Последнее обновление

(2 часа назад)
taksisto.livejournal.com

taksisto.livejournal.com

***

-Насими бей, в последнее время мы часто встречаем в соцсетях, СМИ статьи проживающих за рубежом азербайджанцев, в особенности успешных в бизнесе, о политической ситуации в Азербайджане. По-вашему, с чем связано повышение их интереса к политической ситуации в Азербайджане?

-Если обратить внимание, то можно заметить, что во многих странах мира бизнесмены подключаются к политической деятельности, дабы войти  в  госуправление. Опыт показывает, что  в  «свободных» или «частично свободных» странах эти шаги приводили к  успешным политическим результатам. Однако в «несвободных» странах  такого успешного примера нет и быть не может.  В «несвободных» странах неуместно говорить о положительном результате проявленной воли  избирателей, поскольку механизмы, управляющие такой  волей, полностью находятся под контролем власти. Вовлечение в таких  условиях бизнесменов в политику может создать большой риск для них самих.  Они или этот риск не осознают, или же их на этот риск  толкает  какая-то особая  посторонняя  воля. 

В последние годы на постсоветском пространстве наблюдается рост политической активности. Растет отрицательное воздействие на российскую экономику примененных Соединенными Штатами санкций против. Этот фактор с беспокойством  отслеживается и в соседних с Россией странах. В особенности же, на Южном Кавказе, где другие государства, кроме Азербайджана, встали на путь коренных политических изменений, вступив на новый этап. Эти государства предпринимают определенные шаги по снижению российского влияния. Именно с этим фактором связан интерес азербайджанцев, проживающих в различных точках мира, к политическим процессам в нашей стране. 

-А почему конкретно эти статьи появляются сейчас? Может Азербайджан переживает какой-то особенный период?  

-Сначала следует отметить, что  в таких статьях  ничего нового нет.  Оппозиция страны и независимое гражданское общество годами ранее выступали с более системными и всесторонними  предложениями. Однако власти на  эти предложения  внимания не обращали.  У них не было намерения идти ни на какие серьезные политические реформы.

Сейчас в стране начался процесс обновления управленческого аппарата.  Власти пытаются предпринять определенные меры, снизить напряженность в обществе. Это стимулирует  приход в политику  новых людей. Видимость зависимости  азербайджанского правительства от российского порой  вдохновляет тех, кто там живет и  тесно общается  с российскими властями,  воодушевляет их  более решительно заняться  политической деятельностью в Азербайджане.  У них такое впечатление, что тесные связи с официальной Москвой дают им дополнительные льготы.

-Какова доля истины в том, что пишут эти люди?  Можно ли говорить об искренности их намерений?  

-Конечно, в  их статьях положительных моментов много. Ситуация в нашей стране очень сложная и противоречивая. Люди устали  от  существующей системы  управления. В отношениях между государством и гражданами имеет место бросающаяся в глаза напряженность. Для выхода из этой ситуации есть необходимость в  крупномасштабных коренных изменениях.  Решение в стране социально-политических, правовых проблем должно проходить через основательные  реформы.  Невозможно добиться серьезных результатов посредством косметических изменений. Каждый понимает значение демократических выборов в вопросе формирования власти. Мы должны проявить  внимание не к тому, кто насколько искренен, а к их возможностям и ресурсам.

Мы должны оценить, в нынешней ситуации насколько  возможны положительные изменения в стране.  По-моему,  выдвигаемые из-за рубежа такого рода предложения с теоретической точки зрения хоть и могут быть положительными, реализация  их с практической  точки зрения будет зависеть от активности внутренних политически сил и общества.

 -Конкретно предметом их широкого обсуждения  стало написанное проживающим в России предпринимателем Фархадом Ахмедовым. В проправительственной медиа даже начались на него нападки, посыпались ответы на его статью.  Что раздражает власти в написанном Фархадом Ахмедовым (периодически пишет и Мубариз Мансимов)?

-По большому счету, все антидемократические правительства ненавидят критику в свой адрес. Не могут переварить даже самую конструктивную критику. Они хотят слышать лишь хвалу. Что касается критики названного бизнесмена, здесь есть и другие беспокоящие власти факторы. В первую  очередь, его деятельность в России, где проживает более миллиона азербайджанцев. Влияние их на нашу страну всегда было высоким. К тому же,  большинство активных людей считают, что Азербайджан полностью находится под политическим влиянием России, у которой больше возможностей совершить здесь изменения.   Порою проживающие в России влиятельные соотечественники, опираясь на этот фактор, ведут себя несколько фамильярно.

К тому же,  широкая  аудитория серьезно  обсуждает такие  обращения, распространенные от имени тех, кто заработал свое богатство и имя в результате успешной предпринимательской деятельности. В нынешней чувствительной  ситуации власть считает для себя опасными такие призывы и обсуждения.  

-Однако фактом является и то, что обычно в Азербайджане в особые периоды, в основном, в канун парламентских, президентских выборов  наши известные рубежные  соотечественники начинают появляться в медиа, на повестке дня. К примеру, периодически сталкиваемся с именем Ильхама Рагимова. Или же в 2013 году в канун президентских выборов события  вокруг Рустама Ибрагимбекова. А  сейчас   Фархад Ахмедов. Есть такие, которые считают, что во всем  этом есть внешняя рука, конкретно называя Россию. По-вашему, насколько такие мнения  имеют под собой основание?

-Никто не отрицает политических претензий и особого интереса России ко всему постсоветскому пространству и  в особенности к Южному Кавказу. Официальная Москва даже в своей внешнеполитической доктрине использует относительно постсоветских республик понятие «ближнее зарубежье».  К тому же, в СНГ имеет место тесное политическое сотрудничество. Возможности военно-политического  влияния  России на своих близких соседей тоже довольные сильные. Порой даже не гнушается вмешательством во внутренние дела этих стран. Что касается определенной активности названных лиц в канун выборов, то у нас нет оснований утверждать, что это делается по желанию российской власти. На государственном уровне мы наблюдаем самые теплые отношения России с Азербайджаном.

-Однако даже если и будут сомнения относительно цели этих людей, в написанном ими немало и реального. По-вашему, не лучше было бы обсудить то, что было подвергнуто критике, предложения, дорожные карты, вынести из услышанного урок, а значит этим самым не оставлять  пустоты для критики,  и для внешнего влияния?

-Все равно власти превыше всего ставят свои интересы – они выше общественных интересов и государственных. В вопросах, касающихся корпоративных интересов,  на уступки категорически не идут и даже не думают. В вопросах не судьбоносных мы порой являемся свидетелями  иного подхода. Первой своей реакцией власть пытается продемонстрировать  равнодушие, хотя впоследствии учитывает определенное иностранное воздействие, критику,  предложения. В любом случае не желает казаться подотчетной, демонстрирует  свою закрытость  к консенсусу. Демонстрируя такой подход, власти желают опередить активность общества. Однако страна взяла курс в сторону новых политических процессов. Соцсети прорвали информационно-пропагандистскую блокаду. Уже недалеко то время, когда власти столкнутся с новой протестной социальной волной. Власть, своим противостоянием новшеству и изменениям, может навредить себе. 

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей