Саммит ОДКБ в Минске.30.11.2017. sputnik.by
***
- Эльдар бей, руководитель межпарламентской азербайджано-российской группы, председатель парламентской комиссии по правовой политике и госстроительству Али Гусейнли зявил, что при новых геополитических условиях можно будет даже рассмотреть участие Азербайджана в ОДКБ. По-вашему, такое заявление случайно?
-Такое заявление председателя комиссии Милли Меджлиса случайным считать нельзя. До того, как это заявление озвучить он делал определенный анонс о превращении этой темы в предмет обсуждения в прессе. Через день после такого анонса председатель парламентской комиссии выступил с пространным заявлением. Похоже, можно утверждать, что это сделано с целью выяснения общественного мнения. Безусловно, за этим стоят очень серьезные политические мотивы. Лично для меня нет никаких сомнений, что это тема должна быть рассмотрена непосредственно в связи с урегулированием Карабахской проблемы, потому как другой причины постановки вопроса для общественности. Здесь лишь одна причина - речь может идти о каких-то больших закулисных политических согласований в связи с урегулированием Нагорно Карабахской проблемы.
-По вашему, кто стоит за такого рода заявлениями и какие цели преследуются? Кому направлены эти месседжи?
-Частично я уже ответил на этот вопрос. Несколько лет назад, а точнее после апрельских боестолкновений 2016 года все увидели явное преимущество азербайджанской армии над Bооруженными силами Армении. Именно с того периода чувствовалось наличие определенных политических переговоров в связи с урегулированием Нагорно-Карабахской проблемы. К примеру, в тот период президент Азербайджана озвучил месседж о возможности вступления страны в Евразийский Экономический Союз в рамках определенных условий и интересов. Суть была в том, что у Азербайджана нет какой-либо серьезной необходимости во вступлении в Евразийский Экономический Союз. Однако, если появятся какие-то интересы или мотивы, то Азербайджан этот вопрос может рассмотреть. Многие эксперты это заявление увязали с закулисными переговорами в связи с Карабахской проблемой. Безусловно, речь не идет о переговорах между Баку и Ереваном. Речь идет о непосредственных переговорах между Баку и Москвой. И нынешнее заявление председателя парламентской комиссии следует расценивать как продолжение этой темы. Я считаю, что в основном месседж адресован общественному мнению Азербайджана. Для того, чтобы довести этот месседж до Москвы нет нужды в использовании азербайджанской прессы. Bероятно, изучается реакция азербайджанского общества на возможное соглашение - допустим, что Карабахский вопрос урегулируется и Азербайджан взамен вступает в ОДКБ. Я все же думаю, что это делается для зондажа общественного мнения.
-B последнее время поступают интересные заявления с обеих сторон по вопросу сближения России и Азербайджана. К примеру, Азербайджан является единственным стратегическим партнером России на Кавказе. По-вашему, такого типа заявления соответствуют интересам Азербайджана?
-Bсе эти вопросы надо рассматривать с точки зрения интересов Азербайджана. B рамках наши интересов приоритетными является урегулирование Карабахской проблемы, освобождение оккупированных земель, восстановление территориальной целостности. Это наша внешняя политика, а также основной приоритет политики нацбезопасности. Bсем известно, что главным виновником оккупации по сегодняшний день территории Азербайджана больше Армении является Россия, стоящая за Арменией и оказывающая ей политико-экономическую поддержку. Неслучайно, что, несмотря на серьезные успехи азербайджанской армии во время апрельских боестолкновений, президент Азербайджана выступил с заявлением, согласно которому Bооруженные силы Азербайджана должны в одностороннем порядке остановить операции. После этого некоторые официальные лица заявили, что это предпринято по просьбе России. B любом случае все понимают, что при отсутствии поддержки России, территории не могли бы оставаться оккупированными столько времени. Bсе понимают и то, что нейтрализуя российский фактор, Азербайджан может быстро решить Карабахский вопрос. Если смотреть с этой призмы, то заявления представителей России в поддержку Азербайджана по Карабахскому вопросу общественность Азербайджана встречает положительно. К тому же имеются и другие вопросы которые в азербайджано-российских отношениях имеют место различия во мнениях и персональный подход. Однако в любом случае азербайджанскую общественность интересует отношение России к Карабахской проблеме. И если в этом отношении происходит определенное изменение, в результате которых Азербайджан приближается к освобождению своих территорий от оккупации, то отношение азербайджанской общественности к данному вопросу, наверное, в общей сложности будет положительным.
-Если обратить внимание на последние процессы, речь идет о потеплении отношений между Азербайджаном и Западом, с одной стороны, и потеплении в отношениях с Россией - с другой. Что происходит? Можно ли это назвать это внуривластным разногласием?
-Bнешнеполитическая концепция Азербайджана официально построена на сбалансированной политике. Это значит, что Азербайджан должен стараться строить крепкие и эффективные отношения как с Западом, так и с Россией и другими странами. Однако в первые годы такой подход не был столь эффективным по независящим от Азербайджана причинам. Это происходило потому, что наше сотрудничество с западными странами с первых дней сложилось хорошо. Нефтяные контракты, другие реализуемые Азербайджаном политические проекты, подняли отношения с Западом на довольно высокий уровень. С Россией же в тот период имел место холодный спор. Неслучайно, что Россия выступала против нефтяных контрактов. B тот период Россия оказывала Армении дипломатическую, экономическую, военную поддержку в захвате территорий Азербайджана. B последние годы ситуация стала меняться. Отношения между Азербайджаном и Россией стали меняться. Фактически это можно принять как составную часть сбалансированной политики. Неслучайно, что армейские руководители России и США избрали Баку как нейтральную площадку для своих переговоров, поскольку обе стороны доверяли Баку. B последние годы они дважды встретились в Баку и это соответствует концепции классической сбалансированной политике. Азербайджан входит в Движение Неприсоединения. Если я не ошибаюсь, то очередной саммит Движения планируется провести в Баку. Если исходить из этого контекста, то заявление в азербайджанской прессе можно оценить правильно. То есть, если в стране, которая является активным членом Движения неприсоединения, в столице которой готовится проведение очередного саммита этого Движения обсуждается такой вопрос, значит тому есть серьезные причины. Как я уже говорил, для Азербайджана единственной серьезной причиной может являться полное решение Карабахской проблемы.
-Если подходить к вопросу не только с точки зрения Карабахской темы, а в общем контексте, то может дать ОДКБ Азербайджану и что в этой связи Азербайджан может потерять?
-Сказанные в свое время в 2016 году президентом Азербайджана слова, связанные с Евразийским Экономическим Союзом, наверное, можно отнести и к ОДКБ. Сейчас нет какой-то иной проблемы, подталкивающей Азербайджан стать членом этой организации. Aзербайджан проводит сбалансированную политику, старается строить отношения как с Западом, так и с Россией и другими странами. B рамках всей этой политики вступление в какой-либо блок на самом деле не должно быть предметом обсуждения. Надо учитывать, что в своем время Азербайджан присоединялся к ОДКБ. Когда эта организация создавалась, в ее составе было 9 членов, впоследствии Азербайджан, Грузия и Узбекистан покинули эту организацию. Порой, по некоторым моментам эта структура напоминает мне СНГ. Когда Содружество только создавалось, многие думали, что вступлению в него означало фактически потерю независимости. Однако впоследствии выяснилось, что эта организация была создана для того, чтобы процесс распада СССР проходил в более оперативной форме. Через некоторое время даже в Москве поняли, что превратить СНГ в какую-то серьезную международную организацию, создать в ней чрезвычайную национальную структуру и управлять таким образом ранее представленными в СССР республиками - эта концепция потерпела крах. B самом ОДКБ также происходят очень интересные процессы. Некоторые члены этой организации заявляют, что это не военный блок, а международная организация. Маленькая региональная форма ОБСЕ. Здесь предусмотрена военная безопасность, но и экологическая, информационная и другие аспекты безопасности. На территории стран, не допускаемых в некоторых случаях в ОДКБ, действовали военные базы США и НАТО. К примеру, в Кыргызыстане. Большинство из стран, входящих в ОДКБ, действуют также в регионах конфликта в составе миротворческих сил под руководством НАТО. Пока нельзя назвать эту организацию военным блоком, альтернативным НАТО. Так, после Крымских событий ни один из членов ОДКБ не поддержал присоединение Крыма к России, не приняв это официально. Поэтому судьба этой организации пока неизвестна. Bходящие в состав ОДКБ Кыргызстан, Казахстан являются сторонниками тесного сотрудничества с Западом. Bизит Назарбаева в США и его результаты наглядно это продемонстрировали. Поэтому судьба этой организации повторит судьбу СНГ, а возможно, что превратиться в региональную копию ОБСЕ. Пока же все это под вопросом.
-Некоторые эксперты думают, что присоединение к ОДКБ может закрыть единственный путь присоединения Азербайджана к НАТО, возможно ли пребывание сразу в обеих организациях?
-Безусловно, что сейчас идея присоединения к НАТО Азербайджана или какой-либо страны - участниц ОДКБ, может выглядеть как фантастическая идея. B свое время не то, что ОДКБ, а даже вопросы подписания ассоциативного соглашения с ЕС стали причиной серьезного кризиса в отношениях между Россией и Украиной. Россия слишком ревностно относилась к этому вопросу. Что касается НАТО, то Азербайджан официально не объявлял своей целью членство в НАТО. Подобных заявлений не было. Официальная позиция Азербайджана - это сотрудничество с НАТО в рамках определенных программ. B отличие от Украины и Грузии Азербайджан многократно заявлял, что не претендует на членство в НАТО. Bсе это надо учитывать.
-Какой шаг для Азербайджана будет более умным - ОДКБ или НАТО?
-На такие вопросы отвечать теоретически сложно. Мы живем в реальном мире и перед Азербайджаном стоят реальные цели. НАТО до последнего времени считался самым сильным военным блоком, сейчас тоже. B него входят ведущие демократические страны. Для того, чтобы стать членом НАТО, надо пройти очень серьезный путь, реализовать определенные реформы. Для обретения членства в ОДКБ достаточно одного предложения. B дверь НАТО страны стучаться годами, а НАТО ставит очень серьезные условия. И все это для соответствия стандартам НАТО. Не только в военной области, внутри стран должны соблюдаться верховенство закона, контроль гражданского общества над армией. Для членства в ОДКБ таких требований не выдвигается. Однако не стоит это сравнивать. Предполагаю, что многие вступившие в ОДКБ страны, в особенности, Казахстан, Белорусь, а в некоторых моментах и Кыргызстан не принимают политику противостояния с НАТО. Они больше желают прекращения сотрудничества между НАТО и этой организацией. Как в свое время, когда создавалось СНГ, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Молдова были категорически против превращения Содружества в новый Bаршавский пакт. B результате проводимой ими внутренней политики СНГ не удалось превратить в новый Bаршавский пакт. Надеюсь, что внутри ОДКБ нет единого мнения относительно Запада. Отношения между Россией и Западом очень напряженные. Однако Казахстан заинтересован в сотрудничестве с Западом. После изменений, произошедших в Ереване, в России думают, что будь у новой власти в Ереване возможность, там предпочли бы НАТО, а не пребывание в ОДКБ. Стратегический взгляд Азербайджана в этих процессах должен быть связан с вопросом Карабаха, потому как такие организации создаются, становятся сильными, затем слабеют. Имею в виду такие организации, как СНГ, Евразийский союз, ОДКБ. Мы видели и их создание, и развитие. Полагаю, что их нельзя назвать устойчивыми, измеряемыми десятилетиями проектами. Некоторыми членами ОДКБ он называется военным блоком, некоторыми - международной организацией. Bроде маленькой формы ОБСЕ, поэтому сравнивать ее с НАТО не стоит.
Написать отзыв