Collage
***
-Аловсат бей, в последнее время часто поступает информация в связи с азербайджанскими эмигрантами, в особенности, из Германии. Некоторые проявляют свой отказ к депортации совершением суицида, некоторые проводят акции протеста в кампах для беженцев. Что происходит?
-Сожалею, что в большинстве своем информация неприятная, даже, несмотря на то, что происходящее в иммиграционной политике Германии благоприятная для граждан Азербайджана и это радостная новость. B течение почти 30-ти лет в области трудовой миграции ведутся серьезные реформы, которые, в первую очередь, связаны с привлечением иностранцев к рынку труда в Германии. Граждане Азербайджана могут задуматься о том, каким образом можно этим воспользоваться. Раньше гражданин Германии не мог брать на работу гражданина из страны, которая не входит в ЕС, и на которое претендует гражданин ЕС. Сейчас в закон внесены изменения. Каждый, знающий немецкий язык иностранец, может работать в Германии. Кроме того, знающий немецкий язык иностранец, как лицо, ищущее работу, может спокойно оставаться в Германии 6 месяцев для поиска работы.
Германия, открыв границы для квалифицированных специалистов, ужесточила законы, связанные с беженцами. Запланированы даже льготы для лиц, занимающихся трудовой деятельностью и ищущих убежище.
Это правда, что некоторые люди прибегают к суициду, только бы не возвращаться в Азербайджан. Связывают это с теми проблемами, которые ожидают их на родине. Это не те проблемы, которые ждут политактивистов и критиков. Согласно немецкому законодательству, недопустимым является возврат в Азербайджан лиц, жизни которых угрожает опасность. А таковыми являются лица, у которых в большей степени проблемы со здоровьем или здоровьем членов семьи.
К примеру, больные эпилепсией, люди с нервно-психическим расстройством, больные гепатитом, использующие инвалидные коляски в связи со здоровьем, не желают возвращаться в Азербайджан и проводить жизнь в четыре стенах после того, как увидели жизнь людей с аналогичным диагнозом в Европе, в Германии. К тому же отсутствие в Азербайджане страховой системы, делает невозможным лечение из-за финансовых средств, поэтому люди отдают предпочтение суициду. B то же время следует отметить, что протестуют против депортации не только сами депортируемые, но и их соседи в Германии, трудовые коллективы, в которых они работают, школьные коллективы, где они учатся. Однако о таких положительных моментах азербайджанская пресса не пишет.
B корне этих событий, конечно же, стоит неправильная информированность населения. Большинство приезжающих из Азербайджана за рубеж не знают даже требований Дублинского соглашения. Не знают даже таких понятий, как статус беженца, терпимость, не осведомлены о достаточной степени об ожидаемой опасности при депортации на родину. Считаю, что посольства европейских стран в Азербайджане, Международная организация Миграции (МОМ), местные НПО в целях контроля над ситуацией и информирования населения должны рассмотреть вопрос о создании горячей линии, именуемой Центром миграционной информации или под каким-то иным более подходящим названием. Правительство Азербайджана должно оказать поддержку. Другая причина связана с отсутствием горячей линии в посольствах. B Германии есть десятки знакомых мне людей, которым правительство Германии предлагает работу, просит представить паспорт для заключения трудового договора. А посольство Азербайджана в ФРГ им паспорт не выдает. Даже не выдается паспорт тем, кто очно обучается за рубежом. Такие моменты создают у людей нервное напряжение, что заканчивается митингом или протестом. B ближайшем будущем мы планируем создать в Германии горячую линию. B настоящее время продолжаются переговоры с посольством Азербайджана и диаспорским комитетом.
-На самом деле желающие получить в Европе убежище это не только политактивисты и журналисты. Большинство из мигрантов мигрируют из страны какими-то способами. По имеющейся у вас информации, сколько азербайджанцев в последнее время эмигрировали? Кто это в большинстве своем? Как простым людям попасть туда? И почему так стремятся эмигрировать из страны?
-Приведу статистику последних лет. B 2018 году число, 2900 граждан Азербайджана обратилось для получения убежища в Германии. B 2017 году 3030 азербайджанцев обратились к правительству Германии для получения статуса беженца, в 2016 году число наших соотечественников, обратившихся для получения статуса беженца составило 4750 человек. B 2015 году - 1497, в 2014 году - 1295 человек.
B сравнении с Азербайджаном из соседних Армении и Грузии для получения статуса беженцев обращаются еще больше людей.
Согласно статистике 2018 года, число граждан Грузии стремительно возросло. Так, в первые два месяца 2018 года число прибывших из этой страны составило 745 человек. B 2018 году 398 граждан Азербайджана были депортированы из Германии. Большинство из них были отправлены на родину самолетами, а 40 человек сухопутным путем. B виду оказания в аэропорту сопротивления, депортировать 9 человек не удалось. Трех человек не удалось выдворить из страны в связи с проблемами со здоровьем.
B 2018 году согласно Дублинской конвенции 300 азербайджанцев были депортированы из Германии в страны Шенгена, откуда они прибыли. Примерно 40% из них несовершеннолетние. Около 600 азербайджанцев добровольно покинули Германию, получив отказ в предоставлении убежища. Около 500 граждан Азербайджана согласились покинуть страну в обмен на финансовую помощь в рамках реализуемой правительством Германии Программы по репатриации. B 2016 году 93 азербайджанцы получили отказ в предоставлении убежища и были депортированы из Германии, 87 из них были отправлены самолетами, остальные отправлены в другие страны.
Два года назад мы провели опрос среди 2000 человек, как выяснилось среди отправившихся в эмиграцию имеются представители всех политпартий. Много бывших сотрудников правоохранительных органов, сотрудников МBД и СГБ. Некоторые из покинули страну будучи действующими сотрудниками МBД, СГБ, Погранслужбы, Минюста или не могли покидать страну как носители секретной государственной информации. Среди ищущих убежище имеются и представители близких к власти партий. К примеру, члены правящей партии в этом вопросе стоят на третьем месте после ПНФА и Мусават. Более 90 процентов прибывают из Азербайджана на основе визы. B виду невыполнения ими требования Дублинского соглашения, более 70-ти процентов прибывших в Германию, сталкиваются с проблемой депортации.
-Порой в азербайджанских медиа и соцсетях можно встретить статьи по теме миграционной спекуляции, использованием фальшивых документов для миграции. B этих статьях конкретно обвиняют или оппозиционные политпартии, или конкретные лица. Какие факты в связи с миграционной спекуляцией имеются у вас? На самом ли деле имеются люди, занимающиеся этим делом? Есть в этом роль оппозиционных полит партий? Как эти лица приобретают фальшивые документы?
-B законодательстве нет понятия миграционной спекуляции. Имеются такие понятия, как торговля людьми, организация незаконной миграции, фальсификация документов, за что предусмотрена уголовная ответственность. Факт наличия миграционной спекуляции определяют не СМИ или какие-то лица, а правоохранительные органы вне зависимости от страны. Наличие миграционной спекуляции подтверждает наличие жертвы преступления, должен быть доказан факта нанесения ему ущерба. За рубежом эти неприятные разговоры в большей степени, к сожалению, имеют место среди азербайджанцев. Разговоры эти очень вредные и не отражают реальность. Инсинуации на эту тем распространяются и в силу того, что руководители оппозиционных партий, в частности Мусават и ПНФА занимают молчаливую, оборонительную позицию. Первичной задачей любой партии является защита безопасности, прав и свобод своих членов. ПНФА и Мусават в этом смысле должны защищать своих членов вне зависимости от их места пребывания. Если руководитель какой-то партии защищает своего члена, предоставляет ему письмо поддержки, то должен защищать его до конца. Оценка таких понятий как торговля людьми, торговля мигрантами является проблемой прессы, общественности Азербайджана и правоохранительных органов. Азербайджанская пресса не может за несуществующую жертву винить кого-то, в том числе политические партии и какие-то организации. У меня есть информация о группах, занимающихся в Баку организацией незаконной миграции, и я ее не раз озвучивал. Ко мне даже обращались конкретные жертвы. Мы старались решить этот вопрос без огласки по желанию самой жертвы. Некоторые вопросы мы даже смогли решить.
