Последнее обновление

(6 часов назад)
sabah.com.tr

sabah.com.tr

Поистине, Фортуна изменчива: если в Анкаре утром праздновали открытие в Черном море месторождения  природного газа запасами в 320 млрд. кубометров, то вечером Fitch перевело  кредитный рейтинг Турции  со стабильного на негативный. Однако реакция адептов властей  была традиционной: «Они не могут переварить нашу экономическую независимость».

По сути, Анкара с осени 2018 года, после того как президент Эрдоган сам несколько раз ответил международным кредитным рейтинговым агентствам, игнорировала их мнение. Хотя, как известно, куда бы ни обращались турецкие инвесторы за кредитами, заимодавцы, прежде всего, будут обращать  внимание на отчеты и оценки этих агентств.   

Видимо, в последние годы  правительство Эрдогана стало больше интересовать поступление в страну горячих денег, чем судьба макроэкономических показателей, банковского дела и бизнеса в стране и принятие адекватных мер в ответ на пессимистические оценки турецкой экономики рейтинговыми структурами.  Что же касается курса валюты, то его так и не удалось не только снизить, но стабилизировать хоть на  какое-время после резких колебаний.

По мере того как иностранные компании покидали Стамбульскую фондовую биржу, турецкая лира все более  обесценивалась. Из-за  ежегодных расходов на импорт энергоносителей в $50 млрд. текущий  дефицит так и висит непрестанно над экономикой Дамокловым мечом, а гарантии казначейства, выдаваемые иностранным консорциумам в валюте  за реализацию таких инфраструктурных проектов, как строительство мостов, дорог и т.п., все еще остается основным фактором  давления на обменный курс. Поэтому вовсе неудивительно, что об обменном курсе на сей раз написала New York Times (30.08.2020) отметив, что в экономике Турции все более усиливаются валютно-курсовые риски, в росте которых в последние месяцы сыграла роль и  пандемия.

Так, в статье Джека Юинга (Jack Ewing) обращается внимание на заявление генерального директора компании Arçelik, контроль над которой  принадлежит  крупнейшему турецкому финансово-промышленному конгломерату «Коч Холдинг» (Koç Holding), о том что  «на них не сказалось давление на валютный курс на рынке».

Гендиректор холдинга Хакан Булгурлу подчеркнул, что его компания, в основном, за счет своих  «промышленных предприятий, расположенных  в Пакистане, Бангладеше, Индии и Южной Африке», удовлетворяет свои потребности в инвалюте. Однако это не ирония судьбы в отношении властей, а обратное влияние на них инвестиций, владельцы которых  меняются или имеются попытки их изменить путем политического давления, поощрений и поддержки.

Как и многие компании-ровесники Турецкой Республики, Koç Holding, крупнейшая в Турции группа компаний, с которой основанная в 2001 году Партия справедливости и развития (ПСР) еще тогда не ладила, после прихода к власти ПСР получила свою долю негатива от давления правительства.

Согласно докладу  Всемирного банка, опубликованному два года назад, в период правления ПСР $136 млрд. в рамках тендера  в $150 млрд.  путем частых законодательных изменений было передано пяти ближайшим к власти компаниям. Хотя  до прихода ПСР  к власти ни одна из них не смогла сравниться с крупными компаниями 70-х и 80-х годов.

 «Коч Холдинг», в течение многих лет не выигравший ни одного тендера, проведенных военной, нефтяной сферах, в инфраструктуре и других конкретных крупномасштабных сферах промышленности,  после своих последних вложений в Турции в 2008 году, похоже, переориентировался на зарубежные страны. А его почетный президент Рахми Коч, которому сейчас 89 лет, оценивая текущую ситуацию и имея в виду планы  на будущее, заявил: «За последние 10 лет власти потратили все деньги отнюдь не на самые важные проекты, мы не станем вкладывать в Турцию ни копейки».

Другой причиной закулисной тяжбы между правительством ПСР и «Коч Холдингом» и давления на него было то, что вопреки требованию тогдашнего  премьер-министра и нынешнего президента Эрдогана холдинг не перевел в Турцию свой находящийся в Италии фонд в размере в $40 млрд.

Конечно,  перенеси Рахми Коч фонд в Турцию и отдай взаймы властям, он выигрывал бы новые тендеры и избежал бы опалы. Однако нынешняя ситуация показывает: то, что известный верностью своим принципам «Koç Holding» этого не сделал, пошло на пользу данной группе компаний.

Несомненно, то, что эта 100-летняя (если отсчитывать время  с  открытия основателем холдинга Вехби Кочем (Vehbi Koç) в 1920 году в Анкаре бакалейного магазина) группа компаний, не приноравливаясь политической конъюнктуре, тщательно взвешивала свои стратегические и тактические шаги,  совершенно  естественно.

Именно поэтому сегодня, когда  Турция вновь столкнулась с проблемой обменного курса, у старейшей холдинговой компании страны такой проблемы нет.

Лишая  экономику свободы, установив над ней контроль и оказывая на нее давление, власти,  прежде всего, вредят самим себе.

То касается и прессы тоже...

Маис Ализаде

Написать отзыв

В мире

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей