Последнее обновление

(1 час назад)
Выполнит ли Армения условия совместного заявления?

Главы МИД Азербайджана и Армении Джейхун Байрамов и Зограб Мнацаканян, после переговоров в Москве, которые продолжались более десяти часов, приняли наконец под утро, совместное заявление о прекращении огня в гуманитарных целях (для обмена пленными, а также телами погибших) с 12:00 того 10 октября.

Настоял на этом президент России Владимир Путин. В тексте совместного заявления, которое было принято по итогам переговоров, прямо говорится, что оно было принято в ответ на обращение президента России.

В принятом документе предусматривается, что обмен военнопленными и другими удерживаемыми лицами и телами погибших при посредничестве и в соответствии с критериями Международного комитета Красного Креста. Что же касается конкретных параметров режима прекращения огня, то они будут согласованы дополнительно.

Кроме того, в ходе встречи по настоянию Азербайджанской стороны было принято, что стороны приступят при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ к субстантивным переговорам с целью скорейшего достижения мирного урегулирования ситуации в Нагорном Карабахе «на основе базовых принципов урегулирования». При этом, было подчеркнута  «неизменность формата переговорного процесса».

Это две позиции, которые Армения пыталось торпедировать с целью срыва переговорного процесса. Однако, проигрывая на театре боевых действий, она была вынуждена признать, что основой урегулирования должны стать Мадридские принципы (условное наименование основных принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта, предложенных Минской группой ОБСЕ конфликтующим сторонам в Мадриде в ноябре 2007 года), в которых изложено - как и в какой последовательности должен быть урегулирован конфликт, в какие сроки должны быть возвращены Азербайджану оккупированные территории. Также в них зафиксирована неизменность формата переговоров, что означает, что переговоры будут вестись только между Азербайджаном и Арменией. Таким образом, попытки руководства Армении усадить за стол переговоров марионеточный режим в Нагорном Карабахе потерпели фиаско.

Впрочем, все это пока еще не гарантирует успех Азербайджану. Поскольку мадридские принципы, помимо возвращения территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана, в частности предусматривает определение в будущем окончательного правового статуса Нагорного Карабаха на основе юридически обязательного волеизъявления его жителей. Азербайджан же готов рассматривать Нагорный Карабах только как автономию в пределах государства и борьба относительно его статуса еще впереди.

Тем не менее, президент Ильхам Алиев в недавнем интервью РБК  заявил, что Азербайджан не стал требовать от Армении полной капитуляции, предпочитая политическое решение конфликта.  «… мы не пошли на то, чтобы требовать от них за столом переговоров полной капитуляции. Мы понимаем, что режим Пашиняна достаточно уязвим. Он был уязвим и до эскалации в силу внутриполитических причин. Сейчас он уязвим еще больше. И я не считаю, что в интересах Азербайджана, чтобы в Армении сейчас произошла еще одна революция и пришли бы к власти оголтелые националисты, радикалы, азербайджанофобы. Поэтому мы не стали настаивать на конкретных датах в рамках того заявления, которое было согласовано. Но это предполагает, безусловно, согласованный вывод армянских оккупационных сил с нашей территории», - пояснил он.

Впрочем, можно с большой долей уверенности предположить, что руководство Армении не выполнит условий, оговоренных в совместном заявлении. Не успели еще высохнуть чернила, как Армения предприняла попытку контрнаступления, чтобы отбить город Гадрут, а также, освобожденные Азербайджаном территории Джабраильского района и в Агдаринском районе. В тот же день армянские войска подвергли артобстрелу села Тертерского и Агдамского районов. 11 октября, ночью, баллистические ракеты, выпущенные из Армении, поразили второй по величине город Азербайджана, Гянджу, в результате чего 9 человек погибли и 34 получили ранения. «Азербайджанская ТЭЦ» в Мингячевире так же подвергается нападению.

Поведение Еревана наталкивает на мысль, что там задались целью спровоцировать Азербайджан на удар по территории  Армении. Это даст России формальный повод заступиться  за нее как за члена ОДБК (Организации Договора о коллективной безопасности). Однако это может лишь побудить Азербайджан сделать выбор в пользу исключительно военного решения вопроса Нагорного Карабаха. И если подобное решение будет принято, то ни о какой автономии для этого образования не будет и речи.

Несмотря, что этому конфликту  немногим менее 30 лет, до настоящего времени ни одна из стран-сопредседателей Минской группы не проявил особой заинтересованности в его политическом разрешении. Напротив, кому-то из них, такая ситуация выгодна. А уже если посредник в каком-то конфликте извлекает из него выгоду, то можно быть уверенным, что ситуация будет регулярно обостряться. Именно это сейчас и происходит на Южном Кавказе.

Россия и война за Карабах

Влияние Москвы на Ереван трудно переоценить. Кремль мог бы давно вынудить Армению принять Мадридские, не говоря уже о том, чтобы удержать его от ненужных провокаций, к примеру, от переселения в Нагорный Карабах армян-беженцев из Сирии.

Экономика Армении в значительной мере зависит от России. Достаточно сказать, что Россия не только прибрала к рукам компанию «Электрические сети Армении», но и Армянскую железную дорогу (систему железных дорог, охватывающая 9 из 10 областей Армении), которая находится под управлением ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» созданным в Армении дочерним обществом ОАО РЖД (Российские железные дороги), а ЗАО Газпром Армения, является дочерним предприятием  российской компании «Газпром»

А главное, Россия является гарантом безопасности Армении – она поставляет ей оружие, разместила на ее территории базу, где находятся тысячи солдат (якобы с целью защиты Армении от ее экзистенциального врага Турции).

Но, несмотря на то, что Москва плотно задействована в Армении, она не была (по крайней мере, до недавнего времени) заинтересована в поиске политического решения конфликта в Нагорном Карабахе. Поскольку, благодаря этому конфликту Кремль обеспечивал свое присутствие и влияние на Южном Кавказе. Именно поэтому она и была заинтересована в поддержании чуть ли не 30 лет статус-кво.

Кстати, в интервью РБК  президент Ильхам Алиев заметил, что исходя из того, что «возможности России повлиять на урегулирование конфликта несравненно больше, чем у любой другой страны, в силу этих объективных причин», руководство Азербайджана не раз обращались к российскому руководству, чтобы оно использовало бы рычаги политического влияния на Армению, чтобы убедить ее прекратить оккупацию. Но из этого ничего не вышло - очевидно сложившаяся ситуация устраивала Москву.

Вследствие этого, можно полагать, что начавшийся разгром ВС Армении в Карабахе должен был бы явиться неприятным сюрпризом для Москвы. Но, как ни странно, Кремль довольно спокойно отреагировал на наступление Азербайджанской армии. Не было никакой воинственной риторики в адрес Баку, никакого политического давления, чтобы остановить боевые действия.

Можно предположить, что ситуация складывается таким образом, потому что сейчас у Москвы скорее всего нет возможности ликвидировать неугодный сценарий. Поскольку, во-первых, нет никаких формальных поводов для вмешательства, а во-вторых, Кремлю, который и так отягощен присутствием в Сирии, Ливии и Украине, не с руки вступать еще в один конфликт, теперь уже на Южном Кавказе с Азербайджаном, который к тому же в одной связке с партнером России  - Турцией.

Однако существует и иная точка зрения

Россия не хочет вмешиваться в этот конфликт потому, что, хотя с  одной стороны она хочет защитить Армению, с другой стороны, не хочет ссориться с Азербайджаном, а еще больше с Турцией.

Азербайджан не был враждебен России. Несмотря на то, что Азербайджан проводил совершенно независимую внешнюю политику, он не делал это демонстративно, в пику Москве. Сотрудничая с НАТО, он никогда не говорил, что его цель вступить в альянс, чтобы быть оплотом западной цивилизации на границах России.

Не являясь сферой российского влияния, будучи не втянутым в российскую орбиту, не участвуя в российских интеграционных проектах типа ОДКБ, и даже в экономических, Азербайджан имел прекрасные отношения с Россией. Поскольку ощущение противостояния Запада для президента России Владимира Путина было важнее, чем такие частные ссоры.

Поэтому Путину предъявить Азербайджану нечего. Армению «форпост» и его хочется защитить, но Азербайджан России не за что наказывать.

Что касается Турции, то хотя ее интересы иной раз пересекаются с интересами России, для нее это важный, хотя и трудный партнер. И в Сирии, и в Ливии с ней приходилось сталкиваться, но тем не мене есть общая платформа – антизападная платформа двух лидеров. И это противостояние с Западом настолько их сближает, что региональные противоречия эту общую платформу пока не в состоянии расколоть.

А вот в Армении Никол Пашинян - лидер «цветной революции», что является смертным грехом в глазах Кремля. По этой причине Путин будет безучастен к тому, что Баку громит Ереван до тех пор, пока армяне через революцию или переворот не свергнут  режим Пашиняна.

Это подтверждает следующий  факт:

С 27 сентября Путин уже четыре раза  разговаривал с Пашиняном. Как сообщала пресс-служба Кремля, во время последней беседы стороны обсудили обострение противостояния  между Азербайджаном и Арменией, и российский лидер призвал срочно прекратить бои.

7 октября Владимир Путин впервые с начала контрнаступления ВС Азербайджана в Карабахе обсудил ситуацию с президентом Ильхамом Алиевым. Никаких призывов о  прекращении боевых действий не было.

Однако вскоре становится известно об освобождении азербайджанской армией сел Чайлы, Юхары Гюзлек, Горазилли, Гышлаг, Гараджалы, Эфендилер, Сулейманлы и Сур.

Одновременно азербайджанские войска продолжает усиливать давление в Агдаринском направлении и, таким образом, освобождение этого района от сепаратистов является вопросом времени.  Но если Агдере падет, то Ханкенди фактически окажется взятым в клещи  между этим поселком и Гадрутом. При таком раскладе армяне, скорее всего, побегут из Карабаха.

И тут Владимир Путина в спешном порядке добивается подписания Азербайджаном и Арменией совместного заявления о прекращении огня. Не исключено, что этим он хочет остановить продвижение азербайджанской армии. Во всяком случае, ясно, что падение Ханкенди не входит в его планы.

Позиция Анкары

Турция единственная страна, которая изначально была заинтересована в прочном мире на Кавказе. Неудивительно поэтому, что 2 октября президент Реджеп Тайип Эрдоган раскритиковал заявление Путина, Макрона и Трампа по Карабаху.

«США, Россия и Франция почти 30 лет пренебрегали этой проблемой. Недопустимо, чтобы они участвовали в поиске решения по прекращению огня», — сказал он и добавил, что конфликт закончится, только если армянские военные покинут Нагорный Карабах.

Впрочем, в качестве главного и единственного «миротворца» и посредника в противостоянии Армении и Азербайджана долгие годы выступает Россия. Как уже было сказано, результатов нет и ясно, что в случае сохранения подобной конфигурации этот конфликт будет тянуться еще очень долго.

Убрать Россию с поля невозможно, но вот если убрать ее с позиции миротворца и посредника, ввести в уравнение нового игрока, то ситуация кардинально изменится.

Именно по этой причине сейчас Турция предельно жестко выступает на стороне Азербайджана, вынуждая Россию сменить статус «миротворца» и принять позицию Армении. Это позволит Азербайджану усомниться в беспристрастности России и пригласить официально, нового участника - Турцию. Кремль понимает эту схему и всячески противится ей.

Ранее, российские источники сообщили о «нервном телефонном разговоре» между Путиным и Эрдоганом, состоявшемся 28 сентября.

Если верить этим сообщениям, Эрдоган заявил Путину о намерении сбивать все иностранные военные самолеты, которые окажутся в зоне боевых действий, и ликвидировать в зоне конфликта любых иностранных наемников.

Кстати, Карабах – уже третья точка на карте, где Россия сталкивается с Турцией. Текущую ситуацию усугубляет быстро меняющаяся обстановка и расклад сил. Усилившая в последние годы свое влияние в регионе Анкара открыто поддерживает Баку, что вполне объяснимо - успешное решение карабахской проблемы, еще более усилит влияние Анкары в регионе и откроет путь в Центральную Азию.

А, что думает по этому поводу Запад?

Запад мало интересует конфликт на самой периферии Европы. США отказались от своей роли мирового блюстителя порядка, а Евросоюз не желает, да и не способен взять ее на себя.

Правда, Вашингтон предложил немедленное прекращение боевых действий в Нагорном Карабахе, об этом заявил президент США Дональд Трамп. Его позиция вполне понятна – он рассчитывает выиграть президентские выборы, а армянская община Соединенных Штатов это как-никак фактор американской политики.  Однако сомнительно, что Трамп рискнет противопоставлять себя Турции - своему важному партнеру в регионе, в восточном Средиземноморье, на Ближнем Востоке - Турции.

Поэтому никаких конкретных практических действий со стороны Вашингтона ожидать не следует.

Что же касается позиции Парижа, то ее предельно точно охарактеризовал помощник президента Азербайджана, заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации президента Хикмет Гаджиев, который без обиняков заявил, что Франция не понимает сути конфликта в непризнанном Нагорном Карабахе.

«Мы должны были рассматривать Францию как посредника. Однако Франция не понимает сути этого конфликта. Понятно, что Франция всегда поддерживала армянскую сторону и была склонна к Армении», - заявил он. При этом он подчеркнул, что некоторые французские политики хотят заручиться поддержкой армянского лобби накануне выборов.

Ирану статус-кво предпочтителен

Среди решительно незаинтересованных в новой карабахской войне региональных сил выделяется Иран. Но от него, мало, что зависит в недопущении военной эскалации вокруг Карабаха, как это было еще несколько лет назад. В снижении степени влияния иранского фактора на исключение масштабной военной эскалации между Арменией и Азербайджаном свою роль сыграли, прежде всего, жесткие санкции США и необходимость концентрации внимания Тегерана на зоне Персидского залива, где, с его точки зрения, развиваются главные события.

Относительно урегулирования карабахского конфликта Иран формально стоит на том, что необходимо исключительно мирное решение конфликта на основе норм международного права.

Иран опасается, что новая война в Карабахе, независимо от ее результатов, поставит Азербайджан в зависимость от Турции. Это его категорически не устраивает. Кроме того, есть опасения, что сценарий масштабной войны вокруг Карабаха создаст турбулентность для регионов Ирана, примыкающие к южным границам Азербайджана. И при любом развитии в регионе возникнет новая ситуация, в выигрыше от которой, может оказаться Турция с ее широкой сетью сношений с Азербайджаном по политической и военной линиям.

Поэтому Тегеран заинтересован в продлении ситуации «ни войны, ни мира» на неопределенную перспективу.

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей