Qarabağ cəbhəsi
***
- Аваз бей, несколько дней в Азербайджане начался призыв военнослужащих в запасе. Что происходит?
- После июльских событий в Азербайджане начался план добровольной мобилизации населения. Это был продуманный план государства. Потому что еще 4-5 лет назад государство внесло изменения в Положение о привлечении военнослужащих запаса к подготовительным учениям. Правительство хотело, чтобы в какой-то форме была разработана система привлечения военнослужащих запаса к обучению. В Израиле военнослужащие запаса привлекаются к учениям 3-4 раза в год. Похоже, правительство Азербайджана также пытается создать действующую в Израиле систему.
Сборы резервистов, естественно, может и не исходить из-за страха азербайджанской стороны, что "война начнется!" или подготовки к ней. Как я уже сказал, это означает реализацию желания правительства привлечь к обучению военнослужащих, находящихся в запасе. То есть, если кого-то сегодня вызывают из дома, с работы в военный комиссариат, где-то проводят проверку их готовности, это не значит, что идет подготовка к войне. Это, как я упомянул выше, одна из составляющих учений. Мне кажется, что отныне такие случаи будут частыми.
Возможно, несколько раз в год на 1-2 недели находящиеся в запасе могут привлекаться к учениям. На их выезд из страны на основании договоренности, могут быть введены ограничения. Все это уже было апробировано в некоторых странах, я уверен, что и у нас идет подготовка к такому апробированию.
- Этот шаг совпал с довольно интересным периодом. В то время, когда на армяно-азербайджанской границе вновь произошло обострение, после того, как военно-воздушными силами Азербайджана был сбит принадлежащий армянской армии беспилотник (ПУА), а также после интервью президента Азербайджана местным каналам и накануне выступления президента на сессии ООН, произошел этот призыв. Отметим также, что в настоящее время в Каспийском море также проводятся военные учения, организованные Россией. Все эти события связаны друг с другом или это совпадение?
-Обострение ситуации на армяно-азербайджанской государственной границе создало условия для интенсификации многих процессов. В частности, проведение совместных военных учений Турции и Азербайджана, привлечение в Азербайджане военнослужащих запаса к учениям, инвентаризация материальных ресурсов, в основном технической базы Азербайджана показывают, что правительство Азербайджана обеспокоено происходящим на границе с Арменией. Сейчас даже список пикапов составляется.
В свое время мы предложили правительству проинспектировать подвалы зданий во всех районах и городах, вдоль линии фронта. Эти подвалы должны быть переданы под контроль структур гражданской обороны. В случае любой опасности население может укрыться в этих подвалах. Все это имело место в советское время вне зависимости от того была война или нет. Сейчас, когда ситуация напряженная, правительство начало все это делать. Население также озабочено. Но в течение многих лет мы говорили об этом правительству. То есть, переселение населения с мест проживания не является выходом, когда что-то начинает происходить. Это было сделано в 90-е годы, и результат мы увидели. Если население не вступит в бой, вряд ли эти территории удастся сохранить, регионы также.
Перечисленные вами вопросы взаимосвязаны. Это безусловно. С другой стороны, как я уже сказал, июльские события ускорили процессы, о которых вы говорили. После июльских событий правительство фактически поняло, где слабое место Армении. Сейчас у нашего правительства нет мысли отступать. Зная, насколько возможно, слабые места Армении, власти стараются бить по ним. Выступление президента в ООН, жесткое заявление в интервью местному телевидению с настроем на войну являются составной частью преподаваемого Армении урока.
-В Азербайджане впервые осуществляется призыв в такой форме. И это сформировало у людей такое мнение, что война близка. Насколько реально выглядит в нынешних условиях желание азербайджанской и армянской сторон начать войну? Может ли какая-то из этих стран начать войну именно сейчас?
-На самом деле это происходит впервые. Впервые правительство Азербайджана в такой массовой форме проводит процесс привлечения к подготовке военнослужащих запаса. Но сколько лет в Азербайджане существует срочная военная служба - МАХЕ , и МАХЕ -это фактически что-то похожее. Это означает прохождение платной военной службы. Такая интенсивность призыва создала у людей впечатление, что может начаться война. В особенности в столь напряженной ситуации.
Но армянская сторона не спешит начинать войну и даже не проявляет интереса, несмотря на постоянные провокации в отношении нас. Армения в настоящее время не выгодно начинать войну в рамках своих границ. В основном с экономической точки зрения. Сейчас мир занят другими вопросами. Азербайджанская сторона может использовать эту краткосрочную суматоху и, по меньшей мере, оказать серьезное давление на Армению. Поэтому армянская сторона не выглядит заинтересованной. Азербайджан же заинтересован в ускорении урегулирования конфликта.
Но Азербайджан тоже не заинтересован в напряжении на границах с Арменией. Что бы ни происходило на границе с Арменией, это вина самой Армении, ее проблемы. Азербайджан заинтересован в том, чтобы напрямую влиять на Карабахский конфликт. А это линия соприкосновения, то есть линия фронта. Если завтра Азербайджан будет атаковать с Агдама, Физули или Тертера, то есть если произойдет противостояние войск, произойдет война, то здесь азербайджанская сторона может стать стороной заинтересованной и виноватой. Но Азербайджан хочет, чтобы в решении Нагорно-карабахского конфликта был какой-то прогресс.
- В последнее время, особенно после противостояния в Товузском направлении, напряженность между двумя странами еще более возросла. Обе страны демонстрируют силу и в то же время направляют месседжи, ориентируемые на противостояние. Например, участие Пашиняна в открытии моста на Джидырской равнине, его супруга позирует в военной форме с автоматом. Что всем этим хотят сказать страны? Все это блеф или что-то серьезное может быть?
- Даже Министерство иностранных дел России очень открыто заявило, что Армения является главной причиной этого противостояния и напряженности в Товузе. Как я уже сказал, все что происходит на азербайджано-армянской границе, виновной и заинтересованной в этом является Армения. Потому что Армения хочет вовлечь Азербайджан в провокацию на армяно-азербайджанской границе. То есть, отвлечь внимание, стараясь показать, насколько агрессивным является Азербайджан, он хочет даже, отложив конфликт в Нагорном Карабахе, заставить замолчать Армению, стереть ее с лица земли.
Армения может устроить в этом регионе любую провокацию. Поэтому демонстрация силы, необдуманные шаги Пашиняна, его поездка на Джыдырскую равнину и другие шаги являются составной частью провокации. Этими шагами он пытается предотвратить попытки урегулирования конфликта. Азербайджан заинтересован в том, чтобы этот конфликт был быстро решен, Армения заинтересована в том, чтобы решение конфликта еще более затянулось. Но конец этого будет и слишком поздно.
Как известно, госсекретарь США Майк Помпео заявил в День независимости Армении, что они должны вернуться к субстантивированным переговорам. Это такая пощечина стране, что избежать переговоров просто невозможно. После этого распространилась информация, будто армянская сторона заявила, что готова к переговорам. Можно уклониться от переговоров, но не избежать их. Конец уклонения от переговоров-это война. Азербайджан, как видно, демонстрирует свою готовность к войне. У Армении нет выхода.
- Каково отношение России, Запада ко всему происходящему? Согласны ли они со всем, что происходит, даже в случае войны?
- Если и Азербайджан, и Армения видят решение в войне или хотят начать войну, вряд ли они будут это с кем-то согласовывать. Ни Запад, ни Россия не позволят начать войну в нынешний или последующий период без наличия серьезных результатов переговорного процесса. Я смотрю на это пессимистично. Они не позволят этого. Конечно, требование Азербайджаном возврата своих территорий даже посредством войны неизбежно. Оккупация территории Азербайджана, в частности 7 районов, не относящихся к Нагорному Карабаху, которые армяне называют буферной зоной, уже раздражает и Запад, и США и даже саму Россию.
Они хотят, чтобы Армения, даже получив желаемый результат, проявила мягкость в вопросе возврата этих 7 районов, чтобы Азербайджан не обиделся в итоге этого процесса. Поэтому, даже если никто не согласится на войну, если кто-то смошенничает в вопросе урегулирования конфликта, то его могут наказать. Это мошенничество может выразиться и в уклонении от переговоров, и в аннексии. Россия – великое государство. Ни Азербайджан, ни Армения не могут быть Россией. Даже если не смогли закрыть глаза на аннексию России, никто не позволит Армении в одностороннем порядке аннексировать признанную ООН законную территорию Азербайджана. Если Азербайджан и Армения выйдут за установленную миром черту, создадут напряжение в регионе, то оба могут быть наказаны. Как я уже сказал, аннексия невозможна. В этом отношении сдержанность Азербайджана не ухудшит его положения.
- На ваш взгляд, чем это может закончиться? Будут ли освобождены оккупированные азербайджанские земли? В какой форме они будут освобождены? Какой вариант для этого возможен?
- Последние дни продемонстрировали нам, что правительство Азербайджана каждый раз проявляет свою заинтересованность в урегулировании конфликта. Во всех своих выступлениях президент подчеркивает факт оккупации, даже если наносится ущерб его имиджу на международной арене. Призывает Армению к прекращению этой оккупации. В последнее время правительство хочет, чтобы у общества была определенная готовность к войне. Это свидетельствует о том, что правительство действительно заинтересовано в освобождении территорий. И людей, и общество хотят к этому подготовить.
Правительство также хочет подготовить свою материально-техническую базу. Но, к сожалению, общество не относится серьезно к тому, что происходит в последние дни. Если правительство серьезно отнесется к проблеме войны и сможет убедить общественность в возможности войны, общество не будет жить по тем правилам, по которым живет сейчас. Я не верю, что война - это положительное решение, с положительной перспективой. Но все может быть. Если будет принято решение, то общество к этому подготовят. Несмотря на то, что ура-патриоты весь день кричат о родине, земле, пишут об этом, готово ли наше общество к этому на сегодняшний день? Реакция последних дней показывает, что общество к этому нужно подготовить. Провести мобилизацию, вести общество к процессу, именуемому войной, очень сложно.
Написать отзыв