Последнее обновление

(3 часа назад)
Дживан Гаспарян: людям вредит политика

Ализаде – один из ведущих исполнителей на сетаре, это щипковый инструмент из семейства лютней.

Сотрудничество двух музыкантов продолжается на протяжении более 10 лет.

 

Дживан Гаспарян выступал совместно с исполнителями самых разных стилей и жанров, в числе которых гитарист Брайан Мэй из группы Queen, Питер Гэбриел, Борис Гребенщиков, Майкл Брук. Он является автором и исполнителем музыки к нескольким фильмам, наиболее известным из которых стал "Гладиатор" режиссера Ридли Скотта.
 
84-летний Гаспарян продолжает активную концертную деятельность, выступая с квартетом дудукистов, в числе которых его внук Дживан. В 2010 году он выступил на конкурсе "Евровидение", став самым старшим участником конкурса в истории.
Наш корреспондент Марк Григорян встретился с музыкантом за несколько часов до концерта.
 
Би-би-си: Вы выступаете с персидскими, турецкими, азербайджанскими музыкантами. Существуют ли географические границы для вашей музыки?
 
Дживан Гаспарян: У меня нет проблем. Я могу выступать с представителями всех народов и играть их музыку так, что они сами удивляются: как может чужой человек так играть.
 
Би-би-си: У вас нет этой проблемы, потому что вы – человек искусства?
 
Дживан Гаспарян: Да. Я не занимаюсь политикой. Я занимаюсь только искусством и уже 73 года выступаю как профессиональный музыкант.
 
Би-би-си: 9 лет назад в Лондоне прошел ваш концерт с азербайджанским певцом Алимом Касымовым…
 
Дживан Гаспарян: Касымов очень хороший певец. Но я выступал и с другими азербайджанскими музыкантами. Когда я раньше ездил в Баку, то играл с Бюль-Бюлем (народный и оперный певец, один из основоположников азербайджанского национального музыкального театра), Ханом Шушинским (исполнитель мугамов Исфандияр Джаванширов), Саидом Рустамовым (дирижер оркестра народных инструментов, председатель Союза композиторов Азербайджана), Шовкет Алекперовой (известная певица, исполнительница мугамов) и многими другими.
 
Мы очень дружили. Это сейчас происходят всякие неприятные вещи. Это все политика… Людям вредит политика. Она убивает народ. Нельзя. Люди искусства не должны быть связаны с этим. И вообще, народы должны любить друг друга, а не убивать. Мафиози дезориентируют несчастные народы, натравливают их друг на друга, а потом встают в сторонку и богатеют за счет людей.
Почему мы берем в руки ружья, почему убиваем людей? Ведь мы любим мир, любим красивые слова, петь, танцевать, пить вино… Саят-Нова говорил: " Бога возлюби, душу возлюби, деву возлюби!"
 
Вот как должны народы жить друг с другом. Поэтому я не люблю политику и не занимаюсь политикой.
 
Би-би-си: И снова о границах. Вы выступали со многими известными музыкантами, представляющими самые разные жанры, стили и типы музыки – начиная с классической и заканчивая джазом и роком. Существуют ли для вас жанровые границы?
 
Дживан Гаспарян: Конечно, есть. Очень непросто "войти" в жанр и сразу начать играть. То есть, если понимаешь тот или иной жанр, то, конечно, просто. Если нет, то … можешь все испортить. Я не хочу называть имен, но есть сейчас много музыкантов, играющих на дудуке, которые начинают аккомпанировать русским или американским песням, не понимая, что их игра делают, не соответствует духу этой музыки.

 

А у меня этого нет. Я могу даже без репетиций играть. Был у меня такой случай. Как-то раз в Америке Лайонел Ричи пригласил меня сыграть на одной из его песен. Я отправился к нему, положив дудук в карман. Было 11 вечера.
 
Он сказал: "Ты должен сыграть с нами".
 
Я спросил: "А что я должен сыграть? В какой песне? Можно послушать?"
 
Он сказал "да" и поставил музыку. Я послушал и сказал: "Можем сейчас записать?" Он удивленно посмотрел, спросил: "Неужели вы можете сразу сыграть, всего один раз прослушав мелодию?" Я сказал: "да".
 
Ричи сразу же позвал инженеров, звуковиков, включили запись, и я сыграл свою партию. Он поблагодарил и сказал мне: "Ты лучший в мире!"
 
Би-би-си: То есть, получается, нет границ?
 
Дживан Гаспарян: Границ нет, если у тебя есть способности.
 
Би-би-си: С чем это связано? С музыкальным слухом, душой, мастерством…
 
Дживан Гаспарян: Со всем вместе. Вот, смотрите, есть особенные люди. Это наш штангист Юрий Варданян, гимнаст Альберт Азарян. Наверно, такой же особенный и Дживан Гаспарян в искусстве. С моим дудуком – этим маленьким инструментом. Я смог объяснить миру [что такое дудук] и ввести его в историю человечества. Это очень долгий путь. Долгий и непростой.
Би-би-си: А у дудука есть границы?
 
Дживан Гаспарян: Это маленький инструмент. У него всего одна октава и две ноты. И два регистра. И в мире сейчас много дудукистов и многие играют очень хорошо. Разница между ними – в стиле, в звуке… Каждый играет по-своему. И я играю по-своему. Если будут играть сто человек, все равно сразу поймешь, что это – Дживан. Это моя школа, я никого не повторял и продолжаю играть в своем стиле уже более 50 лет. Это мой путь. И все люди понимают мой стиль. Если я начну играть по-другому, мои слушатели могут просто уйти. Они не будут понимать, что именно я играю, и… сколько можно слушать, не понимая?
 
Нужно все время думать: как играть, какие вещи играть, на каком уровне, чтоб европеец понял, что это искусство. Надо людям объяснить, что дудук – не бедный инструмент. Маленький, но чувствительный и яркий. Раньше думали, что на дудуке можно играть для сапожников и ремесленников. И на похоронах. А сейчас весь мир играет на дудуке. Европейцы играют. Американцы играют. Здесь, в Лондоне, у меня три ученика – все они англичане.
 
А границ нет. Вот так.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей