İran xarici Legionu. washingtoninstitute.org
Интервью ASTNA политического комментатора, эксперта по вопросам безопасности Арастуна Оруджлу в июле прошлого года стало сенсацией и вызвало бурные обсуждения в СМИ и социальных сетях. В том же интервью Арастун Оруджлу сообщил, что в России готовят против Азербайджана диверсионные группы и эти группы проходят в Иране подготовку. Политический обозреватель отметил, что мишенью является Азербайджан. По мнению эксперта, цель диверсионных групп является дестабилизация в стране ситуации.
Рассмотрение в ретроспективе произошедшие в последнее время в Азербайджане события, напоминает, высказанные в этом интервью 9 месяцев назад Арастуном Оруджлу соображения. Неужели, многие страны уже запустили механизм дестабилизации Азербайджана?
С этим вопросом мы вновь обратились к Арастуну Оруджлу.
* * *
Вопрос: Имеет ли Россия какое-либо отношение к таким событиям, как нападение на посольство Азербайджана в Тегеране, покушение на депутата Фазиля Мустафу, которые привели к обострению ирано - азербайджанских отношений?
Ответ: На первый, поверхностный взгляд, прямой связи нет, но нельзя забывать, что смотреть на происходящее в Азербайджане и вокруг него, надо из шире, а точнее, сквозь призму геополитических процессов. И это естественно, потому что Азербайджан сегодня это то место, где сталкиваются или пересекаются глобальные интересы. Противоборствующие стороны, представляющие эти интересы, используют в этой борьбе все доступные средства. В этом смысле наибольшую активность в регионе проявляет российско-иранский тандем, планы которого известны. Россия и Иран прилагают усилия для реализации транспортно-коммуникационного коридора Север-Юг, который должен пройти через Азербайджан, и по мере увеличения интенсивности этих усилий, усиливается и давление на Азербайджан. И в этом смысле также трудно сказать, что давление, оказываемое на Азербайджан, не является двусторонне-согласованным. То, что это произойдет, было известно давно. Понимая невозможность того, что спроецированная как на Азербайджан, так и на регион Южного Кавказа в целом, является самодеятельностью, и учитывая сказанное выше, можно говорить о том, что предпринимаемые в отношении Азербайджана шаги Ирана согласованы с Россией.
Вопрос: Если помните, в июле прошлого года мы брали у Вас интервью, в котором Вы выступили с сенсационными заявлениями. Вы сказали, что в соседних странах, в особенности в России, создают диверсионные группы против Азербайджана и что эти группы проходят спецподготовку также в Иране. Возможно ли, что мы уже на пороге этого? Запустили ли в этих странах механизм дестабилизации Азербайджана?
Ответ: Разумеется, я хорошо помню эти заявления. Они основывались на точных данных, полученных из серьезных источников. Кроме того, к сожалению приходится признать, что этот процесс идет и сегодня. А точнее, мы приближаемся к этому периоду, потому что попытки масштабной дестабилизации еще впереди, а нынешние - это, как говорится, «цветочки». В сущности, любая дестабилизация начинаются примерно так же: сначала они происходят как отдельные события, которые на первый взгляд никак не связаны друг с другом, однако увязав их по разным аспектам, можно понять, что цель заключается в том, чтобы в некотором смысле «подготовить» общество к более масштабным событиям. На мой взгляд, сейчас мы вступили именно в этот «подготовительный» этап, поэтому не можем допустить просчетов и ошибок.
Вопрос: Цитата из этого интервью: «В Азербайджане могут произойти любые события. Возможны как дестабилизация в стране, так и совершение с этой целью каких-либо деструктивных действий (начиная от убийств каких-то политиков, журналистов, известных общественно-политических деятелей до процессов, начинающихся с социальных требований, перерастающих впоследствии в беспорядки). Возможна активизация на карабахском фронте. Возможен какой-то конфликт на азербайджано-российской границе. То есть спектр здесь довольно широк. Очень сложно сказать, что конкретно произойдет. Я озвучил несколько вариантов, которые считаю возможными. Но могут происходить и другие, еще более разнообразные события. Это может сделать не только Россия, но и Иран. Это может произойти по инициативе и подстрекательству той самой провокационной 5-й колонны внутри Азербайджана». Покушения на известных общественно-политических деятелей. Мы уже свидетели этого. Еще что может произойти?
Ответ: В сущности некоторые из возможных событий, о которых я говорил тогда, уже происходят, и, как я уже сказал, для того, чтобы рассчитать и выяснить, что еще есть в арсенале необходимо провести глубокие разведывательные мероприятия и провести аналитические исследования. Судя по всему, уже проявляются признаки многого из того, что было перечислено тогда. Например, провокации в стране и искусственное обострение ситуации в нагорной части Карабаха. Но то, что появляется сегодня, также является и признаком гибридной активности. Иначе говоря, с одной стороны, Иран создает напряженность, с другой стороны, российская 5-я колонна пытается усилить эту напряженность, а с третьей стороны Россия сама создает условия для провокаций сепаратистов в нагорной части Карабаха. В результате мы фактически видим первые признаки попыток начать гибридную войну против Азербайджана. Не следует забывать и то, что в арсенале тех, кто пытается реализовать свои геополитические интересы через Азербайджан, есть и асимметричный метод войны, в частности мы являемся свидетелями ее ведения со стороны «proxy». Нам не следует упускать из виду возможность того, что эта угроза может исходить не только с какой-то одной стороны, но и с севера, и с юга. Все это также может показаться плодом воображения, но в любом случае необходимо принять серьезные профилактические меры.
Вопрос: Что конкретно Иран хочет от Азербайджана? Что беспокоит Иран?
Ответ: Иран много чего хочет от Азербайджана, но в данный момент главной его целью является открытие, упомянутого мной, коридора Север-Юг. Но проблема в том, что даже если этот коридор откроется, сомнительно, что он будет работать. Напомню, что коридор Север-Юг Россия рассматривает как альтернативу коридору Восток-Запад, а также как способ перекрыть последний. Иначе говоря, коридор Север-Юг должен начавшись в Индии, пройти через Аравийское море, Иран, Азербайджан, Казахстан и Россию и выйти в Балтийское море, чтобы обеспечить торговые связи между странами Индокитайского полуострова и Европой. Но вопрос в том, насколько возможно, чтобы две страны (Россия и Иран), на которые наложены серьезные санкции, открыв путь в Европу, обеспечили перевозки? И еще один вопрос, согласится ли Китай на осуществление перевозок через Индию? Естественно, в обоих случаях ответ отрицательный, и, следовательно, перспектива самого этого коридора также кажется туманной. Это, в свою очередь, побуждает Азербайджан и Казахстан проявлять интерес к коридору Восток-Запад, в основном к среднему коридору, который является его частью. А это не отвечает интересам ни Ирана, ни России. И в Иране, и в России уже ведется конкретная работа в этом направлении. Например, в России уже углубили Волго-Донской канал на 2 м, а на территории Ирана ведутся работы по расширению железных дорог и другой транспортной инфраструктуры. И на пути всех этих работ стоит Азербайджан, который неоднозначно относится к участию в этом проекте. Это и есть причина того, что происходит в нашей стране и вокруг нее.
Вопрос: Может ли эта напряженность привести к войне?
Ответ: Теоретически возможно любое развитие событий, но на практике Иран может прибегнуть к этому только в одном случае: если Россия окажется решима под предлогом “предотвращения иранской агрессии” ввести на Южный Кавказ, особенно в Азербайджан военную силу и защитить Иран. Но насколько это возможно, само по себе вызывает серьезные вопросы. Во-первых, в этом случае было бы невозможно не учитывать сопротивление самого Азербайджана и какие шаги может предпринять его союзница Турция. С другой стороны, Тегерану придется учитывать возможную реакцию многочисленных государств, которые находятся в сложных отношениях с ним и ожидают, что Иран совершит какую-либо “ошибку”. Здесь существующие для Ирана риски в разы выше возможных для Азербайджана угроз. Поэтому начало военной кампании против Азербайджана, каким бы ни был ее масштаб, было бы для Тегерана равносильно самоубийству.
Вопрос: Какие шаги должен предпринять Азербайджан для борьбы с этой политикой Ирана и России, как в пределах своих границ, так и за рубежом? Правда, в последнее время против 5-й колонны Ирана проводятся операции под названием «охота на шпионов». Но эта операция больше направлена против верующих. И против многих из них выдвинуты иные обвинения. Какие должны быть предприняты шаги, чтобы ни в чем неповинный гражданин не пострадал от этого процесса?
Ответ: Прежде всего Азербайджан должен проводить интенсивные консультации со своими союзниками и потенциальными партнерами, готовиться к любым экстремальным условиям. Кроме того, необходимо установить постоянный контакт с международными институтами с целью информирования их обо всех возможных опасностях. Должны быть предприняты серьезные шаги по укреплению границ, чтобы предотвратить проникновение из-за границы различных групп «proxy». Находящиеся в стране 5-е колонны следует взять под серьезный контроль и нейтрализовать насколько это возможно. В этом плане «охота на ведьм», которую ведут против верующих в значительной мере воспринимается как операция устрашения. Целенаправленная пропаганда в медиа-среде, особенно в отношении задержанных, и игнорирование принципа презумпции невиновности.
Ни для кого не секрет, что в Азербайджане существует разветвленная сеть иранских шпионов, но предпринятые сегодня шаги для их обезвреживания могут вызвать и обратный эффект. Поскольку такие шаги эффективны только в том случае, если разоблачены те, кто действительно занимается шпионажем. А для этого должны быть конкретные деяния, факты, веские доказательства. Однако шаги, предпринятые в настоящее время, больше похожи на попытку посеять страх среди верующих. Такие шаги, в свою очередь, еще больше подрывают у верующих доверие к государству, они начинают рассматривать государство как источник угрозы и, таким образом, легко попадают под влияние внешних сил, заинтересованных в дестабилизации в Азербайджане. Однако стране, столкнувшейся с перечисленными рисками и угрозами, необходимо прямо противоположное: доверие во взаимоотношениях государства и граждан, внутреннее единство и мобилизация против внешних угроз.
Написать отзыв