Ким Чен Ын и Дональд Трамп © AP Photo/Evan Vucci
И вот, неожиданный поворот событий. Дональд Трамп и Ким Чен Ын встретились, и это произошло во вторник утром 12 июня 2018 г. - запомним эту дату. Учтем и то, что Трамп несколько раз подчеркивал, что ему уже на первых минутах переговоров станет ясно, приведут ли они к желаемому результату и что он прервет встречу, если решит, что Ким Чен Ын не настроен вести серьезные переговоры. Он также заявлял, что вообще не намерен подписывать никаких документов по итогам встречи. Трамп с переговоров не ушел, Трамп их провел.
Bначале один на один (ну, конечно, в присутствии переводчиков) этак минут на 45, затем в расширенном формате около полутора часов, плавно переходящем в рабочий обед.
Составы делегаций самые серьезные, самим переговорам предшествовали обстоятельные консультации.
По итогам встречи Д. Трамп и Ким Чен Ын подписали совместную декларацию. Лидеры США и КНДР поблагодарили друг друга за успешный саммит.
По словам президента США, подписанный в Сингапуре документ очень многосторонний. "Мы подписываем очень важный документ. Достаточно всеобъемлющий", - сказал он. "Мы оба очень рады чести подписать этот документ".
Лидер КНДР заявил, что мир увидит большие перемены по итогам исторического саммита. "Мир увидит великие изменения. Хочу поблагодарить президента Трампа за то, что эта встреча состоялась". Он подчеркнул, что КНДР и США решили "оставить прошлое" и "находятся на пороге нового".
B чем заключается главный предмет переговоров? Для сторон - он отличается. США хотят установить мир на Корейском полуострове и добиться его денуклеаризации (т.е. уничтожения ядерного арсенала КНДР). КНДР - получить гарантии собственной безопасности, и здесь, как говорится, гарантии США самые весомые. Позицию США выразил госсекретарь М. Помпео: США готовы предоставить КНДР гарантии безопасности, если она откажется от ядерного оружия. B то же время он пообещал, что давление на КНДР будет продолжено и даже усилено в том случае, если дипломатический подход не сработает. Между тем, ЦРУ прогнозирует, что Северная Корея не откажется от ядерного оружия.
Как сообщает BBC, в декларации четыре основных пункта:
-США и КНДР принимают обязательства установить отношения между странами в соответствии с желанием народов этих государств добиться мира и процветания.
-США и КНДР совместно приложат усилия для того, чтобы установить на территории Корейского полуострова устойчивое и продолжительное состояние мира.
-КНДР подтверждает приверженность Пханмунджомской декларации, подписанной 27 апреля 2018 года и полному освобождению Корейского полуострова от ядерного оружия.
-США и КНДР принимают обязательства по возвращению останков военнопленных и пропавших без вести, включая возвращение уже идентифицированных останков.
-Также Соединенные Штаты в ответ на согласие Пхеньяна отказаться от своей ядерной программы обещают гарантии личной безопасности Ким Чен Ыну.
Предыстория встречи
По итогам незавершенной войны (с 25 июня 1950 по 27 июля 1953) между севером и югом, за которой стояли, с одной стороны СССР и Китай, с другой - США с группой союзников, Корея была разделена на две зоны, на территориях которых возникли враждебные друг другу КНДР и Республика Корея (РК). B полном соответствии с государственным устройством своих покровителей КНДР учредила социалистический тоталитаризм, а РК, после череды военных диктатур - демократию. Результат сегодня налицо - бедная, находящаяся в международной изоляции, крайне милитаризированная КНДР и в целом процветающая РК.
Проблема в том, что КНДР - обладательница ядерного оружия (в том числе, по утверждениям, водородной бомбы), которое она считает достойным аргументом для собственной безопасности и ведения своеобразной внешней политике, основанной на периодическом испытании как самого оружия, так и на запуске его носителей. КНДР одна из немногих числится в списке "империй зла", однако меры международного противодействия ей заключались исключительно спорадически вводимыми санкциями. Прошлый 2017 г. стал пиком напряженности между двумя Кореями, очень похожим на возможное начало незавершенной войны.
И вот, неожиданный поворот событий. Мир узнает, что Д. Трамп готов встретиться с Ким Чен Ын. Мир умиленно следит за братскими встречами лидеров двух Корей и т.д. и т.п.
B полном соответствии с избранной линией внешней (да и, откровенно говоря, внутренней) политики Д. Трамп отказывается от намеченной встречи, чтобы буквально на следующий день заявить, что такая встреча не погребена под обломками истории.
Есть не уточненное сообщение, что Ким Чен Ын пригласил Трампа посетить в июле Пхеньян и провести там вторую встречу на высшем уровне. Якобы, это предложение содержится в письме, переданном Трампу 1 июня.
Тайные и явные
Bпрочем, Ким Чен Ын не забывает и о своих тайных и явных покровителях: "Пхеньян намерен добиться того, чтобы Москва и Пекин обеспечили железные гарантии безопасности Северной Корее, оградив её от вооружённых провокаций со стороны США. КНДР полагает, что уступки в ядерной сфере ослабят обороноспособность страны и этим не преминут воспользоваться американцы" - все предельно ясно, если не считать, что и у Китая, и у России есть свои интересы и опасения в связи с исторической встречей. Как никогда кстати предстоящая встреча B. Путина и китайского лидера Си Цзиньпина (с 8 по 10 июня) на саммите Шанхайской организации сотрудничества. Можно будет по итогам сингапурской встречи и последующих событий выработать единую точку зрения на корейскую проблему.
Среди последующих событий планируемый визит Ким Чен Ын в Россию. Глава МИД РФ С. Лавров, находясь 31 мая с визитом в Пхеньяне, пригласил Ким Чен Ына посетить Россию для проведения переговоров на высшем уровне. По словам Лаврова, в ходе встречи лидер КНДР, в частности, заявил, что воля его страны "к денуклеаризации Корейского полуострова остается неизменной, последовательной и твердой" и отметил, что "желает найти путь решения, соответствующий интересам всех сторон".
У Китая свои проблемы - объединение Кореи продвинет американские войска, в настоящее время размещенные в Южной Корее, прямо у китайской границы. А потому следует ожидать и ближайших переговоров КНР и КНДР.
И, наконец, о серьезности намерений Ким Чен Ын: перед саммитом с президентом США Дональдом Трампом лидер КНДР сменил троих высокопоставленных представителей военного командования страны (министра народных вооруженных сил, руководителя Генштаба и начальника главного политического управления армии). Считается, что прежнее руководство было консервативным и не приветствовало возможное решение о приостановке ядерной программы КНДР. Смена ортодоксального командования милитаризированной Северной Кореи дает надежду на реализацию достигнутых договоренностей и снижения непредвиденных ЧП на пути реконструкции Корейского полуострова.
Написать отзыв