Son yenilənmə

(1 день назад)
Кямал Али

Кямал Али

Моему коллеге, хорошо известному, и даже не побоюсь сказать, знаменитому журналисту, ветерану независимой азербайджанской журналистики и Первой Карабахской, замечательному человеку и другу Кямалу Али исполнилось 65 лет. Хороший возраст для ветерана, дорогой Кямал! Перо, автомат Калашникова и клавиатура - вот оружие, достойное современного азербайджанского воина слова и дела!..

Каждый автор  в целом больше помнит свои статьи, которые нашумели, больше читались, или привели к переменам в жизни, или стали причиной судебного разбирательства. Среди них, например, статья Кямала о том, что Министерство связи растранжирило государственные средства на прокладку ТрансЕвроАзиатского кабеля связи через Азербайджан. За эту публикацию Минсвязи судилось с Кямалом. К счастью, оно ничего не добилось, а спустя какое-то время министра Надира Ахмедова уволили. Думаю, надеюсь, что на решение в верхах об увольнении проворовавшегося министра повлияла и шумиха в печати в связи с публикациями и судом.

У Кямала Али были статьи, защищающие права арестованных, после которых их освобождали из тюрем. Потом, уже свободными людьми,  они рассказывали об этом Камалу. По себе знаю, как хорошо слушать такие истории, понимая, что ты реально помог обездоленному, несправедливо наказанному  человеку, что не зря коптишь небо, ешь хлеб и пьешь воду своей родины... 

Или, свежайший пример, вчера в Бакинском Апелляционном Суде судья решила не объявлять судебный процесс по иску простого бизнесмена, имущество и дело которого хотят отобрать дети крупных чиновников, закрытым, как ранее.   Это произошло после статьи Кямала о том, что его не пустили на второе заседание суда. Тогда информагентство Turan, где работает Кямал Али, написало протестное письмо в Апелляционный суд. Вчерашнее решение судьи проводить открытый процесс подает надежду, что дело бизнесмена, заложившего свою квартиру под бизнес, который теперь у него отбирает сын главы Азерэнержи, будет, возможно, выиграно.  Это судебный процесс по иску Анара Гарибова (FB-Company) против торгового центра Azur... Дай Бог, дорогой Камал, все силы добра и света тебе в помощь!

Или, например, его статьи в защиту коллеги и друга Рауфа Миркадырова, которого арестовали по тяжкому и понятно, тоже сфальсифицированному обвинению. Рауфа держали в заключении долго, но все же выпустили намного раньше срока, так что в общем вкладе есть и доля Камала. А разве этого мало?

У каждого толкового, сильного журналиста есть свои звездные минуты, дни, недели, иногда годы - это редко. Период работы Кямала в газете «Зеркале»  при главном редакторе Рауфе Талышинском можно считать именно таким.  Так, однажды, лет 25 назад  Кямал с сотрудницей  провели такую операцию - «отравили», причем дважды (!) Джейранбатанское водохранилище. Это было сделано потому, что подразделение полиции, охранявшее водохранилище, организовало свой "малый бизнес" - за деньги, то есть взятку разрешали мыть автомобили водой из водохранилища! Нетрудно понять, куда стекали и просачивались помои. Представляете?! Не говоря уже об антисанитарии, риска инфекционных болезней для жителей Баку, был еще риск, реальная угроза террористического акта соседей. Напомню, в те годы было взорвано и бакинское метро, немало наших погибло, а планировалось еще больше. Именно поэтому Камал и помощница сымитировали террористический акт, бросили в озеро банки с "ядом", а главное, сфотографировали процесс «теракта» и опубликовали.

Полицейским было по барабану, а вокруг Джейранбатанского озера даже ограды не было, зато шуму было много. Операция и статьи привели к тому, что целое подразделение полицейской охраны было уволено к чертям собачьим, как и заслуживало. А потом на средства Европы построили электрифицированный забор, сейчас в Баку народ пьет действительно чистую воду. Благодаря перу и слову Кямала!

Или, например, в результате статей Камала было ограждено Масазырское соленое озеро, где кто-то купался с лечебной целью, лечил свою паршу, экзему, разные пиодермии, разные грибковые и другие кожные болезни, а жители деревни и безработные из Баку собирали эту грязную соль и продавали ее на рынках.  После цикла статей озеро закрыли для кустарей, сейчас там работает завод производства йодированного соли...

Если какой-то недоумок скажет, что этого мало,  спрошу, а что он сам сделал по жизни? Хотя бы немного похожего?

