Последнее обновление

(7 минут назад)
Ağstafa Rayon İcra Hakimiyyətinin başçısı Nizaməddin Quliyevin saxlanılması

Ağstafa Rayon İcra Hakimiyyətinin başçısı Nizaməddin Quliyevin saxlanılması

* * *

-Один бывший и один нынешний глава исполнительной власти в  Азербайджане  арестованы по обвинению в коррупции. Возможно ли, что правительство  предпринимает серьезные шаги по борьбе с коррупцией?

- Произошедшие в Азербайджане недавние аресты носят локальный характер. То есть главы исполнительной власти разных регионов были задержаны за свои преступления. Но проблема в том, что преступления происходят во многих регионах Азербайджана. Об этом постоянно пишут журналисты, и даже в отчетах  Счетной палаты содержится много фактов о незаконном присвоении бюджетных средств. Некоторые чиновники совершают преступления но, естественно, за ними стоит исполнительная власть. Есть сотни фактов о взяточничестве и коррупции. Граждане жалуются, обращаются в СМИ. В районах имеется достаточно доказательств вымогательства,  подкупа в исполнительных органах, преступлений со стороны опекаемых властями предпринимателей и других лиц. Это очень распространенные факты. Я не хочу искать никакого другого значения в  недавних арестах. Но их нельзя считать важным шагом в борьбе с коррупцией. Потому, что изменения должны быть прежде всего в законодательстве,  необходимы реформы в судебной системе. Другими словами, правовые рамки для этих реформ должны быть сначала созданы, а затем внедрены. Самым важным вопросом здесь, конечно, является правовая и судебная реформы. Борьба с коррупцией происходит в странах, где есть независимость судебной власти. Там  создаются антикоррупционные суды и антикоррупционные прокуроры. По сравнению со всем этим арест трех человек в Азербайджане - небольшой шаг. Даже министры были арестованы в Азербайджане в 2005 году. Тогда также говорилось, что эти аресты проводятся в рамках борьбы с коррупцией.

 -Интересно, что все это происходит на фоне реформ, а также структурных и кадровых изменений, декларируемых властью  Азербайджана. Вы думаете,  власть переходит к новой политической  риторике?

- Контекст происходящего интересен. Есть борьба внутри власти. Президент Ильхам Алиев меняет форму правления. Форма управления государством  была олигархической. Другими словами, это была клиенталисткая  форма. Были отдельные олигархи, министры и чиновники, и были регионы, находящиеся под их влиянием. Они были назначены исполнительными главами этих регионов. Теперь эта форма отклонена и передана менеджерам. Азербайджан сейчас рассматривается как единая компания. Здесь преобладает семейная верность, особенно к первой леди. Помимо всего этого, требуются некоторые современные управленческие навыки. В этом  разница. Но мы не можем сказать, как эти люди будут работать после назначения, и спустя несколько лет.

Временами мы видели, что наша государственная политика  менялась. В 2009 году была похожая реформаторская риторика. В это время на мировом рынке резко упали цены на нефть. В то же время такая риторика была  после арабской весны – появилось обслуживание населения в ASAN и т.д.  Тогда была, возможно, реформа. Но когда мы говорим о реформе, имеем в виду  систематические изменения. Обратите внимание – сейчас мы не видим таких изменений. Политика нашего правительства, как правило, заключается в том, что они поднимают одну проблему, затем забывают о ней, и сосредотачиваются на другой. Я имею в виду, что происходящее – не новость, просто форма немного другая. Поскольку предыдущие варианты больше не доступны, они думают о новых формах. Правительство также думает о новых формах, представляя сделанное ранее, как новую форму, которая будет восприниматься как инновация и реформа. Но по сути это не радикальные реформы.

- Почему это дело началось именно с глав исполнительной власти?

- Потому, что органы исполнительной власти являются наиболее коррумпированными структурами, с укоренившимся взяточничеством. Сейчас вводится новая форма. В ней нет как прежде сбора денег и передачи ее наверх. В стране сложная социально-экономическая ситуация, и эти проблемы в районах приходят в  Баку. Люди приезжают в Баку, они поднимают свои проблемы. Ежедневно  в стране происходит протест, пусть и небольшой. Проходят акции  протеста перед Кабинетом Министров и Администрацией Президента. Независимые СМИ в Азербайджане и социальные сети не имеют возможности освещать все эти вопросы. Но власти все это прекрасно видят. Поэтому эти методы работы меняются с точки зрения властей. Теперь  наказывают тех, кто не соответствует новым формы деятельности. Конечно, не все такие люди будут арестованы. Но они арестовали трех, чтобы остальные могли извлечь уроки. В  следующем году они будут постепенно менять глав районов, занимавших эти должности прежде. Их также наказывают за то, чтобы  они не работали как прежде, а переходили на новую форму деятельности. Конечно, им можно объяснить. Если  захотят, сразу изменят прежний  метод работы. У власти нет цивилизованного метода управления, чтобы сказать чиновникам как надо работать с соблюдением законов. Вот почему они используют такие методы. Если бы закон  выполнялся  должным образом, и правоохранительные органы выполняли бы свои обязанности должным образом, и если бы все правовые и нормативные рамки исполнялись, закон был бы выше всего, тогда процесс не занял бы столько времени. Вот почему они так поступают, прибегая только к локальным  наказаниям, чтобы показать  другим и создать прецеденты. Как я уже сказал, в стране больше нет олигархов, покровительствующих  районной исполнительной власти. Все теперь будет напрямую управляться администрацией президента. Эта система сложная. Как все  произойдет? Мы пока не можем этого сказать.

- Некоторые эксперты говорят, что происходит предвыборное шоу, другие считают, что происходит часть реформ, иные думают, что власть отводит внимание общества от происходящего  на Мальте. Есть версия  дебюта нового главы Службы госбезопасности, также считают, что бьют  бывших товарищей по команде. Какая версия, по вашему мнению, наиболее вероятная?

-Азербайджанская общественность, активисты и СМИ преувеличивают проблему Мальты. Потому что это все вероятности, которые есть всегда. Происходящее в стране  не имеет ничего общего с тем, что происходит на Мальте. Если было преступление на Мальте, и преступление будет раскрыто, нашим властям, безусловно, будет трудно. Но не в Азербайджане, а за пределами Азербайджана. То есть на международном уровне. Если проблема станет глубже, страна может даже столкнуться с санкциями. Но то, что происходит сейчас, не имеет отношения  к Мальте. Новый глава  СГБ (Али Нагиев) не в силах все провернуть сам. Это делается в консультации с президентом. Если новому главе СГБ будет предоставлена ​​такая возможность, он будет арестовывать десятками и контролировать их, создавая еще более скандальные проблемы, чем бывший министр МНБ. Все это управляется конкретно Ильхамом Алиевым и организовано для обеспечения новой формы управления.

- Станут ли чиновники осторожнее в своих коррупционных действиях?

- Как я уже сказал, эти шаги также направлены на запугивание других чиновников. Можно продолжить, но это локальный формат. В общем, не будет никаких решительных шагов, ареста большого числа чиновников. Но локально могут быть арестованы  1-2 человека. Что касается ареста, то сейчас есть основания для ареста десятков чиновников. Конечно, всех не арестуют. Но есть проблема запугивания других. Старая форма управления уже позади. Этот метод управления вызывает большое недовольство. Власти знают об этом. Поэтому они хотят устранить этот метод. Время покажет, полезен ли этот шаг. Но мне кажется, что пользы не будет, даже если заменят всех глав исполнительной власти. Потому что отношение к подчиненным у власти другое. Руководство исполнительной власти имеет недостатки. В конце концов, Администрация президента не может это контролировать. Для этого органы исполнительной власти, работающие на местах, должны отчитываться в той или иной форме. Лучший способ сделать это - иметь выборные органы в регионах. Такие власти  должны быть  им подотчетны. Должна быть некоторая ответственность перед парламентом.

-Чего не хватает для борьбы с коррупцией? Какие шаги следует предпринять для серьезной борьбы с коррупцией?

- Прежде всего, должна быть законодательная база для борьбы с коррупцией. Действующее законодательство Азербайджана не предоставляет серьезных возможностей для борьбы с коррупцией. Реестры следует  открыть. Реестр недвижимости и реестр бенефициаров коммерческих организаций должны быть открыты для общественности. Должна быть декларация о доходах чиновников. Эта отчетность должна ими подаваться ежегодно. Такая  система должна работать как часы. Правоохранительные органы должны держать все это под контролем. Тогда само общество сможет проводить контроль над властью. Кроме того, необходимы правовые реформы для борьбы с коррупцией. Судебная независимость должна быть обеспечена. Как я уже сказал, антикоррупционные суды и антикоррупционные органы должны быть созданы, как и в других странах. С них нужно начинать, чтобы бороться с коррупцией. Парламент также должен играть важную роль в этом процессе. Распущенный парламент не мог выполнить и  5% этой работы. Время покажет, сможет ли вновь избранный парламент все это проделать.

У меня очень мало надежд. Если бы была политическая воля, реформы начались бы раньше. Даже при наличии политической воли,  вмешательство в предстоящие парламентские недопустимо. У людей должна быть  возможность выбора  настоящих депутатов. Если у вас есть настоящие законодатели, тогда стоит говорить о борьбе, тогда можно говорить об организации борьбы с коррупцией. По крайней мере, если большая часть парламента будет выбрана законно, тогда можно надеяться на его эффективность. Парламент должен отражать баланс реальных политических сил в стране. Если этого не произойдет, парламент не превратится в  движущую силу реформ.

 

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей