Xalid Bağırov
***
- Халид бей, в последние дни ослабли поствыборные протесты. Не было противодействия для проведения одиночных акций, но митинг запланированный на 16 мая, не разрешили. Организаторов несанкционированного митинга не арестовывали. Они были задержаны полицией и доставлены в различные регионы, где были освобождены. Какова цель этой новой тактики?
- На самом деле это не новая тактика. Были подобные случаи раньше. Они думают, что могут ослабить протест, лишив митинг его руководителей. Кстати, когда распространилась новость о том, что протестующие не могут присоединиться к митингу, естественно, число желающих принять участие в акции начало сокращаться. Эта тактика может повлиять на масштаб акции. С этой точки зрения этот вариант использовался много раз. Они думают, что со временем интерес к теме выборов снизится. Также сократится число протестов по поводу выборов. Такова политика, проводимая властями.
- Какова причина того, что на этот раз никто не арестован? Многие связывают это с тем, что наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ все еще находятся в стране. А как думаете вы?
- На выборах было достаточно нарушений. И БДИПЧ ОБСЕ все еще находится в стране. Наблюдает за всем, что происходит. Естественно, они пытаются устранить эти нарушения. В это же время проведение арестов будет серьезным, еще одним шагом, который может привести к многим неприятностям. Поэтому на данном этапе они не совершают аресты.
- Несмотря на то, что на предыдущей сидячей акции протеста не было арестов, но мы были свидетелями жестокого обращения со стороны полиции в отношении участников и журналистов. Власти это отрицали. Что это за поведение?
- К сожалению, все вопросы связаны с шагами, предпринятыми властями. Поскольку мы не представлены в правительстве, мы не знаем целей, причин и мотивов таких действий. Мы можем предполагать. Кстати, мы можем принять заявление председателя ЦИК Мазахира Панахова в качестве правительственного подхода. Мазахир Панахов назвал сидячую акцию протеста очень красивым действом. Он даже применил фразу «Мне понравилось это действие». Судя по всему, подход правительства состоит в том, чтобы попытаться облегчить ситуацию с протестами после выборов. Другими словами, власть на этом этапе не хочет выглядеть репрессивной. Ведь выборы были очень жесткими. Они это прекрасно знают. Они знают, что выборов не было. ЦИК аннулировал результаты четырех избирательных округов и объявил, что отменил их на основании видео, размещенных в социальных сетях. Одно дело, когда в ЦИК поступают жалобы и они рассматриваются, а другое – когда ЦИК смотрит видео в социальных сетях и принимает решения. То есть они пытаются до некоторой степени смягчить ситуацию. Возможно, в день акции были проблемы со связью между государственными органами власти. Применение силы выросло. Но в целом политика правительства после этих выборов состоит в том, чтобы смягчить ситуацию, продлить процесс и снизить напряженность. И отправить эти выборы в таком виде в историю.
- Можно такими методами предотвратить протесты?
- Открыто скажу, что основное бремя ложится на тех, кто протестует. Чем больше протестующих, чем они настойчивее, чем более они последовательны, тогда власть может не достичь своей цели. Но, к сожалению, среди политических сил нет единого мнения. Между кандидатами отсутствует координация и объединяющая структура. То есть не существует механизма принятия единого решения. Поэтому в такой ситуации каждый может уединиться и сидеть в стороне. В таких условиях могут быть откаты назад, напряжение может снизиться. В этом случае власть своего достигнет.
-Вы считаете, что если протестующие проявляя упорство, что-то могут изменить в этой стране, ежедневно протестуя перед ЦИК?
- Честно говоря, это чувствительный период для власти. Власти провели грубые выборы. Теперь они будут стараться это каким-то образом прикрыть, чтобы выглядеть более рукопожатными. Заявления Мазахира Панахова не случайны. Они все еще пытаются сохранить лицо после такого позора. В таком ситуации недовольные и оппозиция должны объединиться. Оппозиция, кандидаты, недовольные должны сосредоточиться и использовать момент. Потому что сегодня необходимо заставить власть после допущенных ею грубых ошибок сделать новые грубые ошибки. Власть окажется в безвыходном положении, делая одно за другим грубые нарушения. Необходимо учитывать цель этих выборов для властей. Почему выборы были внеочередными? Это был имиджевый проект для власти. Подразумевается, что власть переходит из рук в руки, и в это время была необходимость в парламентских выборах в качестве имиджевого проекта. Эти выборы, примерно, напоминают парламентские выборы 2005 года. После прихода к власти Ильхама Алиева необходимо было показать, как действует президент Ильхам Алиев на первых при его власти парламентских выборах. Подобная видимость была тогда также создана: было больше кандидатов в депутаты. В 2010, 2015 годах было много кандидатов, и снова их много в 2020 году. Есть понятие выборов с большим количеством участников. Напоминает тот период. Поэтому на этот раз власти пытаются сохранить какой-то имидж, он очень им важен сейчас. Вот где надо искать истину происходящего. Власть не отменит результаты на всех 125 округах и не проведет повторные выборы. Но теперь есть возможность больше вырвать уступок от власти. Появились новые возможности. В некоторых случаях, конечно, власть не пойдет ни на какие уступки. В других случаях могут быть компромиссы.
-Что вы рекомендуете? Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию?
- Во-первых, те кандидаты, которые действительно пошли на выборы, агитировали и вызвали надежду избирателей, должны бороться за ожидания людей. Потому, что выборы в Азербайджане не заканчиваются этими выборами. И после этих будут другие выборы. Кандидаты, которые надеются на электорат, должны бороться за реализацию этих надежд. Это моральное обязательство. Во-вторых, происходящее следует рассматривать как возможность для концентрации. Я не использую слово «объединение», потому что это выражение в Азербайджане вызывает отвращение. Это выражение использовалось настолько щедро, что сегодня производит плохое впечатление. Но концентрация может быть миссией. Учреждения, организации, кандидаты должны объединиться и найти способы сотрудничества. Это касается не только избирательных институтов. Выборы окончены. Поствыборная ситуация сохраняется не только для организаций и отдельных лиц, участвующих в выборах, но и для тех, кто не участвовал в выборах. Эти выборы и обстоятельства, созданные этими выборами, станут отправной точкой для всех организаций - участвующих в выборах и бойкотирующих выборы. Может быть отправной точкой, на которой можно собраться и начать какие-то действия. Здесь также необходимо отложить спекулятивные подходы, межведомственные и внутренние проблемы. В целом, моя точка зрения в отношении недовольных кандидатов заключается в том, что, если в стране не будет дальнейшего сплочения оппозиционных сил, тогда по крайней мере недовольные кандидаты должны объединиться и создать новую структуру. Один или несколько недовольных кандидатов по каждому округу должны сформировать объединения, чтобы работать вместе.
Написать отзыв