Я снова пишу тебе, хотя сейчас знаю точно, что ты не можешь читать мои письма, ты совсем изолирован. Но я думаю, что наша Динара - Наш Генерал Чуйков и Родимцев в одном лице, сохранит эти письма и когда-нибудь прочитает нашим внукам.
Наш любимый К. Симонов четко сказал "Письма пишут разные: слёзные, болезные, иногда прекрасные, чаще бесполезные". Но ты всегда собирал мои письма, статьи, рукописи. Ты в нашей семье был ученым исследователем. А я даже не всегда помню, что написала. И мне было так приятно, когда на прошлой неделе Том Де Валь сослался на мою статью "Мера ответственности политика", опубликованную в 1990, в самиздатовском "Истиглале".
А Светлана Ганушкина вспомнила как мы с ней в 1991 г организовывали встречу представителей азербайджанской и армянской интеллигенции. Для меня таким значимым было письмо-обращение к нам моего любимого Булата Окуджавы!
Все это уже история. Ты, как всегда прав, наши имена из истории уже не сотрёшь.
Мы с тобой начали нашу борьбу еще в советском Гулаге, мы тогда и представить себе не могли, что эта страна красного фашизма развалится еще при нашей жизни. Мы сотрудничали с подпольным "Движением национальных меньшишств, порабощенных большевиками", были корреспондентами самиздатовской газеты "Экспресс Хроника". Я так многому научилась у Cаши Подрабинека. Потом я в Инициативном Центре по созданию Народного Фронта, в первом правлении НФА. Ты написал первые исследования по возрождению ислама в постсоветском Азербайджане, о истории перемещенных народов. Хотя ты с юности мечтал написать военную историю древнего Азербайджана. И мы с Динарой мечтали, что создадим для тебя эти условия. В 2012 я создала уникальный совместный Азербайджано - Армянский сайт...
Но именно наш арест увеличил наши имена. Нас не просто арестовали супружеской парой, возродив "славную" сталинскую традицию. Против нас выдвинули такой букет фантастических обвинений (Ежов и Вышинский отдыхают), что вплоть до пожизненного...
Находясь в заключении, я четко поняла, что их цель не просто уничтожение, а жестокие пытки, издевательства, физические мучения, когда смерть - есть желаемое избавление от страшных мучений. Это наша действительность и я это четко осознала. Иными словами, наша работа получила самую высокую оценку по самой высшей шкале...
Ариф, мне так одиноко без тебя! Мы 36 лет были плечом к плечу, надеялись отметить 40 летие, но они нас так боятся...
Господи, чем же маленькая, слабая, болезненная женщина могла так запугать власть удерживающих? Чем?!
Знаю ты скажешь, что "путник возвестит Лакедемону, что мы лежим тут, верные Закону." Но я все же думаю Леониду было легче, проще...
Одна из 300-х
Твоя Лейла
Справка Turan
*В 408 году д.э. Царь Спарты Леонид во главе с 300 спартанскими войнами в течении двое суток сдерживал проход многотысячной персидской армии Ксеркса. Царь и все его войны погибли, исполнив свой воинский долг. Возле ущелья, где произошла неравная битва, был сооружен мраморный лев. Здесь же поставлена была стела с надписью:
"О, путник, расскажи Лакедемону,
Что мы лежим здесь, верные закону".
*Лакедемон – персонаж древнегреческой мифологии. Сын мифологического бога неба Зевса и плеяды Таигеты. По его имени страна названа Лакедемоном. Построил город, и в честь своей жены назвал Спартой.
*В древней Греции – Афинах и Спарте стабильность и баланс между всеми слоями общества опирались на верховенство закона. В критический для Афин момент, нашелся человек (Солон), который смог без единого акта насилия, без какого-либо злоречия убедить богатых и бедных заключить компромисс, чем не только предотвратил социальный хаос, но и установил новый, более справедливый политический и экономический порядок на всю оставшуюся историю независимых Афин.
На вопрос, что делает государство упорядоченным и благоустроенным, Солон ответил:
"Когда народ повинуется правителям, а правители - закону".
Rəy yaz