***
- Рашад бей, каким вы видите дальнейшее развитие отношений Азербайджана с Западом в в свете событий 44-дневной войны? Каков нынешний уровень отношений сейчас и как они могут развиваться после этого?
- Некоторые наши граждане, которые поддерживают демократию, часто думают, что западные страны и институты смотрят на отношения с миром только через призму ценностей, например, через призму демократии. Это идеалистический подход и в какой-то мере может объяснить события и поведение. Но это не единственный подход, а иногда бывает и маргинальный. Доминирующим подходом в межгосударственных отношениях часто является реалистический подход. Согласно реалистическому подходу, важны интересы и власть, а не идеологии и ценности. Например, экономические, политические, стратегические, интересы безопасности.
44-дневная Отечественная война показала, что ведущие западные страны, имеющие с нами хорошие отношения и заинтересованные в нас, остались вполне нейтральными (США, Англия, Германия) или поддержали нас (Италия). С этой точки зрения я думаю, что общий ритм и динамика отношений реалистичны. Даже официальная позиция Франции, имеющей очень тесные исторические и диаспорские связи с Арменией, была в пользу Азербайджана. Президент Макрон заявил, что Карабах - это территория Азербайджана. Сейчас начинается новая эра, и эта новая эра открывает новые возможности. В духе заявления о прекращении огня есть важные признаки для развития региона. Здесь потребуется большая дипломатическая работа. После достижения военной победы Азербайджан должен работать в дипломатическом направлении. Частью этой работы является мирное строительство. Вот что подразумевается под обретением мира. Необходимо проделать большую работу в направлении мира как победителя в конфликте. Точно так же, как в этом районе есть мины физически, так и умы и менталитет людей в этом регионе являются бомбами замедленного действия, и история показывает, что эти бомбы время от времени взрываются.
Азербайджан должен стать пионером в миростроительстве с западными странами и институтами. Следует изучить опыт Германии и Франции, рассмотреть историю Европейского Союза. Должны быть созданы экономические союзы, такие как сообщество угля и стали. Уже есть две отдельные независимые страны, которые определили свои границы (более или менее) - Армения и Азербайджан. С новой страницы должен начаться процесс, обеспечивающий участие западных стран и институтов.
- Позиция западных СМИ и политиков по нагорно-карабахскому конфликту была резкой, даже односторонней и предвзятой. Разве не ясно, что азербайджанская сторона отворачивается от Запада?
- На мой взгляд, главная трудность для нас заключалась в том, что западное сообщество считало, что войну начал Азербайджан при поддержке Турции. Это не вызывало сочувствия в западном общественном мнении. В ответ Азербайджан предпринял действия, как с государственной, так и с гражданской позиции. Это единство было очень важным и в то же время редким. Обычно гражданское общество и государство находятся на разных волнах. Теперь есть общий фронт.
Основной целевой аудиторией было Западное и отчасти российское общественное мнение. Между тем сформировалась определенная антизападная риторика. Я тоже написал об этом статью и подчеркнул, что она нам не пригодится. Но, как я уже упоминал выше, Запад не был единодушен, был ряд важных государств, которые поддерживали нашу позицию или оставались нейтральными. Это было результатом нашей роли в (гео)политической области.
Присутствие и деятельность Азербайджана на мировой арене за последние 30 лет создали ряд важных связей, которые находят свое отражение и сегодня. Конечно, самое важное - это отношения с Турцией и Израилем, и хотя государство Израиль находится на Ближнем Востоке, оно по сути входит в орбиту Запада и является страной с очень сильной политической, экономической и культурной поддержкой на Западе.
- Позиция Запада в карабахском конфликте стала ясной. И сегодня в азербайджанских СМИ и политическом сообществе чувствуется антизападная риторика. Может быть, они в чем-то и правы, когда на первый план выходят демократия, свободы и ценности. Что может дать Азербайджану отстранение от Запада и отказ от этих ценностей? Является ли этот подход правильным?
- Антизападная риторика все равно долго не продлится. Есть много проводов, которые связывают нас с Западом - культурные, политические, экономические, образовательные. Мы в этом отношении счастливая страна, например, по сравнению со Средней Азией или Ближним Востоком. Мы, в некотором смысле, Восточная Европа, хотя мы и самая отдаленная точка. Мы должны правильно использовать эту возможность. Запад всегда будет для нас более сильным центром притяжения. В науке, образовании, технике, прогрессе, свободе и других смыслах. Как я уже упоминал выше, вопрос ценностей несколько сложнее, но я не думаю, что общество отойдет от Запада в плане ценностей. В политическом плане может быть отход от некоторых кругов, но в целом это невозможно. Европа и Америка всегда будут важны для азербайджанцев. Наряду со многими интересами есть и человеческий интерес - значительная часть наших граждан живет, учится, работает, строит свою жизнь в западных странах. Это новый сильный фактор в наших отношениях с Европой и Америкой, и Европейский Союз придает этому большое значение, то есть человеческому контакту, и проводит официальную политику и стратегии в этом отношении (контакт человека с человеком). Стоит также вспомнить недавние позитивные послания Турции в отношении союзников в Европе и на Западе. И президент Эрдоган, и министр иностранных дел Чавушоглу выступали и продолжают выступать с посланиями в поддержку европейской интеграции. Такие послания должны быть услышаны и от азербайджанских официальных лиц.
- Может быть, Запад занял такую позицию во время войны потому, что Азербайджан не наладил должным образом контакты и лоббистскую политику?
- На дипломатическом фронте была слабее, чем на военном фронте. Я считаю, что внешнеполитические структуры должны быть реформированы. С другой философией, с другим подходом. Дипломаты являются государственными служащими и часто более осторожны, чем это необходимо, и не являются покушением. Необходимо более активное участие, и должны быть задействованы более активные формы и люди. Например, весь французский Сенат (кроме одного) проголосовал против нас, несмотря на наши отношения с Францией. Наша позиция здесь была слабой по очевидным причинам.
Был пробел в работе с мировыми СМИ и международными организациями. Гражданское общество пыталось заполнить этот пробел, как на местах, так и в социальных сетях, и я думаю, что это было довольно успешно. Активные гражданские группы проделали важную работу в Бельгии, Германии, Канаде, США и других странах.
Одной из больших проблем является то, что нас все еще мало в интеллектуальных центрах мира. Хотя сейчас ситуация лучше, чем раньше. Война показала, что в мире о нас говорят больше, чем мы сами. У нас почти нет аналитиков, писателей, журналистов, политиков, которых можно было бы считать мировыми или европейскими авторитетами. Мы были заняты тем, что отвечали на сообщения западных экспертов и СМИ.
Во всяком случае, если говорить в более позитивных нотах, то ситуация лучше, чем раньше, потому что мы за 30 лет в определенном смысле представились миру и как государство, и как личности, и наладили отношения. Поэтому пропаганда против нас не была такой разрушительной, как раньше.
- Что нужно сделать после этого, чтобы нормализовать отношения между Западом и Азербайджаном, а также донести до Запада справедливые истины Азербайджана? Какие шаги должен предпринять Запад, чтобы не потерять Азербайджан? Что должен сделать Азербайджан, чтобы сблизиться с Западом, на фоне того, что есть внутренние и внешние силы, которые этого не хотят?
- На мой взгляд, у Запада нет такого понятия, как потеря Азербайджана. Проекты в области энергетики и безопасности связывают нас с Западом. Тем не менее, Азербайджан должен наращивать свои контакты с западными политиками, гражданским обществом и средствами массовой информации. Это должно быть сделано как в направлении реформированной официальной внешней политики, так и через гражданские группы и отдельных лиц. В то же время западным государствам и институтам, особенно Европейскому Союзу, необходимо усилить проблему человеческих контактов. Индивидуальные связи должны расширяться. Проблема здесь также может заключаться в ускорении утечки мозгов. Поэтому в Азербайджане должны быть проведены серьезные реформы. Эти реформы должны быть экономическими и политическими, чтобы предотвратить утечку мозгов.
Написать отзыв