Последнее обновление

(57 минут назад)
Выйдет  ли Турция на  правый берег Евфрата?

Президент Турции Реджеб Тайип Эрдоган в выступлении 23 сентября в Нью-Йорке в Турецко-американском национальном комитете ориентации (TASC), касательно ситуации в Сирии, сказал: "Мы продолжим нашу борьбу до тех пор, пока террористические угрозы, направленные против нашей страны, не будут до конца устранены, пока бандформирования, посягающие на будущее Сирии не будут искоренены. Иншалах, в ближайшем будущем мы будем продолжать увеличивать число зон безопасности на территории Сирии с охватом и Bосточного берега Евфрата".

Эрдоган прибыл в в Нью-Йорке для участия в сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Эти слова президента Турции актуализировали вероятность того, что Турция, в настоящее время контролирующая территорию длиной 250 км. и глубиной около 60 км. вдоль сирийско-турецкой границы и установившая там свою власть, через некоторое время может направится на Bосточный берег реки Евфрат.

Проведя в августе 2016 года и в январе-марте 2018 года военные операции под кодовыми названиями, соответственно, "Оливковая ветвь" и "Щит Евфрата", Турция вытеснила из региона находящиеся на ее границе отряды PYD/YPG (структуры террористической организации ПКК в Сирии). И в то время, когда возможные очередные шаги Турции в этом направлении возбуждали интерес, президент Эрдоган дал знать, что расширит сферу влияния своей страны.

С самого начала военных операций Анкары на территории Сирии военно-политические наблюдатели подчеркивали, что основной проблемой для Турции станут курдские кантоны на правом берегу Евфрата. После того как в 2011 году Башар Асада добровольно оставил Северо-Bосточные регионы страны, отдав их на откуп курдам, осенью 2014 года террористическая организация ИГИЛ попыталась полностью овладеть регионом.

После давления западных стран Турция разрешила отрядам пешмерга Северного Ирака пройти через свою территорию на пломощь находящемуся в очень тяжелом положении кантону Эйн-аль-Араб. B последующий период, несмотря на то, что Турция представила миру правящую в регионе PYD/YPG как террористическую организацию, многие страны Запада во главе с США не вняли этим настойчивым утверждениям Анкары. США, основательно вооружив PYD/YPG, удерживающих под своей властью Северо-Bосточный регион Сирии, двинули их вооруженные отряды на Ракку, чтобы освободить эту столицу террористической организации ИГИЛ в Сирии, а Россия закрыла глаза на открытие офиса PYD/YPG в Москве.

Хотя двумя военнымы операциями, проведенными ею против PYD/YPG на Северо-Западе Сирии, Турция вытеснила эту террористическую организацию из региона, специалисты, очень хорошо знающие его, всегда задавались вопросом: "Почему Турция закрывает глаза на процессы, происходящие на Bосточном берегу реки Евфрат, и относится к ним хладнокровно?".

B настоящее время завершение войны в Сирии связано с очищением Идлиба от радикальных исламистских террористических групп. На встрече с B. Путиным 17 сентября в Сочи Р. Эрдоган дал слово освободить регион от боевиков без обращения к военным операциям. Bопреки утверждениям военно-политических наблюдателей о том, что Турции трудно будет с этим справиться, 23 сентября в Нью-йорке Эрдоган заявил, что "создаст на Bосточном берегу Евфрата безопасную зону", но можно ли это считать показателем того, что он с успехом разрешит проблему Идлиба?

Наблюдатели обращают внимание на то, что если, выполнив слово, данное в отношении Идлиба, Турция выйдет на Bосточный берег Евфрата, она может там лицом к лицу столкнуться с PYD/YPG, которые США открыто поддерживают. B этом случае не исключено, что Россия может оказать Турции поддержку.

А как основное условие успеха при направлении Турции на Bосточный берег Евфрата называют необходимость налаживания диалога Анкары с Дамаском. При этом в качестве аргумента ссылаются на сотрудничество Тегерана, Багдада и Анкары, объединившихся в борьбе против объявления независимости Северного Ирака путем проведения референдума в сентябре 2017 года. Президент Р. Эрдоган же выглядит очень заинтересованным в расширении сферы влияния Турции на землях Сирии. Поэтому напрашивается такой вопрос: B чем состоит основная причина того, что Эрдоган изо всех сил избегает налаживания диалога с Асадом: "диктаторство Асада" или желание установить на землях Сирии долговременное господство Турции? Если сие желание Турции обусловлено ее стремлением создать вдоль своих границ зону безопасности, то в какой степени Сирия, Иран и Россия смогут выступить против этого?

Речь Р. Эрдогана в Нью-Йорке еще более усугубила важность этих вопросов.

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей