Açıq mənbələrdən foto
***
Вопрос: Акрам бей, как Вы знаете, ФРС объявила очередную процентную ставку. Она сохранила ее на уровне 0-0,25%. Эта стало причиной обсуждений о будущей позиции маната. Как Вы думаете, что ождает манат в таких условиях?
Ответ: В целом, влияние доллара в мире снижается. Любопытно, что тогда как в мире пропагандируется рыночная модель экономики, в реальности, определяемая процентная ставка ФРС США, устанавливаемая в административном порядке, играет решающую роль для мировой экономики. Совсем как «Госплан» в СССР. Разница лишь в том, что есть только одна страна выгодополучатель – США. Однако постепенно эта гегемония уменьшается.
Вместе с тем, влияние доллара для таких малых стран, как Азербайджан, не имеющей к тому же диверсифицированной экономики, по-прежнему велико. Конкретно, не само окончательное решение, а ожидание повышения в следующем году процентной ставки в несколько раз, приведет к росту доллара. В том числе и для нас.
Но поскольку наша экономика зависит исключительно от цен на нефть, то в следующем году все будет зависеть от цены на этот ресурс. И здесь экономические факторы не являются решающими. Цены на нефть в большей степени зависят от геополитики. Противостояние Запада с Россией может вновь обрушить цены на нефть. В этом случае судьба маната также может оказаться плачевной.
Вопрос: Как по-Вашему, может ли манат в ближайшее время или в новом году подешеветь по отношению к доллару?
Ответ: Как уже было сказано, все будет зависеть от цены на нефть. Наблюдается глобальная геополитическая напряженность. На этом фоне может произойти все что угодно. Экономические факторы не являются решающими.
Вопрос: Вы сказали, курс маната зависит также и от цены на нефть. Может ли эта угроза подстеречь манат, если цены на нефть упадут?
Ответ: Он (курс маната – Прим. Ред.) в первую очередь зависит от цен на нефть. Вероятность удешевления довольно высока.
Вопрос: Одной из главных тем сегодняшней повестки дня является быстрое обесценивание турецкой национальной валюты. Это также вызывает панику среди населения Азербайджана. Как вы думаете, может ли эта ситуация повлиять на манат?
Ответ: Курс турецкой лиры не оказывает серьезного негативного влияния на манат. Мы не торгуем с Турцией в лирах. Наоборот, турецкие товары для нас дешевеют. С Турцией мы конкурируем только на российском рынке сельхозпродукции. Может быть, что турецкая продукция немного подешевеет. Но опять же, я не думаю, что это окажет на нас существенное негативное влияние.
Вопрос: Какое влияние на экономику Азербайджана оказывает падение турецкой лиры?
Ответ: Как я уже было сказано, никакого. Разве, что как психологический фактор. Причиной паники является именно он.
Вопрос: Нужно ли поддерживать курс маната? Или нужно отпустить его? Что вы предлагаете?
Ответ: Отпустить манат следовало еще в 2017 году. Тогда был благоприятный момент. Была частичная стабильность. Все уже смирились с тем, что курс маната будет меняться. Но потом, снова был выбран режим фиксированного курса. Затем были пандемия и война. В настоящее время цены в стране уже растут. Если отпустить манат, то это может вызвать серьезные социальные проблемы. Поэтому в сейчас курс маната должен быть стабильным.
Однако следует понимать, что девальвация неизбежна. Если цены на нефть будут стабильны и даже если будут расти, у нас снижается добыча. Иежду тем, ненефтяной сектор развивается слабо, так как в стране отсутствует нормальный правовой и инвестиционный климат. Я не раз говорил, что крайне непопулярного и проклинаемого народом Эльмана Рустамова для того и держат во главе Центробанка, чтобы он своевременно проводил очередную девальвацию. Он наш национальный девальватор. Скорее всего, после очередной девальвации он уйдет, а манат, наконец, начнет плавать. В конечном итоге, сделают то, чего не было сделано в 2017 году. Но, когда это произойдет, сказать трудно. Вероятно, в ближайшие 3 года. Было бы хорошо, если это произойдет не в следующем году. В нынешних условиях последствия этого могут оказаться очень тяжелыми.
Камран Махмудов
Написать отзыв