BBC.com
Четвертый день, включая 31 декабря, в Иране не стихали массовые протесты и насилие с обоих сторон - митингующих и сил правопорядка. Точное количество задержанных, раненных и убитых не сообщается, но судя на одном видеоролике видно, как демонстранты забили полицейских камнями. B стране отключены социальные сети и мессенджеры.
Президент США Дональд Трамп заявил, что США внимательно следят за протестами в Иране, а также вновь обвинил руководство страны в поддержке терроризма - по его словам, именно эта поддержка и стала причиной протестов. Неожиданное заявление выдал президент Ирана Хасан Рухани сказав, что народ страны имеет право на протест и критику в адрес правительства.
Митингующие желают смерти религиозного лидера аятоллы Хаменеи, требуют отмены обязательных религиозных правил ношения одежды, снижения цен и прекращения дорогостоящих вмешательств Ирана во внутренние дела других стран. Отметим, что в первый день протестов глава полицейского управления Тегерана объявил о прекращении практики задержаний и отвода в полицию женщин, нарушающих введенные клерикалами правила ношения одежды. Но штрафные санкции и судебное преследование за непокрытые головы и другие нарушения религиозных канонов в одежде останутся.
"На данный момент социальный протест в Иране несколько ослабел, что можно объяснить тем, что люди устали в результате трёх дней активных демонстраций. Тем не менее, государственная власть в Тегеране практически отсутствует. Несмотря на это, массовый протест пока не имеет четкой структуры и иерархии: лидеры, способные возглавить протест, зачастую возникают стихийно и также стихийно делегируют свои координирующие функции другим персонам, - анализирует события российский политолог Денис Коркординов.
Стремление к лидерству проявляет "Моджахедин-э Халк" ("Организация моджахедов иранского народа") - леворадикальная террористическая организация, ведущая борьбу против Исламской Республики Иран. Однако у нее практически нет ни единого шанса возглавить революцию.
"Sāzmān-e mojāhedin-e khalq-e Irān", по своей сути, антиклерикальная организация, что вызывает определенный спрос у местного населения. Но, вместе с тем, сторонники данной организации принимали активное участие в ирано-иракской войне 1980-1988 годов на стороне Саддама Хуссейна, что, безусловно, вызывает недовольство большинства иранских избирателей. Невзирая на это, определенная структуризация протестной массы все же происходит. Участники протеста пытаются самоорганизоваться, но пока без опоры на провинциальную оппозицию. B таких условиях иранское руководство пока не понимает точно, что происходит и каких результатов следует ожидать. Силы полиции неохотно принимают участие в разгоне участников протеста. Помимо прочего, "КСИР", "Сазман-е Басидж-е Мостазафин" стараются сохранять нейтралитет, не ввязываясь во внутренние дела Ирана.
Основная проблема в том, что в Иране de-facto некому разгонять протестующих граждан: все основные военные силы режима аятолл сосредоточены в Сирии, Ираке и Леване. Тегеран оказался практически один на один с угрозой революции, когда никто не может оказать решительное сопротивление участникам несанкционированных акций. B силу этого, вполне объяснимо то, с какой интенсивностью и совершенно беспрепятственно распространяются акции протеста по всей территории Ирана", - пишет Коркординов.
Иран кипит с периодичностью в 8-10 лет. Настоящие протесты начались в священном городе Мешхед и стремительно дошли до столицы и других городов страны, - отметил политолог Эльхан Шаиноглу.
"Сообщается про убийство двух человек. На первый взгляд, причиной протестов кажутся социальные требования, но они только видимость, так как во время массовых шествий народ выкрикивает политические лозунги. Протестующие требуют прекращения официальной политики по Иерусалиму и Сирии. Руководство Ирана признает социальные проблемы, но указывает на зарубежные истоки этих событий, намекая на подстрекательство извне, даже заявлено о связях двух убитых протестующих с иностранными разведками. Руки США, Саудовской Аравии и Израиля" я не исключаю. Если Израиль смог убить иранских ученых-ядерщиков, находившихся в своей стране, этому государству не составит труда спровоцировать массовые волнения", - пишет политолог Э.Шаиноглу.
Азербайджан не вмешивается во внутрииранские дела и сторонник стабильности в соседнем государстве. Но, во-первых, мы не можем быть безучастными к судьбе живущих в Иране азербайджанцев, и во-вторых, нас беспокоит близость и сотрудничество Ирана с Арменией. Поэтому желаем положительных изменений во внешней политике под влиянием массовых событий в Иране. Конечно, сказанное не означает обязательной победы протестующих. С высокой вероятностью можно ожидать активизации правящего режима, введения на улицы армии и подавления массовых акций. Но произошедшее является серьёзным посланием для иранской власти, которая не захочет повторения беспорядков, - считает Э.Шаиноглу.
B социальной сети азербайджанцы высказывают опасения, ожидая появление в Баку беженцев из Ирана, повышения цен на недвижимость, скупаемой бежавшими из соседней страны. Журналист Гавказ Омаров боится, что дестабилизация Ирана может привести дестабилизации всего региона и в первую очередь Южного Кавказа, потом Центральной Азии. "Туркам и курдам Ирана вообще не стоит радоваться. Распад режима Саддама в Ираке показал, что сценаристы вовсе не планируют создать на территории разрушенных стран мелкие этнические государства. Так будет и в Иране, если удастся Западу пошатнуть устои иранского режима. Иран занимает огромные территории, в нем проживают десятки народов, народностей и конфессий. B случае распада режима каждое иностранное государство задействует свою агентуру и наступит настоящий хаос на территории с площадью более 1,6 млн.кв.км". Интересно, а какой план у Анкары и Баку в случае форс-мажора в Иране? - спрашивает Омаров.
Официальные структуры Азербайджана о событиях в Иране не высказывались, словно там ничего не происходит. Президент И.Алиев появился на телеэкранах только один раз, для поздравления с Днем солидарности азербайджанцев (31 декабря) и Новым годом. B речи он коснулся Армении, Нагорного Карабаха, спортивных мероприятий, железной дороги БТК, экономики и отношений с Евросоюзом, но Иран даже не упомянул.
Написать отзыв