Про угрозы, которые получает каждый активно пишущий, затрагивающий болезненные и значительные проблемы журналист, Камал говорит, что "Как раз мне представители власти не угрожали ни разу, наверное видя, что в статьях нет ошибок и им будет трудно вытащить меня на всеобщее обозрение, в этом смысле я не очень удобен. Зато обижает, когда угрожает не власть, а провластные, мои как бы "коллеги"".

Так, в конце прошлого года главред сайта Moderator распространял про Камала пасквили в СМИ, Совете прессы, даже послал письмо в  Turan, сообщил о том что подал на него в суд за дезинформацию. А все за то, что Камал освещал и сейчас продолжает писать о судебном процессе в Бакинском суде по тяжким преступлениям по иску крупного жулика, уже однажды осужденного за хищения госсобственности. Ни одно СМИ и СП на пасквили не реагировало, а пасквилянт побоялся опубликовать свои опусы даже в своем Moderatorе. Грозил судом, но и в суд не подал, не хватило пороху.  Это было в ноябре.

"Потом они приходили с сотрудниками редакции смотреть на меня в суд, говорили друг другу – “O Kamal Əli budu? Hə!”. Удручает, что в последние 15  лет журналистами стали себя называть такие вот, с позволения сказать, коллеги-прохвосты"", - говорит Камал со своей еле заметной улыбкой, как на фото наверху.

Дорогой Кямал, не стоит ни обижаться, ни удручаться по поводу таких "зурналистов". Заплати им необходимую сумму, завтра они про тебя напишут оду, будут хвалить как журналиста всех времен и народов, сделают из тебя Ларри Кинга и Опру Уинфри в одном флаконе.  Это из-за таких нашу профессию называют "второй древнейшей". А раз так, стоит ли на них вообще реагировать, а?

Про Камала знаю немало, но все же немного по сравнению с его жизнью, пережитым, поэтому спросил его про Карабахскую войну, когда он был ближе всего к смерти?

"В Карабахе самый опасный день был мой первый день на фронте, в марте 92 года, около деревни Шелли.  Я тогда еще не сознавал опасность в полной мере. Пошел по окопу в сторону ар....кого, с биноклем, стал высматривать пулеметчика противника и... забылся, зазевался. Первый же день, еще не обстрелян. Приподнялся над окопом с биноклем и в это время на меня брызнуло землей, поднятой пулеметной очередью. Ар....кий пулеметчик взял слишком низко, очередь прошла ниже нашего бруствера, ушла в землю. А я даже не услышал звука очереди, просто от удара комьев земли и камешков в лицо и шею понял опасность и упал вниз, в окоп. Меня охватил смех, нервный смех, реакция на пережитую уже опасность..

Тогда рядом с ним был молодой солдат, - рассказал Камал, - он смотрел на него и не понимал почему этот новичок такой - то ли бывалый, матерый воин или просто дурак не на своем месте?..

"Ну,  а самое трагичное случилось, когда в меня попал осколок, в живот, и я решил что это конец. Действительно, как в кино, в голове пронеслись кадры своей жизни, увидел дочерей, они были тогда первоклашками.  Подумал, что некому будет отсюда меня вывести? Или вынести.  Боль такая, как будто штыком проткнули. Отполз в тихое место и стал открывать мокрый не от крови, от дождя бушлат, под ним гимнастерка, под ней толстый свитер, под ним рубаха...  боясь увидеть распоротый живот, свои кишки и увидел...  кровоподтек, синяк. Не зияющую рану, а синяк! Осколок не смог пробить мокрую одежду, которая сыграла в данном случае роль бронежилета. Везение! Второе, или третье везение в том смысле, что не было и внутреннего кровоизлияния, которое тоже могло быть смертельным...

После того случая я понял, что никогда не буду враждовать со своими - азербайджанцами! Ни с кем из своих! Так как увидев настоящую войну, не станешь тратить жизнь на мелочи, мелкие глупости"...

Про Кямала Али можно писать много, целую книгу, но думаю, что лучше всего, если эту книгу про себя напишет он сам. К своему 70-летию. Пережил немало, писать умеет лучше меня, есть о чем рассказать. Если очень уж захочет, пригласит меня стать редактором своей книги, так что на этом можно ставить точку. Таков Камал, мой коллега и друг, скромный герой, один из последних могикан - бесстрашных и неподкупных ветеранов азербайджанской журналистики конца XX, начала XXİ века.

Поздравляю, дорогой Kямал Али! Живи и здравствуй на радость друзьям и назло врагам! Последних у тебя мало, только по работе, ты хороший, добрый, терпеливый и мирный человек, но в жизни есть много таких, каким жизнь и работа, само существование такого человека в журналистике, как ты, нож острый. А враждовать, воевать ты умеешь тоже хорошо, даже отлично, по-мужски!

Rəy yaz

Прошу слова

Bizi izləyin

Populyar xəbərlər