Arxiv
После убийства в течение одной недели нескольких турецких солдат в Идлибе, контролируемом радикальными верующими, президент Эрдоган проявил решительность и контроперация турецкой армии изменила баланс в регионе в пользу Турции.
Когда 5 февраля президент Эрдоган в беседе с президентом России Владимиром Путиным по телефону сказал, что «дает Башару Асаду время до конца месяца, чтобы он вывел свои войска из региона Идлиба», это было, в тоже время, ультиматумом России или брать на мушку Б. Асада было проще? Конечно, сделать это столь же легко, сколь взять на мушку представленную в рядах Национального совета азербайджанскую оппозицию. Это знает и г-н Эрдоган, к тому же прибывший 12 февраля в Анкару специальный представитель Вашингтона по Сирии, бывший посол США в Турции Джеймс Джеффри также подчеркнул, что без России Дамаск не выстоит на поле боя и недели.
Хорошо, на фоне этой горячности Эрдогана у Москвы есть какие-то опасения? Ну а если Эрдоган продолжит бушевать, какие «очаги» разрушатся, и коли это случится, можно ли будет создать новые, а если нет, то отвернется ли Анкара от Москвы и вновь, но еще теснее сблизится с Вашингтоном и НАТО?
Далее, мы должны сказать, что с целью обсудить сирийский и особенно идлибский вопросы в субботу 8 февраля делегация из России, состоящая из дипломатов, военных и разведчиков, приступила в Анкаре к диалогу со своими турецкими коллегами.
Как сообщил источник Reuters в дипломатических кругах, российская делегация покинула Турцию, и, судя по всему, стороны не смогли достичь соглашения о том, как прекратить бои в Идлибе, в результате которых погибли турецкие военные, предполагает агентство. (Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2020/02/11/rossiyskaya-delegaciya-pokinula-ankaru-konsultacii-ne-dali-rezultata)
И хотя министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что, несмотря на отсутствие соглашения, диалог продолжится, и что Эрдоган и Путин могут встретиться снова, Москва не очень-то радужно настроена относительно судьбы этого вопроса.
Главную проблему представляет то, что турецкие войска вступили в прямое столкновение с сирийской армией в регионе и «Астанинский процесс», более-менее действенный с января 2017 года, уходит в прошлое. А в таком случае проведение переговоров между Турцией и Россией может оказаться весьма проблематичным.
Озвучивание в Анкаре на самом высоком уровне обращения к НАТО за помощью и призывов к оживлению отношений с Соединенными Штатами усиливает беспокойство Москвы в данном контексте. Возникла странная ситуация: Турция, исходящая до конца января в решении идлибской проблемы из тезиса о «новых волнах беженцев» и рассчитывающая на это, после потери в регионе 3 и 10 февраля 13 своих военных перехватила инициативу и в контрнаступлении прибегла к «политике расправы».
Так что будьте уверены: если даже Эрдоган и встретится с Путиным, то на сей раз у него позиция будет сильнее. Если президент Турции не откажется от мыслей о масштабных военных операциях до встречи в Москве или в Сочи, кто может его переубедить? Никто!
Тогда механизмы, которые до сих пор с большим трудом приводили в действие, изживут себя. А так как главным из них является «Астанинский процесс», то при невозможности предотвратить «Идлибский поход Эрдогана», этот процесс будет завершен, и Иран останется вне его.
Но ситуация с Ираном – это отдельный вопрос, сейчас очень важно уяснить, будут ли Анкара и Москва стараться найти новый формат переговоров по сирийскому вопросу? На самом ли деле можно будет, как говорил г-н Эрдоган (мы об этом писали 4-5 месяцев назад), ««Астанский процесс» заменить каким-либо другим, если он будет исчерпан»?
Российские военные эксперты, наряду с привлечением внимания к взятию сирийской армией контроля над магистралью в Алеппо после недавней решающей победы, не исключают, что в этом случае Турция может обдумать новые варианты. Вероятность такого хода событий еще более усиливается тем, что 11 февраля в парламентской группе своей партии Эрдоган вновь продемонстрировал резкую позицию, занятую им в данном вопросе. В таком случае, каковы могут быть требования Эрдогана, если он встретится с Путиным?
Чтобы Россия не вмешивалась, когда армии Дамаска будет в «преподан урок» или дать ему больше гарантий для закрепления в Идлибе? И он может потребовать и то, и другое...
Написать отзыв