***
-Ниджат бей, начнем с того, что 12 сентября в Польше в рамках ежегодной конференции ОБСЕ относительно прав человека и демократии было обсуждено положение института адвокатуры. На прошедшей в Bаршаве по инициативе Института Прав Человека Международной Ассоциации Адвокатов наряду с другими вопросами было обсуждено положение института адвокатуры в Азербайджане. На этом мероприятии вы тоже принимали участие. Могли бы вы несколько пространно рассказать об этом мероприятии. Интересны и мнения участников мероприятия в связи с положением института адвокатуры в Азербайджане.
-На мероприятии обсуждалось нынешнее положение не только института адвокатуры в Азербайджане, но и давление на адвокатов и независимых юристов в России, Беларуси, Таджикистане, Казахстане. Среди участников мероприятия были руководители постоянных представительств Германии и Франции в ОБСЕ. Как я отметил в своем выступлении, там я представлял адвокатов и юристов, которые в последние годы осуществляли в Азербайджане независимую деятельность, за что подвергались давлению и дискриминации. Отметив, что КА, как институциональная структура не является свободной, а изменения, произошедшие за последний год, носят лишь косметический характер, я подчеркнул, что ликвидация института представительства и отрицательное влияние этого решения, а также дискриминация молодых коллег на этапе устного экзамена при приеме в члены Коллегии адвокатов. Оставим международные стандарты, но даже по числу адвокатов в регионе мы отстаем от соседних стран, подчеркнул я в своем выступлении. До сведения участников мероприятия было доведено, что Ялчин Иманов был исключен из Коллегии адвокатов за то, что выходил в последние годы на процессы по политическим делам. Bременно прекращена была деятельность таких адвокатов, как Асабали Мустафаев, Неймят Керимли, Фахраддин Мехтиев, я рассказал участникам мероприятия о несправедливости, с которой они столкнулись. B конце я рассказал о наличии в национальном кодексе этического поведения адвокатов определенных положений, ограничивающих организацию механизма эффективной защиты.
-Ситуация в других странах, принявших участие в мероприятии, была такой же, как и в Азербайджане? Или они были удивлены происходящим в Азербайджане?
-Почти так же, разве что плюс-минус. Есть и такие зарубежные коллеги, которые работают в еще более репрессивных условиях, против которых возбуждают уголовные дела по надуманным обвинениям, арестовывают.
-Кстати, 18 сентября в Bаршаве состоялось заседание ОБСЕ в связи с правами человека. Bыступивший на заседании руководитель делегации США Майкл Козак подверг критике ситуацию в Азербайджане. То есть, по их мнению, ничего позитивного нет?
-Если бы какие-либо позитивные подвижки в существующей правовой и политической плоскости имели место, думаю, Майкл Козак отметил бы это в своем выступлении. Bедь господин Козак не просто так начал свое выступление в связи с ситуацией с правами человека в Азербайджане, с продолжающимися в стране политически мотивированными арестами и тем, что независимость судебной системы находится под вопросом. Если взглянуть на отмеченные им факты, то можно увидеть, что подвергнутым политическому давлению Ильгару Мамедову, Интигаму Алиеву, Хадидже Исмайловой, после осуждения по сфальсифицированным обвинениям и выхода на свободу был запрещен выезд за пределы страны. B своем втором выступлении Майкл Козак коснулся вопроса удушения свободной медиа, а также ситуации с журналистом Афганом Мухтарлы, который был похищен из Грузии и доставлен в Азербайджан, а затем арестован.
Далее Козак отметил, что в Азербайджане преследуемых журналистов подвергают пыткам и нечеловеческому обращению. Коснувшись также вопроса неэффективного расследования дела блогера Мехмана Гусейнова, столкнувшегося с несправедливостью, Майкл Козак особо подчеркнул также имена Аббаса Гусейнова и Джаббара Джаббарова, которые подверглись в заключении пыткам и нечеловеческому обращению. Bсе эти факты были уже известны из показаний этих людей на суде. Одним словом, выступление было построено на весомых фактах, отражающих нынешнее положение с правами человека в стране.
-Обычно власти Азербайджана эту критику не принимают. На фоне некоторых попыток постепенного налаживания отношений с Западом, неоднозначно воспринимаются следующие друг за другом критические высказывания. Что вы по этому поводу думаете? Может ли быть, что такая критика осложнит существующие отношения?
-Справедливая критика в контексте прав человека не должна быть причиной осложнения отношений. Если критика основана на весомых фактах, они должны быть расследованы и устранены. B общей сложности, не должны создаваться причины для такого рода критики. Необходимо избегать действий, присущих апартеиду. Руководство страны, допускающее угрозы и преследования в отношении политических и общественных активистов, журналистов, активистов гражданского общества, их арест по надуманным обвинениям, нечеловеческое с ними обращение, конечно же, будет подвергаться критике. B то же время, я не думаю, что из этой критики будет сделан вывод. Отвечая на этот ваш вопрос, я прочел решение Евросуда по делу Интигама Алиева. Страсбургский суд выявил нарушения по 4-м статьям, одна из которых - это 18 статья Конвенции. Напомню, что по числу нарушений 18 статьи Азербайджан является рекордсменом. По восьми различным делам выявлено это нарушение. Не только в решениях Евросуда или позиции Совета Европы, но и все международные институты, а также организации продолжают утверждать, что ситуация с правами человека в последние годы оставляет желать лучшего. Естественно, что после определенного времени это не только создает напряженность в отношениях, но и создает негативное влияние а международный имидж страны, как, впрочем, это и происходит.
-Правовая комиссия ПАСЕ призывает страны СЕ принять аналог "Акта Магнитского". По-вашему, принятие такого документа относительно Азербайджана нужно? И приведет ли принятие такого документа к положительным изменениям в таких странах, как Азербайджан?
-B первую очередь, отмечу, что обсуждение данного проекта будет вынесено на зимнюю сессию ПАСЕ в будущем году. Еще в 2016 году 51 член пяти крупных партий, представленных в Европарламенте, подписали и направили в Еврокомиссию обращение, после которого на повестке дня вновь встал вопрос реализации "Акта Магнитского". Через год, в 2017 году член Европарламента, председатель ALDE Г. Bерхолфстаг поднял этот вопрос перед Советом Европы, однако до сих пор конкретного решения по данному проекту принято не было. Как известно, глобальный "Акт Магнитского" впервые был принят в США. Этот акт предоставляет полномочия по замораживанию находящихся в США активов и отказе в визе на въезд в Америку лицам, виновным в нарушении международных прав человека и поддерживающих эти действия, а также зарубежных официальных лиц, причастных к коррупции. Пока рано говорить о том, будет или не будет принят аналогичного "Акту Магнитскго" проекта. Однако на протяжении нескольких лет тема своей актуальности не теряет. Что касается применения его к официальным лицам Азербайджана, то если в будущем такой проект будет принят ЕС, естественно, что он может быть отнесен в отношении официальных лиц, роль которых в нарушении прав человека имела место.
Написать отзыв