Например, мне приходилось защищать жертв миграционной торговли, когда мошенник азербайджанец взял за услуги отъезда и размещения в Германии у одного соотечественника 30 тыс. манат, а у другого 13 тыс. манат. Для расследования этих фактов было обращение в соответствующие органы. B негативном решении суда города Мюнстер в отношении мусаватиста Рахида Баширова указано, что представленный партийный билет и справка не соответствует удовлетворению жалобы. Это абсолютно верное выражение. Никому статус беженца не может предоставляться только из-за партийной принадлежности. Член партии тогда может получить убежище, когда он занимается активной партийной деятельностью, за которую будет подвергнут преследованию, которое реально, а возвращение на родину грозит ему арестом или имеется реальное основание для ареста. Порой люди, не соответствующие этим принципам, с легкостью получаю статус беженца или право временного проживания в другой стране. А это становится причиной возникновения различных разговоров.
-Почему люди хотят уехать из Азербайджана? Или при наличии решения о депортации не желают возвращения в страну? Почему возвращению предпочитают суицид?
-Люди хотят хорошо жить, поэтому и уезжают за границу. У каждого есть право покинуть страну, гражданином которой он является, никто не может быть лишен этого права безосновательно. Еще раз повторяю, что для некоторых политактивистов и лиц определенных социальных групп Азербайджан на самом деле опасная страна. Убегая от опасности люди не желают возвращаться в нее вновь. Следует отметить также, что совершающие суицид это не только те, кто не желает возвращения в Азербайджан. Среди них в настоящее время больше тех, кто не желает ехать в третью страну.
Самед Сеидов говорил, что мигранты могут возвратиться на родину. Никакая опасность их не ждет. Насколько, по-вашему, депутат прав? На самом ли деле в Азербайджане мигрантов никакая опасность не ждет? Это заявление Самеда Сеидова понравилось мне с точки зрения призыва к примирению, и я даже выразил к нему свое отношение. Однако последующие процессы показали, что слово "опасность" Самеда Сеидова нуждается в анализе в широком смысле слова. Еще раз повторяю, если даже президент помилует всех политактивистов, это не превратит Азербайджан в безопасную для других социальных групп страну. Речь идет об опасности предпринимателям, честным сотрудникам правоохранительных органов, больным определенной группы, женщинам, подвергающимся насилию. Список можно значительно расширить.
-B эмиграции люди чувствуют себя свободно. Оттуда они посредством соцсетей могут говорить в адрес властей что угодно, используя порой и ругательства. Есть мнение, что большинство из этих мигрантов намеренно или не служат власти или какой-то ее ветви. Насколько это так?
-Свобода тоже разной бывает, некоторые ею злоупотребляют. Те, кто ругаются, вне зависимости от их принадлежности к конкретному лагерю, это люди, наносящие обществу вред. Независимо от того, находятся ли они во власти или в оппозиции нападать на них не стоит. И те, кто ругаются, и те, кто их слушает, когда-то будут вынуждены остановиться.
-Что надо сделать, чтобы люди не хотели покидать свою страну, а мигранты с легкостью возвращались бы назад?
-Среди южно-кавказских стран именно из нашей страны за рубеж едет меньше всего людей. Было бы хорошо, чтобы желающие выехать за рубеж, уделяли больше внимание вопросу интеграции в общество страны, в которой они собираются поселиться. Не надо думать о том, как пресечь желание людей эмигрировать за рубеж. Просто надо людей информировать, обучать специальности, готовить к интеграции в какой-то стране, чтобы они представляли Азербайджан за рубежом с любовью. А для этого, конечно же, нужно информирование и просвещение.
Написать отзыв