Turkish Aerospace Industries has sold drones to countries across Central Asia and Africa (Geoffroy Van der Hasselt)
afp: Турецкие оборонные производители представили свои силы на Парижском авиасалоне на этой неделе, первом за четыре года, во время которого конфликты, включая вторжение России на Украину, высветили ставшее желанным оружие страны.
Наиболее очевидной является государственная Turkish Aerospace (TAI), чей просторный стенд, на котором выставлены вооруженные беспилотники, вертолеты и недавно разработанный реактивный тренажер, находится всего в нескольких шагах от таких тяжеловесов, как Airbus и Boeing, в аэропорту Ле Бурже.
Можно было видеть, как военные делегации с суровыми лицами, включая одну группу из Бразилии, осматривали самолет, в то время как зеваки фотографировали беспилотники, начиненные бомбами и ракетами.
Как экспортер оружия, Турция "извлекает выгоду из имиджа "третьего пути": политически менее ограничительного, чем западные системы, но более нейтрального, чем покупка российского, китайского или иранского оружия, гарантируя при этом удовлетворительное качество", - написал Лео Периа-Пень, исследователь Французского института международных отношений (IFRI) в недавняя статья.
Среди наиболее востребованных продуктов страны - вооруженные беспилотники, частично приводимые в движение TB-2 Bayraktar производства частной фирмы Baykar, у которой нет собственного стенда на авиасалоне.
Беспилотник оказался в центре внимания СМИ в прошлом году благодаря своей роли на самых ранних этапах обороны Украины от российского вторжения и был куплен дюжиной военных, согласно данным Международного института стратегических исследований "Военный баланс".
Как и Baykar, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) TAI в последние годы продавались по всему миру, в том числе в Казахстан, Кыргызстан, Малайзию, Алжир и Тунис, согласно данным SIPRI, организации, занимающейся наблюдением за торговлей оружием.
Что касается беспилотников, то "наибольший интерес в настоящее время вызывает Африка", где страны хотят, чтобы они "боролись с терроризмом", сообщил агентству AFP глава TAI drones Омер Йилдиз.
Турецкие беспилотники "доказали свою эффективность в борьбе с терроризмом" в соседней с Турцией Сирии, где вооруженные силы Анкары вступили в бой с курдскими боевиками, а также с группировкой "Исламское государство" (ИГ), добавляет он.
Данные SIPRI показывают, что в других странах Африки Нигер и Чад приобрели турбовинтовой учебно-тренировочный самолет Hurkus-C компании TAI, который также может использоваться для наземных операций.
Фирма прилагает все усилия, чтобы продемонстрировать менее агрессивное использование своих беспилотников, указывая на их использование для восстановления покрытия мобильной связью в некоторых районах после разрушительного землетрясения в феврале.
Их радары также использовались для обнаружения российских и украинских мин, угрожающих коммерческому судоходству в Черном море, после вторжения Москвы на территорию своего соседа в прошлом году.
- "Агрессивные субсидии" -
Йилдиз из TAI указывает на масштабную модель последней версии своего беспилотника Anka, дельтовидного крыла с реактивным двигателем, которое больше похоже на американский бомбардировщик-невидимку, чем на его неуклюжий родственник с пропеллерным приводом.
По его словам, благодаря большей полезной нагрузке и другим расширенным возможностям беспилотник "нацелен на выполнение задач "воздух-земля" американского истребителя F-16".
Замена западных технологий отечественным вооружением восходит к истокам отечественной оружейной промышленности Турции, которую Анкара продвигала с тех пор, как в 1970-х годах США ввели эмбарго на поставки оружия в связи с ее вторжением на Северный Кипр.
"Увеличение возможностей сектора обеспечивается с помощью политики очень агрессивных промышленных субсидий, требующей высокой отдачи от инвестиций в форме передачи технологий, развития местного производства или партнерских отношений с крупными западными промышленными группами", - пишет Периа-Пень из IFRI.
"С 2000-х годов особое внимание уделялось авиационным возможностям" и растущему интересу турецких вооруженных сил к беспилотным летательным аппаратам, добавил он.
Этому только способствовал отказ США продать союзнику НАТО Турции истребители F-35 после того, как Анкара купила зенитные комплексы у антагониста блока России.
На другом стенде в Ле Бурже Русен Комурку, генеральный секретарь Ассоциации производителей оборонной и аэрокосмической промышленности Турции (SASAD), наизусть цитирует отраслевую статистику: 100 000 рабочих мест и 10 миллиардов долларов выручки, из которых 4,4 миллиарда долларов приходится на экспорт.
На вопрос, почему продукция в этой стране пользуется таким успехом, он просто говорит, что в Турции "вы найдете хороший материал по хорошей цене".
- "Все больше и больше на экспорт" -
В уютной комнате за соседним стендом государственной компании-разработчика ракет Roketsan, уставленным макетами управляемых взрывчатых веществ, руководитель отдела маркетинга Мустафа Одабас соглашается.
"Поскольку мы разрабатываем новые системы для удовлетворения потребностей вооруженных сил Турции, наши продажи растут", - говорит он агентству AFP.
"Теперь у нас есть возможность" поставлять "ракеты высокой точности, крылатые ракеты, ракеты большой дальности", которые привлекли клиентов по всему Ближнему Востоку и особенно в регионе Персидского залива, добавляет Одабас.
По его словам, продажи беспилотников Baykar и TAI за рубежом помогли Roketsan завоевать клиентов в Африке и даже Европе.
В сложной глобальной сети оборонного производства Roketsan является единственным производителем некоторых деталей, используемых в зенитных ракетах Patriot компании Raytheon, недавно поставленных в Украину, точно так же, как TAI производит компоненты для самолетов союзников по НАТО, таких как Airbus A400M transporter.
В будущем "50 процентов наших продаж должно приходиться на экспорт. Я считаю, что их должно быть еще больше", - сказал Одабас.
Глава промышленной ассоциации Комурку ожидает, что в ближайшие годы "все больше и больше (турецкого оружия) будет поставляться на экспорт, возможно, 10 миллиардов долларов не за горами на нашем горизонте".
Это поставило бы Турцию недалеко от крупного экспортера Франции, которая, по данным правительства, продала оружия за рубеж на 11,7 миллиарда евро (12,3 миллиарда долларов) в 2021 году.
Написать отзыв