Тофик Зульфугаров
Баку/04.01.18/Turan: Многие аналитики, отслеживающие ситуацию в Иране, приходят к выводу, что протестные события приближаются к фазе стабилизации. Несмотря на это, остается дискуссионным вопрос - что это были за события? Какой характер они носили - политический или экономический? Кто был организатором, или протест возник спонтанно?
Тофик Зульфугаров был первым министром иностранных дел Азербайджана (5 марта 1998 - 26 октября 1999), который в ходе своего официального визита в Иран, посетил Тебриз. Это был очень сложный период азербайджано-иранских отношений, когда Баку добивался открытия консульства Азербайджана в Тебризе.
Т.Зульфугаров поделился с читателями Фейсбук своими представлениями об истоках иранских событий.
Источники свидетельствуют, что одной из главных причин возникновения протестных настроений стало обсуждение и принятие государственного бюджета на следующий год, в котором очень большие средства направлялись на сферы, связанные с реализацией внешней политики Ирана на Ближнем Bостоке, - пишет бывший министр.
Иранская геополитическая концепция расширения иранского (шиитского) влияния до Средиземного моря стоит за многими действиями и проявлениями внешнеполитической активности Ирана в Сирии, Ливане, частично Ирака и в отношении Хезболлы.
Эта "обновленная" версия традиционной для Ирана концепции экспорта идеи исламской революции, вызывает противодействие серьезных мировых "игроков" и является очень дорогостоящим проектом.
Причем, попытки реализации этого проекта приведут к усилению санкций против Ирана и конфронтации, не только с Западом, но и с большей частью суннитских стран. Bозможно, осознание этих проблем и стало той причиной, когда часть руководства Ирана, оппозиционная этой политике, решила воздействовать на ситуацию, используя скрытую инициацию протестных настроений в стране.
B пользу этого говорит то обстоятельство, что в начале декабря в социальных сетях недовольство экономической ситуацией увязывалось именно с внешней политикой Ирана. А появление лозунга "Мы не в Газе, не в Ливане, а в Иране" напрямую показывает на тех, кто получает выгоду в данной ситуации.
Странное поведение руководства КСИР (Корпус стражей исламской революции) в начале событий также дает пищу для размышлений. География протестов однозначно говорит о том, что они были организованы, однако удивляет другое - почему нигде не фигурируют организаторы этих протестов и ни одна политическая сила, даже находящаяся в эмиграции не берет на себя ответственность за их организацию.
"Поэтому смею предположить, что протестные события постепенно будут сведены на нет, а в руководстве Ирана без смены персоналий произойдет переформатирование властных полномочий", - считает Зульфугаров.
Касаясь популярной в сетях дискуссии "о скором объединении Северного и Южного Азербайджана", Зульфугаров пишет, что парадокс в позиции многих участников подобных дискуссий в том, что они обсуждают конечную стадию "процесса", игнорируя тот факт, что для этого необходимо разрушение Ирана, как государства и развал на национальные государственные образования, а затем и возможное объединение. Никаких признаков первой, второй и третьей стадии Зульфугаров не видит, поэтому разговоры о четвертой стадии - создании "Большого Азербайджана" он считает несерьезными.-0-
Написать отзыв