Последнее обновление

(2 минуты назад)
Açıq mənbələrdən foto

Açıq mənbələrdən foto

* * *

Вопрос: Бахтияр бей, министр образования предлагает новый механизм сбора средств в школах методом «фандрейзинга» (fundraising - сбор средств от представителей общественности на экономические, политические или социальные цели). Эта идея подвергается критике в социальных сетях. Как Вы думаете, что имел в виду министр?

Ответ: Министр образования Эмин Амруллаев рассказал о положительном влиянии на образование финансовых вливаний. Министр сказал, что чем шире финансовые возможности, тем выше качество образования.  Он также добавил, что, если родители хотят оказать финансовую поддержку школам, то они должны делать это прозрачно и подотчетно, добровольно, а не по принуждению. Словом, он хочет  перехода от практики выбивания с родителей денег по случаю праздников, на классный журнал, на веник для уборщицы (иначе ребенка не пустят в школу), к практике пожертвований, когда на оснащение кабинета физики родитель добровольно жертвует 10 тыс. долларов. 

Турецкий лицей, в котором я получил среднее образование, имел солидные финансовые возможности благодаря финансовой поддержки рядовых граждан Турции, а затем различных бизнесменов Азербайджана, семей учащихся. За счет небольших пожертвования были созданы крупные лаборатории, а качество образования не вызывало сомнений. Даже в США, где я учился в магистратуре, тысячи людей, как родители, так и бизнесмены, оказывали финансовую поддержку, жертвовали нашему университету. И сегодня, будучи выпускниками, мы делаем пожертвования нашему университету в размере 20-30, 100-200 долларов. То есть, если процесс прозрачен, то пожертвования средним и высшим школам - это нормальное явление. Критиковать, очернять его, заявляя, что «он хочет собирать взятки в прозрачном режиме» неправильно.

Вопрос: Почему из-за этого предложения ломаются копья? Что необычного в предложении министра? Есть люди, которые представляют дело так, будто «министр хочет узаконить взятку».  

Ответ: Единственная ошибка министра на этом брифинге заключалась в том, что он поинтересовался мнением общества, обратившись к людям со словами «давайте обсудим, давайте искать выход» - мнением, которым, на протяжении 30-ти лет, не интересовались ни разу.  Когда к обществу, привыкшему к более грубым выражениям, таким как «Эй вы, там, подходите по одному, я не обязан тебе отвечать!», «Тебе-то какое дело, кто строит Алабала?!», «конкретно пошел вон отсюда!», вдруг говорят, - «давайте обсудим, давайте искать выход», центры, ждущие возможность пошуметь, могут без особого труда настроить общество против того, кто настроен слишком «либерально». 

Положительным результатом возникшей напряженности может явиться то, что министерство, воспользовавшись «температурой кипения», вместо принудительного сбора с родителей (а иногда и с учителей) денег «на праздник», «на журнал», «на правящую партию ЙАП», «на веник», создаст систему, которая день собранные как добровольные пожертвования, прозрачно с предоставлением отчета, и покажет обществу – вот что мы имели в виду. И тогда возможно, кто-то захочет пожертвовать школе 10 тысяч долларов и создать лабораторию, а кто не хочет, может не дать и копейки, и никто его за это не осудит. 

Вопрос: Допустим, что «Фандрейзинг», о котором говорил министр, применен. По-Вашему это положит конец взяткам в школах, сбору денег для директоров и классных руководителей, подаркам к праздникам? Прекратят ли они от наполнять свои карманы незаконным путем, если им не будут доставаться этих пожертвования?

Ответ: Как раз подарки, доплаты учителям за высокое качество обучения, безупречную службу можно выделить из средств, собранных родительским педагогическим объединением или Фондом, деятельность которого прозрачна. В школах уже есть средства, которые в принудительно, непрозрачно собирают с родителей, а затем также бесконтрольно и  непрозрачно расходую. Но эти же средства, можно собирать как добровольные пожертвования, создать для этого фонд и расходовать средства прозрачно, на основе годового плана, на основании четких критериев. Например, в начале года учителям, работа которых, высоко оценивается учителями и учащимися по критериям, установленным Ассоциацией учителей и родителей или фондом, могут быть преподнесены ценные подарки, денежное вознаграждение, что может  еще больше мотивировать. 

Вопрос: По-Вашему,  люди могут быть уверены, что эти пожертвования расходуются нужном направлении?

Ответ:  Возможно создание фонда "OXUT", по типу фонда "YASHAT", который обеспечивает школы прозрачными пожертвованиями. Родители, бизнесмены, граждане, которым небезразлично качество образования, система образования нашей страны, компании, зарегистрированные в качестве доноров в Едином портале, могут выбрать единовременные, ежемесячные, годовые суммы пожертвований и легко сделать пожертвование с путем онлайн-оплаты.

Донор может жертвовать как в общий  бюджет фонда, так и в  общий  бюджет конкретной школы, или в  бюджет конкретного проекта в конкретной школе. Например, бизнесмен жертвует 5000 манатов на создание библиотеки в бакинской школе в поселке Зира.  Или – известный спортсмен жертвует 10 000 манатов на строительство стадиона во дворе 5-й школ в Загатала. Депутат, для избрания которого, в урны для голосования бросили дополнительно 200  бюллетеней, жертвует на посадку 200 саженцев  во дворе школы, в которой в урны для голосования, когда он избирался депутатом, бросили дополнительно 200  бюллетеней. Такие компании, как BP, Azercell, вносят 100 000 манатов в общий бюджет фонда.

В то же время школы в соответствии со своими нуждами выставляют фандрейзинг- и краудфандинг (crowdfunding  - финансирование какого-либо проекта или предприятия путем сбора небольших пожертвований через интернет – Пприм. Ред.) проекты в портале. Например, сельская школа в Уджарском районе  собирает для создания собственного музыкального ансамбля, приобретения музыкальных инструментов для пропаганды среди учащихся мугама после уроков, ремонта зала для репетиций, 5000 манатов. Какой-нибудь ханенде (исполнитель мугамов), узнав о проекте,  вносит 2000 манатов, а оставшиеся 3000 манатов жертвуют другие граждане.

Правление и наблюдательный совет Фонда следят за оборудованием, приобретенным за счет собранных пожертвований, контролирует цены на оказываемые услуги, готовит ежемесячные и годовые отчеты и выставляет их на сайт. Гражданин, пожертвовавший 20 AZN, заходит на сайт, видит, что его пожертвование отражено в списке пожертвований под своим номером, просматривает и контролирует общий бюджет, проекты, расходы. Предложение всегда можно обсудить и усовершенствовать.

На сайте школы указывают все свои внебюджетные, связанные с внеклассной деятельностью расходы и пытаются управлять средствами, поступающие из Фонда. И тогда, если какая-либо группа родителей, какой-либо директор заговорит о "сборе денег на веник, на праздничные пакеты для учителей, заикнется о том, что дети тех, кто не внес деньги не будут допущены на уроки», то им придется давать показания в правоохранительных органах. 

Финансирование школ не должно осуществляться  лишь только государством или  родителями, чьи дети учатся. Инновации и развитие в образовании должны быть доступны обществу. И тем, у кого есть дети, и тем, у кого их нет, тем, чьи дети учатся и тем, чьи дети закончили учебу.   Если это дело оставить на усмотрение государства, директоров и родителей, то злоупотребления и сборы «денег на веник» не прекратятся.

Камран Махмудов

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей