CARSTEN REHDER/DPA/GLOBALLOOKPRESS
***
- Халид бей, в последние дни происходят события, связанные с видеоблогерами. После того, как появились видео о личной жизни сестры Мухаммеда Мирзали, совершается покушение на его жизнь во Франции. В тот же день в Азербайджане был задержан видеоблогер Мехман Гусейнов и освобожден после изъятия видеоборудования для съемок. Можно ли сказать, что началась какая-то кампания против блогеров?
- В Азербайджане, к сожалению, нет благоприятной среды для деятельности СМИ, журналистов, в особенности критиков. В этой области уже много лет существуют серьезные проблемы. Возможно, в течение определенного периода времени и не будут наблюдаться серьезные действия такие как аресты, судебные преследования, но это в целом не соответствует понятию здоровой среды. Но такое периодически происходит. Правильнее было бы назвать это не конкретной кампанией, а характерной чертой среды, которая доминирует уже много лет. Такое отношение к СМИ, к журналистам вызывает сожаление, а точнее, то, что правительство не проводит необходимые расследования, не дает правовую оценку беззакониям в отношении журналистов.
- Как вы думаете, кто несет ответственность за происходящее? Если те, кто это делает, не у власти, то как они должны это доказать обществу?
- Правительства всех стран, входящих в пространство Совета Европы, взяли на себя обязательство незамедлительно расследовать все убийства, в том числе насильственные, психологические, совершенные против журналистов, СМИ, выявить виновных, чтобы они предстали перед справедливым судом. Ответ на ваш вопрос заключается в том, как выполнить это обязательство. Эффективное расследование, выявление виновных не оставляет более теней. Если этого не сделать, то неизбежно возникают сомнения, претензии к правительству.
- В заявлении МВД говорится, что Мехман Гусейнов был задержан за незаконное хранение дрона. Разве незаконно хранить дроны и проводить с их помощью съемки?
- В большинстве стран дронная журналистика уже действует и заняла свою нишу. Это дает СМИ, журналистам, а также обществу значительно больше возможностей для более эффективного обеспечения права на получение качественной и точной информации. К сожалению, в Азербайджане так называемая дронная журналистика не смогла занять свою нишу. Главное препятствие - доступ к дронам. В принципе, с юридической точки зрения приобретение дронов журналистами не является невозможным, просто необходимо пройти юридические процедуры. В частности, контролируемые правительством вещательные СМИ могут использовать дроны, как видно из представленного контента. Однако на практике кажется невозможным, чтобы критики, независимые журналисты, исследователи, пишущие на политические темы, прошли эти процедуры и приобрели дроны. Правовые механизмы, созданные для хранения и использования беспилотников, являются дискриминационными, труднодоступными, невозможными для критиков, исследователей. Это нельзя считать правильным, если смотреть в свете общепринятого права на пространстве Совета Европы, то это неправомерно, блокирование доступа журналистов к средствам, позволяющим им работать более эффективно, не соответствует основополагающим принципам права на свободу выражения мнений.
- Покушение на жизнь блогера Мухаммеда Мирзали имело место во Франции. Неоднократно против него происходили подобные случаи. Один раз в него стреляли из пистолета. Почему, учитывая это, его жизнь не была защищена?
- Как мы уже отмечали ранее, страны, входящие в пространство Совета Европы, обязаны расследовать факты давления, угрозы в отношении журналистов, привлекать виновных к правосудию. Это обязательство также относится к обеспечению их безопасности. Если существуют реальные угрозы в отношении любого журналиста, блогера, правительства должны предпринять необходимые шаги для его защиты. Если существовала угроза, опасность, если об этом знали соответствующие структуры, но угроза при этом привела к тяжелым последствиям, то можно сказать, что предпринятые меры по защите были неэффективны.
- Халид бей, на самом деле деятельность Мухаммеда Мирзали и видеоблогеров, проживающих за рубежом, не приветствуется независимыми профессиональными медиа из-за несоответствия этике, стандартам и принципам СМИ. Но разве попытка заставить его замолчать в любом случае не является нарушением свободы слова?
- Как указано в решениях Европейского суда, право на свободу выражения мнений защищает не только информацию или идеи, которые воспринимаются положительно, считаются безвредными или рассматриваются с равнодушием, но также информацию или идеи, которые являются оскорбительными, шокирующими или вызывают беспокойство. Вдобавок, круг критики политиков, общественных деятелей гораздо шире. Но это не освобождает журналистов от ответственности соблюдать этику, а также избегания унижения чести и достоинства.
- Среди происходящего есть и еще одна проблема. Ата Абдуллаев, представившийся видеоблогером, арестован. Считаете ли вы, что его арест может иметь какую-то прямую или косвенную связь с тем, что происходит с другими видеоблогерами? Правильно ли подходить к его аресту в контексте свободы слова?
Независимо от качества контента, постоянство, оперативность являются важными условиями в определении статуса журналиста. Если какой-либо человек постоянно, волей-неволей создает, собирает, распространяет контент на темы, которые находятся в сфере интересов СМИ, то здесь нередко встает вопрос о свободе слова. Однако журналисты, как и все остальные, не застрахованы от перспективы совершить какое-либо общественно опасное деяние. Если журналист совершает такие действия, он несет ответственность, и в таком случае право на свободу слова, выражения не может играть роль правового спасения.
Написать отзыв