İdlib. aa.com.tr
***
Вопрос: Как вы оцениваете, в целом, политическое значение нахождение турецких войск в Сирии? Вначале Эрдоган говорил, что его армия вошла в приграничные районы с Сирией, чтобы обезопасить Турцию от курдских террористов. А теперь турецкая армия вошла в Идлибскую провинцию и случилась вчерашняя трагедия. В чем прав и неправ Эрдоган?
Ответ: Изначально, в 2013 году, Турцию втравил в сирийскую войну Вашингтон. Мы помним, что Турция долго сопротивлялась, но после того, как была осуществлена попытка подрыва её стабильности изнутри (за счёт «экологов»), она приняла решение на эту войну пойти, но достичь в сирийской теме и своих целей тоже. И прежде всего – разобраться с курдами, создав буферную зону по всей южной границе. Но тогда ещё, напомню, в теме сирийской войны не было России, она появилась к концу 2015 года. Поэтому война с Россией никогда в турецкие планы не входила, не входит и сейчас.
России реальная война, в отличие от демонстрационной, не нужна тоже. Реальная война, подчеркну этот важный момент, – это когда в день сбивается как минимум несколько боевых самолётов с обеих сторон. Идлибская зона как таковая является следствием сирийской войны всех последних лет, и она была очерчена, как зона турецкого контроля, в результате всех переговоров по Сирии, с участием, прежде всего, России, Турции, Ирана. Поэтому Турция по-прежнему считает, что имеет на эту провинцию оговорённые ранее права. Однако и Россию не устраивает то, что с этой территории идут регулярные атаки и на российские базы, и на сирийские подразделения. Россия и Турция постоянно обсуждали проблематику Идлиба и наличие там террористических подразделений, но к конкретике так и не пришли, поэтому случилось последнее обострение. Турции просто дали понять, что надо было эту проблему решать своевременно. И сама Турция прекрасно понимает происходящее.
Вопрос: Разные сведения о происхождении самолетов, ударивших вчера по туркам. Одни пишут, что российская боевая авиация, другие сообщают о самолетах сирийской армии. Понятно, что армия Асада полностью содержится Россией. Можно вчерашний бой считать первым боестолкновением армий Турции и России?
Ответ: Кому как выгодно, тот так и пишет. Потому что информационная война там идёт по-настоящему, в отличие от пока ещё непрямого столкновения регулярных армий. Поэтому в целом можно сказать, что удары нанесла сирийская авиация. Во всяком случае, Турции придётся ориентироваться именно на эту данность, кто бы и что бы ни думал на этот счёт.
Отсюда, нельзя считать данное событие «первым боевым столкновением России и Турции». Тем более что Турция была и остаётся страной НАТО, и Россия это прекрасно осознаёт. России втягиваться в новые войны в Сирии нет никакого смысла, её цель была в политическом урегулировании процесса. Но Россию, как и Турцию, стараются втянуть здесь в настоящую войну, окончательно захлопнув сирийский капкан. Одним из последних шагов США на этом пути стал как бы вывод американских подразделений с территории Сирии, чтобы резко усилить противоречия между Россией и Турцией. И это, как мы видим, сработало.
Вопрос: Говорит ли вчерашнее событие о том, что стратегическое партнерство РФ-Тр невозможно из-за стратегических разногласий? И если невозможно, то как быть тогда с турецко-российскими экономическими совместными проектами? Будут сворачиваться?
Ответ: Стратегическое партнёрство России и Турции не только возможно: оно было продемонстрировано, с тем или иным успехом, на протяжении последних почти уже пятнадцати лет. Просто оно не устраивает США, поэтому не в силах развиваться ровно. У России, конечно, были разные варианты решения сирийского вопроса, в том числе за счёт курдов, без введения собственно российских подразделений на территорию Сирии, и я не раз говорил об этом ещё в 2015 году. Но Россия решила войти туда сама, поэтому автоматически получила особый набор проблем. Именно этот фактор и обостряет российско-турецкие отношения, так как Эрдоган пророссийского Асада любить не будет, и готов его уничтожить при первой возможности.
Что касается российско-турецкого экономического сотрудничества, оно также находится в постоянном движении, то сворачиваясь, то разворачиваясь. В конце концов, газ, идущий из России в Турцию, это для Турции достаточно серьёзный аргумент в пользу двусторонних отношений. Поэтому Турция пока что продолжает балансировать между молотом и наковальней, между США и РФ. Насколько это возможно в принципе. Если бы президентом США был не экзотичный президент Трамп, то, вполне возможно, Турцию и удалось бы стравить напрямую с Россией. Но пока что наличие странного Трампа спасает всех.
Написать отзыв