Последнее обновление

(42 минуты назад)
Armenian defense Minister Seyran Ohanyan in Karabakh. Archive

Armenian defense Minister Seyran Ohanyan in Karabakh. Archive

***

- Джасур бей, есть озабоченность и скептицизм по поводу последних событий на освобожденных территориях, а также в Нагорном Карабахе. Как будто люди не только не осведомлены, но и разочарованы происходящими там процессами. Как вы думаете, что происходит? К каким выводам приводят эти процессы?

Xəzər Hərbi Tədqiqatlar İnstitutunun rəhbəri Cəsur Məmmədov - Можно дать общую оценку происходящим процессам, но не конкретную. Потому что процессы еще не закончились. Можно сказать, что активная фаза конфликта закончилась. Сейчас проявляются элементы мирно-перемирийной фазы конфликта. Для людей естественно иметь сомнения и скептицизм. Потому что война закончилась не так, как многие ожидали. Многие ожидали, что армянские войска будут полностью выведены с наших территорий, а территориальная целостность Азербайджана будет полностью обеспечена. Другими словами, ожидания многих были рассчитаны как "100-процентный результат". Однако подписание трехстороннего заявления о прекращении боевых действий и последующем развитии событий - например, вторжение российских миротворцев в Карабах (вторжение - это нельзя назвать иначе, потому что степень соответствия этого вопроса законодательству, Конституции Азербайджана, до сих пор является предметом обсуждения и дебатов, в то же время азербайджанский парламент еще не ратифицировал это заявление), тот факт, что армянские боевики все еще остаются на наших территориях, ясно показал, что "100-процентного результата"не было.

До сих пор идут дискуссии и дебаты о том, когда армянские боевики будут выведены с наших территорий. В этом контексте горячо обсуждаются статьи 1 и 4 заявления. Согласно первой статье, войска остаются там, где они находятся, а согласно Статье 4, армянские боевики выводятся сразу же после размещения российских миротворцев. О каких армянских боевиках сейчас идет речь? Об армянских боевиках в недавнем прошлом в Кельбаджаре, Лачине и Агдаме? Или об армянских боевиках, которые сейчас находятся в Ходжавенде, Ханкенди, Ходжалы и Агдаре? Этот вопрос находится в стадии обсуждения. Президент России Владимир Путин на пресс-конференции несколько дней назад заявил, что этот вопрос должен быть решен в соответствии с первой статьей трехстороннего заявления. Конечно, это тоже вызывает серьезное недовольство и беспокойство. По неофициальной информации, на территории Нагорного Карабаха, контролируемой в настоящее время армянскими и российскими боевиками, находится около 11 000 армянских боевиков. Они расположены в разных направлениях района. Правда, их положение не так уж и хорошо, речь идет о безопасности и снабжении, там серьезная депрессия, многие хотят покинуть территорию и вернуться в Армению. Однако 11 000 армянских боевиков можно считать серьезной силой, которая в будущем создаст в регионе еще одну "головную боль". Отрадно, что официальный Баку в настоящее время ведет интенсивные дискуссии с Россией по этому вопросу, и главное требование заключается в том, чтобы армянские боевики безоговорочно покинули территорию Азербайджана или сдали свое оружие и жили на этой территории в соответствии с азербайджанским законодательством. Надеюсь, что эти дискуссии завершатся позитивно, и в первой половине следующего года мы станем свидетелями полной ликвидации армянских боевиков на наших территориях.

Главная причина скептицизма у людей, как вы говорите, в том, что они неосведомлены. Информационная политика Министерства обороны во время военных действий была очень позитивной, но, к сожалению, сейчас об этом сказать невозможно. Информация о событиях в Карабахе в настоящее время поступает в основном из армянских и российских источников, что представляет очень серьезную угрозу информационной безопасности государства.

В целом я считаю, что официальный Баку провел военные операции на необходимом, возможном и достаточном уровне. Больше это было невозможно. Было очевидно, что Россия начала оказывать военно-политическое влияние и давление на официальный Баку, и мы уже видели ее элементы. Теперь очередь дипломатов. Я думаю, что ни о какой независимости Карабаха сейчас и в будущем не может быть и речи. В составе Азербайджана возможна совместная азербайджано-армянская Карабахская культурная автономия. Эта автономия должна основываться исключительно на азербайджанских законах, правах и взаимном уважении. Речь не идет и не должна идти о краже какого-либо народного культурного наследия, музыки, ковров, религиозных и исторических памятников, продуктов питания, традиций и т. д.

- На картах часто происходят изменения. На повестке дня-тема флагов (флаг так называемого режима или флаг Азербайджана). Изменится ли все это в пользу Азербайджана или скоро изменится?

- Вопрос карт действительно должен вызывать серьезную озабоченность. Потому что его не готовит ни один блогер-любитель, журналист или общественная организация. Автором этих карт является Министерство обороны России. Поэтому наличие каких-либо территориальных изменений на картах, публикуемых каждый день, вызывает серьезную озабоченность в азербайджанском обществе. Напомним, что некоторое время назад была озабоченность по поводу сел Чайлаггала и старый Таглар, потому что эти села были показаны на карте как территории, находящиеся под контролем Армении и России, и армянские СМИ были этому рады. Вскоре эта ошибка была исправлена. Однако следующая перемена вновь вызвала тревогу: на этот раз села Шушакенд и Мухтар близ города Шуша были показаны на карте как территории, находящиеся под контролем Армении и России. В то же время северная часть, контролируемая армянскими боевиками (территория бывшего Агдаринского района), была расширена в направлении города Тартар. Так было уже несколько дней. К сожалению, Министерство обороны Азербайджана никак не прокомментировало этот вопрос.

Я бы хотел, чтобы проблема так называемого флага режима была постепенно решена. В настоящее время это вызывает очень серьезное недовольство и озабоченность. Недопустимы не только флаг, но и деятельность "руководства" сепаратистского режима в Карабахе, и даже приемы. Я думаю, что официальный Баку считает решение всех этих проблем приоритетным. Иначе нельзя было бы сказать, что карабахская проблема, сепаратизм решены, конфликт закончен.

Не исключено, что в первом квартале 2021 года Баку и Москва проведут интенсивные дискуссии о неподконтрольной Баку деятельности в Карабахе. К переговорам может присоединиться и Ереван. Я думаю, что правительство Пашиняна проявляет особый интерес в этом направлении и окажет необходимую поддержку официальному Баку в решении проблем. В настоящее время следует приветствовать усилия и волю сторон по согласованию критических пунктов на государственных границах между Азербайджаном и Арменией в направлении Зангилана и Губадлы. Заявления премьер-министра Никола Пашиняна, его заявления о необходимости определения государственной границы и ее цели по обеспечению безопасности Армении направлены на спасение армянского народа в целом. Похоже, что официальный Ереван наконец-то увидел и почувствовал проблему спустя 30 лет и намерен изменить свои традиционные цели и задачи. Определение государственной границы означает, что официальный Ереван вскоре прямо или косвенно заявит, что Нагорно-Карабахская проблема является внутренней проблемой Азербайджана. После этого между Азербайджаном и Арменией могут быть установлены дипломатические отношения. Этот процесс, в который войдет и Турция, всесторонне спасет Армению.

- По вашим оценкам, в Нагорном Карабахе все еще находится 11 000 армянских боевиков. Откуда пришел этот вывод и есть ли какие-либо реакции или изменения после вашего исследования? Итак, вы получили ответ на свой вопрос?

- Да, по нашим исследованиям, в настоящее время в Карабахе насчитывается около 11 000 армянских боевиков. Эта информация собрана из армянских и российских источников, а также в результате официальной и неофициальной информации, распространяемой как Азербайджаном, так и Арменией в ходе военных действий. Есть и логический расчет: я напомнил, что, по разным данным, в ходе военных действий армянская сторона в целом задействовала в зоне конфликта более 30 000 вооруженных сил. Среди них были военнослужащие Вооруженных сил и других воинских частей, а также добровольцы и бойцы из разных стран. Потери армянской стороны (убитыми, ранеными и ранеными) в ходе боевых действий составили около 8000 человек. В то же время, по разным данным, около 2000 армянских боевиков покинули окопы во время войны и вернулись в Армению или за границу. После прекращения боевых действий армянская сторона официально заявила, что около 20 000 армянских военнослужащих остались в Карабахе и находятся под угрозой полного уничтожения. Позже, по данным армянских источников, 8000-9000 военнослужащих и добровольцев вернулись в Армению или были демобилизованы. Таким образом, по оценкам, в настоящее время в Нагорном Карабахе находится около 11 000 действующих армянских военнослужащих. Не исключено, что их число резко сократится в ближайшие недели, и сейчас некоторые из них действуют самостоятельно, вне контроля правительства. По разным данным, эти и другие боевики должны были сдать оружие в ближайшие две-три недели. Мы должны немного подождать. Однако, судя по всему, в ближайшие 1-2 месяца перспективы полной ликвидации вооруженных армян в Карабахе нет, это может занять какое-то время, может быть, 5-6 месяцев.

Официальный Баку пока не информировал общественность на этот счет. Но, как я уже сказал, переговоры с Россией ведутся. Не исключено, что положительный результат будет достигнут уже в ближайшее время.

- Стабилизирует ли присутствие российских миротворцев в Нагорном Карабахе ситуацию во время споров? Что говорят ваши первоначальные наблюдения? Способны ли миротворцы должным образом выполнять свои обязанности или равновесие уже нарушено?

- Российские миротворцы в настоящее время играют решающую роль в спорах между двумя странами в контексте восстановления государственной границы. В то же время, например, стала важной роль российских миротворцев в беспроблемной эвакуации Кельбаджарского, Лачинского и Агдамского районов. Но иногда это кажется немного странным. Разве Армения и Азербайджан не решили бы эту проблему без посторонних? Разве Армения, например, не решила бы пять месяцев назад освободить азербайджанские земли и начать демаркацию своих границ? Но этого не случилось. Очевидно, что на фоне "победившего" армянского общества это было невозможно, поэтому важно было создать "побежденную" Армению.

В настоящее время у сторон нет никаких серьезных возражений или опасений по поводу деятельности миротворцев. Я думаю, что в ближайшее время серьезных проблем вообще не будет. Однако могут быть случайные стычки и жертвы. Проблема с миротворцами, вероятно, возникнет в конце их пребывания в регионе. Если Россия не захочет уходить из региона, то между сторонами возникнет какая-то военная напряженность, а значит, присутствие российских войск в регионе в течение следующего периода будет продолжаться.

- Как вы думаете, будут ли еще изменения в карте по нагорно-карабахскому вопросу? А о чем Азербайджану следует больше беспокоиться? На чем она должна сосредоточиться больше, чего она должна требовать, чтобы планы другой стороны не были реализованы? И кстати, какие планы по изменению могут быть у другой стороны?

- Я думаю, что серьезных изменений в карте отныне не будет. Однако, на мой взгляд, есть ряд вопросов, на которые Азербайджан должен обратить особое внимание и потребовать. Следующие вопросы очень важны в течение следующих 6 месяцев:

А) вся дорожная инфраструктура Карабаха должна быть доступна Азербайджану. Азербайджан должен иметь право пользоваться дорогами Агдара-Кяльбаджар, Агдара-Ханкенди - Шуша, Губадлы-Лачин-Шуша, Агдам-Ханкенди-Шуша, Шуша-Гирмизибазар-Физули;

Б) все сепаратистские элементы в Карабахе (флаг, герб, "президент", "правительство" и т. д.) должны быть упразднены;

В) все полиграфические наименования, названия населенных пунктов должны соответствовать законодательству Азербайджанской Республики;

Г) армянские боевики должны быть изгнаны или разоружены;

Д) азербайджанская полиция и другие правоохранительные органы должны быть развернуты во всех населенных пунктах Карабаха;

Е) на контрольно-пропускном пункте в Лачине также должны присутствовать соответствующие государственные органы Азербайджана (таможня, полиция, СБУ и др.). Въезд иностранных граждан и грузов на территорию Азербайджана должен регулироваться в соответствии с законом.

На мой взгляд, официальный Баку должен проявить твердую принципиальность во всех этих вопросах. В то же время я думаю, что гражданскому обществу, особенно средствам массовой информации и НПО, предстоит проделать большую работу. Возможно проведение совместных проектов и круглых столов по различным темам для улучшения отношений между народами. На данный момент более эффективно это делать на онлайн-платформах. В посткоронавирусный период такие мероприятия могут проводиться в Ханкенди, Шуше, Ереване и Баку.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей