие международным стандартам. Что касается второй части вопроса, то я не думаю, что за невыполнение этих рекомендаций последуют какие-либо санкции. И до этого были законы, по которым  Венецианская комиссия дала отрицательное заключение. Имеющийся опыт, в том числе роль Азербайджана в обеспечении энергетических потребностей Европы в настоящий момент, исключает такую возможность.

Вопрос: могут ли политические партии основываясь на этом заключении обратиться в Конституционный суд?

Ответ:  Согласно статье 34.1 Закона Азербайджанской Республики «О Конституционном суде»  «… каждый может обжаловать в Конституционный суд нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, муниципальные и судебные акты, нарушающие его права и свободы, в целях восстановления нарушенных прав и свобод человека». Наличие или отсутствие заключения Венецианской Комиссии не является условием для обращения политических партий в Конституционный суд. Каждая политическая партия может, подав жалобу в Конституционный суд, оспорить конституционность закона.

Вопрос: Представители власти обычно заявляют, что при разработке законопроекта были учтены многочисленные положения Венецианской Комиссии. Были ли э учтены? Вообще, какой должна быть процедура? Нужно ли было обращаться в Венецианскую Комиссию во время подготовки законопроекта или после того как он был принят?

Ответ:  Не думаю, что официальные лица искренни заявляя об этом. Хотя в заключении Венецианской Комиссии указано, что она давала свое заключение по закону 1992 года, а также по изменениям, внесенным в этот закон в 2011 году, но такое сотрудничество в процессе разработки нового закона не отмечено. На самом деле, законопроект должен был быть заранее представлен в Венецианскую Комиссию и получено его заключение.  Однако, если это не было сделано, это не значит, что процесс завершен. Подготовка такого заключения после принятия закона - это месседж о том, что процесс не завершен и двери еще открыты.

Вопрос: Какие шаги следуют предпринять для усовершенствования Закона и в тоже время для улучшения деятельности политических партий? Какие шаги должны предпринять власти? Что могут сделать политические партии, чтобы защитить себя?

Ответ: К сожалению, сложилась ситуация, когда вопрос улучшение деятельности партий больше не в их власти. В условиях значительного истощения ресурсов и наличия политической апатии нет надежды на то, что в ближайшее время они будут мобилизованы и усилены до уровня, позволяющего влиять на политические процессы.  Сила политических партий-это их электорат, и пока они не приведут этот электорат в движение, они не смогут защитить ни себя, ни интересы общества.

 

Написать отзыв

Партийная система

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей