Последнее обновление

(3 часа назад)
Палестинские боевики на танке ЦАХАЛа (Фото: AP Photo/Yousef Masoud)

Палестинские боевики на танке ЦАХАЛа (Фото: AP Photo/Yousef Masoud)

В октябре 2011 года, на первом этапе обмена палестинских заключенных на израильского танкиста Гилада Шалита, в сектор Газы вернулся Ихье Синвар - активист ХАМАСа, отсидевший в Израиле 22 года. Он обратился к многотысячной толпе со словами: "Никогда не забудем наших узников, томящихся в застенках у оккупантов".

Тем временем в мире

Освобождение палестинских террористов из израильских тюрем - вот главная задача комбинированной атаки, которую "начальник генштаба" ХАМАСа Мухаммед Деф назвал "Потопом Аль-Аксы". Упоминание мусульманской святыни никого не должно вводить в заблуждение. Мечеть на Храмовой горе в Иерусалиме тут явно только для красного словца. Не в ней дело.

ХАМАС добивается стратегического успеха, необходимого для новой сделки об освобождении террористов. Попытки заключить такую сделку предпринимались долгие годы и неизменно терпели провал. Однако трудно представить, что Ихье Синвар и другие главари ХАМАСа ожидали от боевиков столь серьезных достижений.

יחיא סינוואר

Ихье Синвар

(Фото: AP)

Не стоит с ходу принимать на веру заявления террористов о том, что им удалось взять в плен 35 израильтян, в том числе военнослужащих, но и игнорировать эти заявления тоже не следует.

Видеозаписи, отснятые в израильских населенных пунктах, в которые прорвались террористы, свидетельствуют о том, что палестинские боевики свободно разъезжали по улицам и безнаказанно врывались в дома. Наверное, им самим в это трудно поверить. На дело шли смертники, большинство участников террористического рейда должны были погибнуть. Но они вернулись в Газу с пленными, на захваченных у ЦАХАЛа джипах, с украденным в Израиле снаряжением.

То, что произошло, - это уму непостижимый провал Израиля в оперативном и разведывательном плане. Присутствие сил ЦАХАЛа на границе с Газой и повышенный уровень готовности бойцов не предотвратили одновременный прорыв десятками боевиков нескольких участков границы. Для прорыва были выбраны районы, где израильских военнослужащих почти нет.

Через несколько часов после начала террористического рейда в Западном Негеве по-прежнему не хватает солдат и бойцов полицейского спецназа. Многие в момент начала атаки находились в отпуске по случаю праздника Симхат-Тора. Такая же ситуация сложилась 50 лет назад, когда Египет и Сирия напали на Израиль в Судный день.

Особо чувствителен провал разведки. Еще недавно в Израиле выражали опасения по поводу перерастания беспорядков на границе с Газой в новое вооруженное противостояние, однако после заключения опосредованных договоренностей с ХАМАСом и возобновления допуска рабочих из сектора на израильскую территорию возникло ощущение, что опасность миновала.

Никто в Израиле не ожидал, что ХАМАС объявит "оккупантам" войну и добьется столь многого всего за несколько часов. Теперь можно лишь гадать, были ли проведенные 3 октября учения Исламского джихада возле границы отвлекающим маневром, призванным развеять подозрения насчет истинных намерений ХАМАСа.

פגיעות ישירות באשקלון

Пожар на месте падения ракеты в Ашкелоне

(Фото: AHMAD GHARABLI / AFP)

В основе допущенных израильским руководством ошибок лежит концепция, которая возникла еще до сделки Шалита. Сторонники этой концепции исходили из того, что израильская военная мощь сдерживает ХАМАС, а главари этой организации заинтересованы не в войне, а во власти, деньгах и росте благосостояния жителей сектора. При этом полностью игнорировалось то, откуда вышли Абу-Халед (Ихье Синвар) и Абу-Ибрагим (Мухаммед Деф). А вышли они из израильских тюрем. Похоже, кто-то у нас забыл, что ХАМАС остается ХАМАСом и при любых обстоятельствах продолжает борьбу за освобождение террористов из израильских тюрем.

У провальной концепции есть еще один аспект. С 2009 года, когда Биньямин Нетаниягу вернулся на пост премьер-министра, правительство изменило на 180 градусов подход к палестинской проблеме. Предыдущие премьеры, Ариэль Шарон и Эхуд Ольмерт, считали, что необходимо укреплять палестинский режим в Рамалле, ослабляя власть исламистов в Газе. Нетаниягу действовал ровно наоборот. Он косвенно усиливал позиции ХАМАСа в секторе и делал все для ослабления власти Абу-Мазена, заявляя, что в Рамалле у нас нет партнера и говорить не с кем.

תקיפת צה

Удары ВВС ЦАХАЛа по сектору Газы

(Фото: MAHMUD HAMS / AFP)

Нетаниягу и его окружение отвергали все пути к достижению компромисса с Палестинской автономией, опасаясь утратить поддержку правого лагеря. В итоге ХАМАС сумел создать вооруженную до зубов мини-империю, которой оказалось по силам посрамить ЦАХАЛ и ШАБАК.

Провал, свидетелями которого мы стали 7 октября, - не вина одного человека или организации. Это провал как политического руководства, так и армейского командования и спецслужб. Сейчас не время сводить счеты и предъявлять претензии. Нужно сделать так, чтобы главари ХАМАСа прокляли тот день, когда они решились напасть на Израиль. Когда закончится война, кто-то должен будет дать объяснения.

Написать отзыв

Прошу слова

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей