Последнее обновление

(16 минут назад)
Açıq mənbələrdən foto

Açıq mənbələrdən foto

***

- Арастун бей, досрочные парламентские выборы закончились и предварительные итоги были объявлены. Что вы можете сказать о результатах выборов? Что показали эти выборы?

- Я хотел бы разделить оценку результатов выборов на две группы с точки зрения  краткосрочного и долгосрочного, и на социально-политические, социально-экономические и психологические последствия с точки зрения разных ракурсов. В краткосрочной перспективе сформировался высший законодательный орган, принципиально и качественно не отличающийся от предыдущего. С учетом долгосрочной перспективы мы стали свидетелями создания в Азербайджане более молчаливого, более послушного и более бесполезного парламента, что негативно скажется как на качестве, так и на эффективности принятых в стране законов. Эти выборы были похоронами парламентаризма, который еще был в форме зародыша. Исходя из этого, мы также можем сделать вывод о том, что разделение полномочий между ветвями власти, институциональное управление  и связанные с этим хрупкие элементы баланса власти и общества,  были устранены. Такая ситуация не дает оснований говорить, что в ближайшие годы будет определенная положительная динамика. Напротив, беззаконие в стране продолжит углубляться, крах системы политического управления завершится, коррупция продолжит расти, и экономический спад в конечном итоге приведет к социально-экономическому кризису. Здесь речь идет не о десятилетиях или годах, а о месяцах. Выборы в сочетании с углубляющимся кризисом государственного управления также показали, что иностранное влияние на Азербайджан еще больше возросло и что страна фактически управляется из-за рубежа. Точнее, из России. Это еще больше усилит и без того очевидную изоляцию Азербайджана от международного сообщества, сузит маневренность правительства, что, в свою очередь, ухудшит социально-экономическую ситуацию и создаст дополнительные риски для усилий по решению проблемы территориальной целостности страны. Кроме того, не подтверждение заявлений о том, что досрочные выборы будут проводиться в контексте широкомасштабных реформ, ослабило психологическую атмосферу, которая уже обострилась в обществе.  Другими словами, возросло недоверие к государству и правительству, что означает, что разрыв между правительством и обществом углубился. Я не хочу представлять все в темных тонах, но, к сожалению, не легко найти какие-либо положительные штрихи.

- Роспуск парламента и обещания реформ вдохновили и убедили многих людей. Вот почему многие независимые кандидаты и избирательные блоки, даже некоторые оппозиционные кандидаты, пришли на выборы с большой уверенностью. Однако многим из этих кандидатов не было позволено баллотироваться в парламент. Даже независимые кандидаты, которым люди оказали большое доверие, не были избраны. Парламент был сформирован из старых депутатов и, более того, из членов Партии Ени Азербайджан (ПЕА). Так зачем было распускать парламент? Почему все это происходило?

- Это самый сложный вопрос сейчас, и исследования показывают, что никто не может ответить на этот вопрос еще. В некоторых случаях это, как утверждается, связано с возможной девальвацией, в то время как в других  случаях это рассматривается как продолжение недавних изменений в правительстве. Второе кажется более убедительным, чем первое. Таким образом, недавние изменения в исполнительных структурах страны все чаще рассматриваются как подготовка к передаче президентской власти Мехрибан Алиевой, а досрочные парламентские выборы также считаются продолжением этих изменений. С самого начала, хотя я лично не вижу серьезных оснований для такой передачи, эта версия не выглядит абсолютно беспочвенной, хотя эти шаги чрезвычайно рискованны и, я бы сказал, настолько некомпетентны, на столько, что их можно считать  неполитическими. Это также показало себя со всей наготой на выборах. Но это не ограничилось только этим. Очевидное сопротивление и саботаж по такому плану также были отчетливо видны. По этой причине, фактически, как качественно, так и с точки зрения содержания, не только не удалось сформировать новый трудолюбивый парламент, но  наоборот,  как я упоминал выше, был создан более неудачный высший законодательный орган.

Что касается предвыборных сообщений и их влияния на общественность, я думаю, что власти допустили самую большую ошибку в этом вопросе. В этом смысле было бы лучше, если все оставалось  как это было на предыдущих выборах, и не стоило  поощрять людей к выборам. Например, я вообще не верил, что будут какие-то инновации, но десятки тысяч людей верили, что будут инновации, если они будут ощущать желание, исходящее изнутри, и влияние кампании. Лояльность, проявленная в выдвижении и регистрации кандидатов, немного повысила эти ожидания, а также оживление в обществе. В стране начали появляться новые, молодые, энергичные и хорошо образованные общественные и политические деятели. Это была прекрасная возможность для властей измениться, но в это могли поверить только те, кто не знал власти. Дело здесь даже не в том, чтобы поверить властям. Со стороны общества прозвучали призывы улучшить свою жизнь и свою страну, но в день выборов выяснилось, что ничего не изменилось, и все обещания были ложными. Правители Азербайджана не могут постичь тот простой факт, что обман  людей не только усиливает недоверие  к  властям, но и  ненависть и агрессию общества. Это именно то, что произошло на этот раз. Сотни тысяч людей, которые были обмануты, также чувствуют себя униженными. Заявление Ильхама Алиева «если люди не были бы согласны, они бы  протестовали» было воспринято обществом как издевательство, смешанное с угрозой. Создается впечатление, что глава страны совершенно нереалистично смотрит на возглавляемое им общество и поэтому делает такие неадекватные заявления. В этом смысле «избрание»  в результате традиционного мошенничества в парламент лиц, которые были изгнаны избирателями,  похоже, бросает вызов людям и обществу в некотором роде, что с точки зрения политической оценки, в простейших терминах, можно назвать inconceivableness. В результате могу сказать, что ситуация в стране сейчас совершенно не относится к аспекту общественно-политических отношений и, следовательно, следует ожидать, что технология неполитической борьбы в ближайшее время будет преобладать.

- Чего можно ожидать от нового парламента?

- Короче, ничего. По крайней мере, ничего хорошего. Утверждение законопроектов и распоряжений администрации президента, глупые заявления и объяснения, которые вызывают раздражение в обществе, оскорбление человеческого достоинства и гордости, постыдные речи на различных международных уровнях и т. д. Это мое ожидание, к сожалению.

- Есть мнения, что на этот раз те, кто хотел реформирования, не смогли выиграть ПЕА и не смогли добиться своих целей. Выходит, ПЕА уже является силой и способна победить определенные сферы власти и реформаторов?

- Позвольте мне начать с того, что я не вижу каких-либо реформ, которые произошли, или ожидаю каких-либо реформ, которые произойдут. Существует борьба за то, чтобы получить больше авторитета  в распределении ресурсов между различными группами, и одна из этих групп называет планы, которые она желает  реализовать как реформу. ПЕА также является очень эффективным инструментом, глубоко структурированным и глубоко укоренившимся в руках другой стороны. Кажется, что, как я уже упоминал выше, партия, которая выступает в роли реформатора, то есть Пашаевы, не смогла должным образом оценить ситуацию и до сих пор не смогла добиться успеха. Этого также было ожидаемым, потому что политический успех достигается не только с помощью финансовых и административных ресурсов, он требует политической стратегии, обширных связей, необходимых человеческих ресурсов, взаимодействия с обществом и, что еще важнее, наличие опыта политической борьбы. Три года назад критика кадровой политики Пашаевых была вызвана гневной реакцией, тогда как было бы лучше исследовать, анализировать и делать из этого выводы, чем критиковать ее таким образом. Однако это также требует адекватных человеческих ресурсов, политической воли и политической терпимости. С другой стороны, в советской истории были случаи, когда человек, которого никто не ожидал, провел глубокие реформы после того, как возглавил. Я имею в виду Никиту Хрущева, который пришел к власти после Сталина и был автором самой успешной эпохи Советского Союза во всех смыслах. Возможно, Мехрибан ханум Алиева является настолько потенциальным лидером, что она действительно может реформироваться, но факт в том, что она не пользуется широким признанием в правительстве. Также близкими союзниками Пашаевых сегодня. Я не хочу распространяться на эту тему по причине ее отсутствия особой связи с  нашей темой.

- Ходили слухи, что крыло реформаторов скоро получит власть и даже сформирует новую партию и объявит досрочные парламентские выборы. Как вы думаете, новый парламент будет долгосрочным?

- Теоретически все может произойти, но, учитывая, что многие из этих вопросов зависят от многих внутренних и внешних факторов, на практике этот сценарий не выглядит очень убедительным. Будь то партийное строительство или роспуск вновь сформированного парламента, каждый вопрос масштабный. Есть нехватка времени и человеческих ресурсов. Я до сих пор не говорю о сопротивлении и других препятствиях, с которыми могут столкнуться такие планы. Более того, более гибкие и менее трудоемкие сценарии также возможны, но время покажет, будут ли они реализованы.

- Президент сказал, что,  если бы азербайджанский народ был недоволен этими выборами, он возвысил  бы  свой голос. Тем не менее, мы видим много новостей в социальных сетях, различные акции, протесты кандидатов, сидячий митинг кандидатов перед ЦИК, а также новости о митинге, запланированном на 16-е февраля. Правда ли, что президент не знает об этом или все происходит по его воле?

- Я думаю, что президент Ильхам Алиев имеет подробную информацию о том, что происходит в обществе, но почему-то он просто игнорирует все проблемы, как будто он не хочет говорить или слышать о многих проблемах в стране. Его неудачное выражение, как я уже говорил, воспринималось в обществе как некое издевательство, высмеивание его оппонентов и многих граждан, которые ждали выборов. Также интересно, происходят ли события по его воле или нет.  Это интересный вопрос и для меня, и мой ответ на этот вопрос все еще отрицательный. Ильхам Алиев повредил конструкцию, обеспечивающую существование правительства и  механизмов его самообороны  шагами, предпринятыми в последние месяцы. В этих ситуациях все события происходят только по воле «Вашего Величества Хаоса».

- 28 января Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, озаглавленную «Угрозы свободе СМИ и безопасности журналистов в Европе». Резолюция резко осуждает ситуацию в Азербайджане. 29 января наблюдательная миссия БДИПЧ ОБСЕ опубликовала негативный промежуточный отчет накануне парламентских выборов. 30 января Парламентская ассамблея Совета Европы приняла отрицательную резолюцию «Тематическое исследование информации о политзаключенных в Азербайджане». Делегация Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), которая посетила Баку 22-23 января для оценки предвыборной обстановки, высказала негативное мнение. Заместитель помощника госсекретаря США Кэрри Филипетти назвала Движение неприсоединения, которое возглавляет Азербайджан, клубом авторитарных режимов. Индекс демократии, опубликованный британским разведывательным отделом Economist среди 167 стран, назвал режим в Азербайджане самодержавием. Азербайджан занял 147 место из 167 стран. Human Rights Watch (HRW), организация, которая защищает права человека, выпустила очередной ежегодный доклад о правах человека в Азербайджане, где Азербайджан входит в число ведущих стран в области нарушений прав человека. Новый раунд коррупционного скандала начался в Германии всего за 10 дней до выборов в Азербайджане. Могут ли эти выборы стать ответом правительства на все это?

- Правительство открыто отрицает критику и уведомления международных сообществ, но в действительности оно стремится к более тесным отношениям с Западом и международными сообществами и ищет новые каналы, потому что его текущий статус делает его полностью зависимым от одной страны - России. Необходим какой-то баланс, но на Западе понимают, что правительству Азербайджана это нужно только для маневрирования, чтобы защитить себя. В то же время существуют два серьезных препятствия для этих поисков: во-первых, негативная репутация азербайджанских властей заставляет многие международные политические круги и демократические правительства дистанцироваться от этого. Во-вторых, чрезмерное сближение с Россией вызывает на Западе раздражение против нашей страны, представляя Азербайджан как вассала России, что еще больше усугубляет негативное отношение к стране и ее властям. Если мы посмотрим на все эти фундаментальные критические замечания и любые неполитические и неадекватные реакции на них, такие взгляды могут только усугубить ситуацию и привести к санкциям. Традиционные лоббисты азербайджанских властей, большинство из которых являются обычными мошенниками, больше не имеют возможности влиять на сегодняшние политические реалии, поэтому единственный путь - это пойти на открытый и честный диалог с миром и международными сообществами.

- Что нужно сделать, чтобы азербайджанский парламент сохранил свой имидж после этих выборов? Должен ли парламент быть признан законным?

- Прежде всего, в стране должно быть проведено обширное помилование и амнистия, чтобы раз и навсегда устранить проблему политзаключенных. Конечно, без новых политически мотивированных арестов. Ситуация может измениться, если все нарушения на выборах расследуются и принимаются соответствующие решения, наказываются лица, виновные в насилии над людьми во время выборов. Вместо того, чтобы давать взятки иностранным лоббистам, лучше выдавать  компенсации, по крайней мере, возместить  финансовый ущерб несправедливо арестованным лицам. Сейчас это так же важно, как вода и воздух для Азербайджана. Для того чтобы предпринять все эти шаги, необходимо отказаться от излишнего высокомерия, ложной демонстрации силы и начать выстраивать отношения  с оппонентами в совершенно других измерениях. Отрицание существующих проблем не является выходом из сложившейся ситуации. Давайте не будем забывать, что другое название отрицания - невежество. Невежество еще никому не принесло успеха.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей