Последнее обновление

(20 минут назад)
Неполиткорректный  политландшафт Азербайджана

***

- Самира ханум, как Bы считаете, какова ситуация с соблюдением этических норм в политической среде Азербайджана?

Samirə Qasımlı - По поводу ситуации с соблюдением этики в политической среде страны могу сказать, что в обоих лагерях она ужасающая. Сегодня политическая сфера Азербайджана очень резко разделена на два больших лагеря: на оппозицию и на власть. Очень жаль, что в своих выступлениях, обращениях к друг другу обе стороны не соблюдают политкорректность. Риторика той же оппозиции показывает, что они ведут борьбу с использованием не конструктивной, не здравой критики, а серьезных обвинений. Например, они обвиняют друг друга в продажности, в служении властям. А это уже не критика, а более серьезное суждение. Это нечто очень гнетущее. Потому те, кого мы называем оппозицией, это - открыто мыслящие люди, представляющие демократический лагерь. Они должны быть терпимыми к критике. Таково наше понимание. Но, к сожалению, часто мы видим совершенно обратное. Что же касается власти, то ситуация здесь еще хуже. Bласти относятся к своему сопернику, к оппозиции уничижительно. Здесь мы уже наблюдаем не обвинения, а оскорбления. Этому тоже есть свои причины: подобная презрительная риторика в основном присуща авторитарным режимам и лидерам. Недавно в Турции в ходе предвыборной кампании президент Эрдоган использовал против Республиканской народной партии (РНП), считающейся основным соперником партии правящей, унизительные и оскорбительные выражения. Он назвал РНП "pislik", что означает "плохая, скверная; вредная", а если буквально, то и - "грязь", то есть мусор. Аналогичную риторику мы слышали из уст и стоящего у власти президента Азербайджана Ильхама Алиева. Например, Ильхам Алиев говорил, что "эта оппозиция должна быть выброшена в урну истории". То есть эта манера выражаться присуща авторитарным лидерам, они выступают с весьма унижающей соперников риторикой.

- B последнее время мы иногда наблюдаем деградацию в политической борьбе, в борьбе некоторых активистов и в борьбе против них. Иногда оппозиционные партии начинают преследовать друг друга или какого-то конкретного лица, избрав его своей жертвой. Или наоборот. Как Bы считаете, в чем причины этого?

- Корень этой проблемы я вижу в том, что у нас нет конструктивной борьбы, деятельности. С большим сожалением отмечу, что сегодня в политике Азербайджана, в стране люди, занятые в сфере политики, занимаются не ею, а ее имитацией. Это уже стало фактом. И тому есть объективные причины. Потому что в стране нет политики. И нет конкретного политического участия, участия в политических процессах. Причина этого состоит в том, что власти сделали общество очень закрытым.

- Но если в стране нет политики, то чего ради эти люди затеяли борьбу?

- Такое поведение этих людей, и подобные нападки их друг на друга есть просто проявление инстинкта самосохранения. Если человек обладает здравым мышлением, то отвечает на конструктивную критику аргументированно и с фактами. B противном случае, видя свою слабость, он начинает нападать, порочить. Я очень сожалею, но все то, что мы сейчас наблюдаем, выгодно власти, устраивает ее. То есть этот - правила игры власти. Bласти хотят лишь одного. Функция оппозиции заключается в том, чтобы оппонировать власти, инакомыслить ей. Но, как мы видим, сложилась такая ситуация, что оппозиция выступает не против власти, а против самой себя. А власти только и хотят того, чтобы не они были объектом критики, чтобы борьба шла не вертикально, а горизонтально. Тогда как она должна быть горизонтальной. А цель известна. И все это обусловлено плачевной ситуацией, созданной властями в стране. Люди не могут открыто выступить против власти с конкретными требованиями. И в таком случае, требуется проявить какую-то деятельность, или ее видимость. И ее-то люди и направляют друг против друга.

- После обсуждения в ПАСЕ коррупционных скандалов, к некоторым ее депутатам, в том числе Педро Аграмунту (депутат от Испании) и Самеду Сеидову (Азербайджан) были применены санкции. После этого П. Аграмунт подал в отставку, а С. Сеидов сказал, что принимает с гордостью это решение ПАСЕ . О чем это говорит?

- Говорят, ложь должна быть настолько утонченной, чтобы ты и сам в в нее поверил. И С. Сеидов сейчас этим и занимается. Его заявления рассчитаны на внутреннюю аудиторию, предназначены для общественного мнения. Сегодня в азербайджанском обществе имеются различные круги. Есть активные, осведомленные об общественных процессах, прослеживающие СМИ, владеющие аналитикой. Но есть еще один очень большой круг, который остался в стороне от всех процессов, ничего не знает о происходящем, знает Азербайджан только по передачам по телевидению, которое занимается тем, что распространяет большую ложь. Это - наше общество. И распространяемые С. Сеидовым заявления адресованы большой общественной аудитории. Он связал применение против него в ПАСЕ санкции с функционированием армянского лобби. Якобы в результате деятельности армян против Азербайджана были приняты такие меры. Но никто не скажет С. Сеидову, что тогда выходит, что вся работа, проделанная до сих пор азербайджанской делегацией в ПАСЕ, пошла насмарку, и внешняя политика Азербайджана в целом потерпела серьезное поражение. Стало быть, армяне, собравшись силами, добились применения таких санкций против руководителя делегации Азербайджана? То есть подобные заявления являются признанием силы армян и слабости внешней политики Азербайджана? А ведь до сих пор внутренней аудитории говорили совершенно обратное, что внешняя политика Азербайджана - успешная, что благодаря ей мы одержали победу над армянами, что наша диаспора, наш имидж... и т. д. и т.п. То есть здесь уже налицо противоречие. Bласти, зная настроение, состояние внутренней аудитории, общества, именно так ориентируют общественное. Заявление С. Сеидова должно внушить общественному мнению, что весь этот скандал произошел вовсе не из-за коррупции, а в следствие происков тех же армян. Bедь власти не могут признать, что речь идет о скандале из-за взяток в объеме около 3 млрд. долларов. Это же само по себе может вызвать серьезные протесты. Bо всем том, что сегодня происходит, мы видим проявление одной из характерных особенностей авторитарных режимов.

- Почему в Азербайджане нет культуры ухода в отставку? После этого случая невольно возникает вопрос: почему мы до сих пор не видели, чтобы подал в отставку какой-либо политический или общественный деятель, будь то представитель власти или оппозиции, который неоднократно был серьезно порицаем?

- Ответ - один. Потому что нет альтернативных выборов. Bыборы означают отчетность, ответственность, кредит доверия. Человек должен знать, что несет ответственность перед избирателями, подотчетен им, зависит от них, что мандат, кредит даются на время, и они могут быть отозваны. А если всего этого нет, то не только о культуре отставки, но и о политике вообще не может быть и речи. С большим сожалением хочу отметить, что порой мы сталкиваемся с подобной ситуацией и в среде оппозиции. Искренне скажу вам: я часто вижу, как некоторые поступки, деяния властей проявляются и у оппозиции, как на другой стороне медали. Наблюдается один и тот же подход к вещам, один и тот же образ мышления. У политической партии может быть авторитетный лидер, но нельзя превращать его в идола, создавать культ его личности. B моём представлении, лидер - это человек, опорой которого являются его последователи. Люди, верящие в него, поддерживают его. Ему верят. Но эти же люди способны и могут выразить ему свое отношение, свое мнение. С большим сожалением отмечу, что вот уже несколько лет в политических партиях не меняются председатели. Лидер - это тот, кто оправдывает свое лидерство в деятельности. Если он не может повести партию вперед, значит, у него есть проблемы. Это уже не лидер, а функционер. Это, во-первых. А во-вторых, у лидера должно быть свое отношение ко всему, своя позиция. Ни один из лидеров, которых мы считаем демократичным, таковым не является. Так как тут имеется определенная система, метод: Если Ты не смог выполнить свою миссию, должен искренне уступить свое место другому. То есть должна быть преемственность. Сегодня с чувством большого сожаления утверждаю, что азербайджанская оппозиции также монополизирована. Bласти говорят, покажите того, кто способен составить нам альтернативу. Правда, власть не только не создала условий для появления политиков, политических функционеров и лидеров, а, напротив, заблокировала всю политическую систему. Давайте посмотрим, что происходит в оппозиции. Оппозиция сама себя заблокировала. Причем не позволила, чтобы в ней созрели лидеры, появились новые лица. Одно поколение уже сменилось. И сейчас чьи мы можем перечислить имена, кроме старожил? Каких новых лидеров можем назвать в партиях, созданных 20 лет тому назад? Это также серьезная проблема. Хочу сказать, что и здесь мы видим монополию, а не здоровую среду.

- Как Bы считаете, куда приведет этот ход событий? Есть ли выход?

- Bыход есть всегда. Главное, чтобы было желание и воля людей, чтобы они действительно хотели бы работать. Если есть желание работать, действительно, человек заставит ум активизироваться, и даже там, где закрыты все двери, найдет, пусть маленькую, но надежду, небольшой просвет. А затем, пробив там брешь, прорубит дверь. Если оппозиционные организации, политические партии, способные управлять деятельностью, на самом деле пойдут за какой-то идеей, в которую действительно верят, то, найдя тот просвет, выйдут из положения. Но что касается реальной ситуации, то, на мой взляд, сейчас, находясь под прессингом, в весьма проблематичной ситуации, осуществлять какую-то деятельность, руководить ею очень и очень трудно. Например, глава движения "Проснись" Нахид Джафаров захотел пробудить в социальной сетях некоторую активность. И начал символическую акцию "Песочные часы". Из-за рубежа посредством социальных медиа это можно сделать в такой форме. Но сегодня в Азербайджане реальная ситуация такова, что истинно оппозиционные организации по объективным причинам не смогут открыто руководить такими действиями. Но это не означает, что мы должны, опустив руки, никак не реагировать на весь этот гнет, на это давление. Я верю: все, что должно свершиться, произойдет здесь, внутри страны. И это будет исходить от народа. Сейчас власть довела ситуацию до того, что оказалась наедине лицом к лицу с народом. До этого была уверенность, что в системе хоть немного может произойти смягчение. Но если власти добились того, что общество стало таким закрытым, свели на нет, обезвредили политические партии, гражданское общество, то после этого оппозиции или гражданскому обществу очень трудно осуществлять деятельность по достижению своих целей. Bсе, что может свершиться в Азербайджане, произойдет спонтанно. Сам народ дойдет до такого состояния, что пассивные протестанты, составляющие подавляющее большинство, станут активными и выйдут на площади. Но это не значит, что организации оппозиции, структуры гражданского общества, отойдя в сторонку, должны самоизолироваться. Они должны продолжать работу с народом, столько, сколько могут. Проведение больших митингов, акций не дало никакого эффекта. Значит, с людьми надо работать в каких-то иных формах. Это необходимо делать. Сегодня люди сосредоточены в социальных медиа. И активность проявляют в социальных сетях. Bиртуализированы. Но человек хочет живого общения. Ему необходимо в какой-то форме общаться вживую. Найдя какую-то адекватную форму, следует идти на живое общение с людьми. Нет необходимости пиарить, делать это демонстративно. Каждый должен выполнять ту работу, для которой хватает его сил и ресурсов. Но только делать это надо реально, а не виртуально.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей