Последнее обновление

(11 минут назад)
Фото Преднестровье. commons.wikimedia.org

Фото Преднестровье. commons.wikimedia.org

* * *

Вопрос: Господин Кузьмин, как сейчас политическая и социально-психологическая ситуация в Приднестровье? Что думают приднестровцы о войне России с Украиной? Осуждают ли они или оправдывают российскую агрессию против Украины?

Ответ: Крупные местные СМИ и приднестровские власти стараются сохранить нейтралитет в этой ситуации. Ведущие медиа не сообщают о боевых действиях в Украине совершенно. Пишут и снимают ролики только о том, как жители и власти помогают беженцам. Власти же называют происходящее «ситуацией» или «событиями», стараясь оказать помощь тем же беженцам. Социально-психологическая ситуация очень спорная. С одной стороны Приднестровье — это пророссийский регион. Конечно, многие из тех, кто тут живет, поддерживает действия России просто потому, что поддержка России — это традиция. Так, например, 6 марта в центре Тирасполя прошел несогласованный с властями митинг в поддержку Путина, Шойгу и армии РФ, несмотря на то, что власти (МВД ПМР) призывали граждан не приходить на него. Насколько я понимаю, митинг инициировал местный оппозиционный паблик в Viber, и поддержала Коммунистическая партия Приднестровья. В основном он привлек людей старшего возраста — электорат той самой коммунистической партии, по сути, которая широкой поддержкой населения по моим ощущениям не пользуется (в Приднестровье практически не проводятся открытые социологические исследования в сфере политики, поэтому не могу подкрепить свои ощущения данными).

В то же время,  около недели назад, некоторые граждане начали активно скупать товары первой необходимости в магазинах: соль и растительное масло, например. Дефицита нет, насколько я вижу. Его быстро восполнили, но сам факт такого ажиотажа тоже многое говорит о настроениях части населения.

В то же время есть и те, кто не поддерживает все то, что совершает Россия в Украине. Например, 28 февраля на площади Тирасполя прошло 2 одиночных пикета с плакатами «Нет войне». Их участники — девушки 20-25 лет. Одна из них в разговоре сказала, что около 30-35 человек отреагировали на ее плакат, при этом из них только 4 реакции можно назвать однозначно негативными.

Очень сложно сказать, сколько людей поддерживают сейчас действия России, сколько поддерживают Украину, а сколько просто не понимают что происходит. Опять же, опросов у нас не ведут по таким темам и сказать что-то конкретное очень сложно. В целом мне кажется, что большинство на стороне России (условные 60%), а оставшиеся — либо на стороне Украины, либо просто не понимают и не готовы понимать что происходит (например, некоторые из знакомых считают «плохими» и Россию, и Украину в этой ситуации, стараясь таким образом не занимать чью-либо сторону). При этом возраст в 35-40 лет я бы использовал как разделитель: чем моложе человек, тем с большей вероятностью он будет поддерживать Украину и наоборот — чем старше, тем выше вероятность, что его симпатии на стороне России.

Вопрос: Запад неоднократно вводила политические и экономические санкции против России в связи с ее войной с Украиной. В результате этих санкций стоимость российского рубля падает, а инфляция растет. Конечно, все это негативно влияет на непризнанные республики под эгидой России и будет продолжать это делать. Как жители Днестр оценивают произошедшее? Недовольны ли они ухудшением социальной ситуации? Другими словами, есть ли неудовлетворенность?

Ответ: Я бы не сказал, что жители Приднестровья вообще понимают в чем суть санкций и как они повлияют на Россию. Санкции — это что-то «плохое». Это «экономическая война против России». Очень сомневаюсь, что среднестатистический житель Приднестровья понимает, что Тайвань отказался поставлять чипы России, а следовательно, выпуск российский процессоров «Эльбрус» остановится, следовательно, дефицит иностранной техники будет сложнее восполнить собственной, что может повлечь дальнейшие трудности в развитии тех отраслей, для которых это важно и в целом усугубить экономическое отставание в будущем. А это уже чревато слабостью российского рубля. Люди этих цепочек не строят. Если говорить о более простых вещах, например, массовом отказе мировых западных брендов работать с РФ, то у нас это не ощущается. Карты VISA и MasterCard у нас не работают уже несколько лет.

На мой взгляд, есть как минимум три важные вещи, которые могут иметь влияние: цены на продукты, российские пенсии и возможность получения денежных переводов. 

С перечислением денежных переводов при этом все в порядке пока. Продукты начинают дорожать потихоньку. По крайней мере те, что везли через территорию Украины. Российские пенсии получать было выгоднее, чем приднестровские (в Приднестровье проживает около 220 тысяч граждан России; не все из них пенсионеры, конечно, но многие, сколько именно получают российскую пенсия я не могу сказать, но где-то встречал цифру примерно в 30 тысяч человек, если не ошибаюсь). С падением российского рубля, упали в первую очередь доходы некоторых пенсионеров. Поэтому президент ПМР Вадим Красносельский внес на рассмотрение Верховного Совета (приднестровский парламент) законопроект, согласно которому пенсионерам покроют из денежные потери в связи с падением рубля из бюджета ПМР: «Обладающим приднестровским гражданством пенсионерам, получающим российскую пенсию, начнут выплачивать надбавку из Фонда социального страхования ПМР. Сумма доплаты будет таковой, чтобы размер российской пенсии был не ниже пенсии, назначенной конкретному получателю в Приднестровье», — говорится в сообщении из телеграм-канале Вадима Красносельского.

Наши власти сохраняют нейтралитет и стараются сохранять спокойствие у населения: не сообщают о ситуации, проводят точечные изменения в экономике, стремятся восполнить товары, которые люди скупили на эмоциях, покрывают по крайней мере часть пенсий в российских рублях. Вместе с этим, прошло очень мало времени с начала конфликта. Я бы не сказал, что ухудшение социальной ситуации ощущается достаточно отчетливо, чтоб породить заметную массу недовольных. Другими словами, роста неудовлетворенности из-за социально-экономической ситуации я пока не вижу.

Вопрос: Президент Молдовы Майя Санду призвала Россию вывести войска из Приднестровья. Кроме того, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) признала, что Российская Федерация оккупировала часть территории Молдовы – Приднестровье. Какая там реакция на этих новостях? Как они реагируют на мнение президента Молдовы? Хотят ли жители Приднестровья с выводом российских войск?

Ответ: У некоторых людей, которые активно следят за новостной повесткой, используя не только местные и/или российские СМИ, это вызвало беспокойство. Некоторые отнеслись к этому очень равнодушно.  Хотя есть те, кто называет резолюцию ПАСЕ «открытым подстрекательством националистических ястребов к военному нападению на ПМР» (депутат Верховного Совета ПМР А.Сафонов) и «заявкой на разрушение всего переговорного формата "5+2"», тех, кто воспринимает все это как формальность, кажется, больше. 

О том, что «последствий этого решения не будет», говорит кишиневский политолог А.Кориненко. Что ожидать чего-то ужасного не стоит, считает бывший глава МИД ПМР В.Ястребчак, который называет резолюцию формальностью и надеется на такое же отношение к ней со стороны «тех, кто реально занимается политикой». Экс-министр реинтеграции РМ А.Флянке так же называет ее «просто декларацией». Не верит в ощутимое влияние и экс-представитель Молдовы при ООН и Совете Европы А.Тулбуре.

В заявлении МИД ПМР резолюция названа «не имеющей практической перспективы». Глава МИДЕИ РМ Н.Попеску сдержанно охарактеризовал ее как «мнение парламентариев [...] стран» и заявил о важности диалога, назвав его «единственным путем». М.Санду и В.Красносельский схожим образом выразились о высокой значимости переговоров (с той лишь разницей, что она сказала о «выводе российских войск», а он «напомнил, что именно российские миротворцы остановили кровопролитие 1992 года», — пишет НП).

На мнение президента Молдовы о выводе российских войск наши власти реагируют обычно одинаково: говорят, что это подрывает безопасность. Это долгая практика политических взаимоотношений двух берегов Днестра и это заявление госпожи Санду ничего нового не внесло. Оно является частью привычного дискурса Молдовы, и реакция на него со стороны приднестровских властей — такая же привычная и ожидаемая.

А хотят жители Приднестровья вывода российских военных или не хотят — очень сложно сказать. Вы поймите, Приднестровье — это пророссийский регион. У нас российский флаг приравнен к государственному. В Уголовном кодексе ПМР есть статья 278-3, которая называется «Об отрицании положительной роли миротворческой миссии РФ в ПМР». У нас стоят памятники российским и советским военным. Важнейшее историческое событие для современного Приднестровье — это конфликт с Молдовой в 1992 году, а российские военные — это герои этого конфликта, которые остановили его. Более того, российских военных очень сложно воспринимать как «российских», потому что там служат жители Приднестровья, у которых есть российское гражданство. Очень сложно представить, что при всем перечисленном какая-то более-менее значимая часть населения выступала бы за вывод российских военных. Я не думаю, что таких людей наберется больше 10%, но, повторю, социологических данных у нас нет и к этой цифре нужно относиться с определенной долей скепсиса, мягко говоря.

Вопрос: Мы знаем, что 60% населения Приднестровья составляют русские и украинцы. Если сейчас будет опрос или референдум, что подумает большинство? Выбрать независимость, жить под влиянием России (как сейчас), остаться территорией Молдовы (как раньше), присоединиться к России или присоединиться к Украине?

Ответ: Это очень сложный вопрос. И я еще раз повторю, что у нас нет внятных и актуальных социологических данных по этому поводу. Мы можем только гадать.

Последний раз референдум по схожему вопросу проходил в 2006 году. Его посетило около 80% взрослого населения, 97% из которых проголосовало за независимость ПМР и последующее присоединение к России. За объединение с Молдовой высказались лишь чуть больше 3%. 

С того момента прошло уже больше 15 лет и какая картина сейчас сказать достаточно трудно. Если бы до войны в Украине в Приднестровье местные власти организовали референдум по вопросу присоединения к Молдове, я очень сомневаюсь, что «За» проголосовало бы больше 10% от посетивших референдум. Это максимум, с моей точки зрения (особенно при условии, что люди постарше имеют более пророссийские настроения, и они же чаще принимают участие в голосовании, как показывает мировая практика, в то время как молодые люди не только реже ходят на выборы (мировой тренд), но и чаще покидают Приднестровье (местная специфика)).

Вопрос присоединения к Молдове очень комплексный. Он не только про Россию, он и про саму Молдову, про конфликт 1992 года, о котором много говорят в наших СМИ, про язык, про образ Молдовы в местных СМИ и так далее. Что касается присоединения к Украине, то на данный момент такой вариант совсем не рассматривается в обществе, насколько я могу судить, и сторонников такого варианта было бы совсем мало, как мне кажется.

Я думаю, война в Украине картину изменит (например, уменьшит количество сторонников пророссийского вектора), но насколько сильно — не могу сейчас сказать.

Вопрос: И, наконец, как исход российско-украинской войны может повлиять на судьбу Приднестровья?

Ответ: Сценариев может быть очень много. Конечно, влияет кто и с каким перевесом победит. Этот геополитический фактор ляжет на локальную специфику: интересы элит, экономико-географические особенности, политические предпочтения населения, отношения Молдовы и Приднестровья с соседними странами и блоками и так далее. При желании, можно придумать сценарий, при котором Приднестровье войдет в состав Молдовы уже через 5-10 лет, а можно изложить вариант, при котором оно станет частью Российской Федерации. Степень неопределенности все еще высока и уверенно говорить о каком-то конкретном сценарии пока рано. 

Но основываясь на том, как я представляю ситуацию вечером 19 марта, могу сказать, что, кажется, Россия проиграет эту войну, если не в военном плане, то в экономическом. Если так, то приднестровскую политическую элиту могут ждать осложнения в будущем, потому что опора в виде Российской Федерации станет менее надежной.

Кямран  Махмудов

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей