Радио "Свобода" скомпилировала видеоролики из сети о событиях в Иране. На них - волнения и столкновения в целом ряде иранских городов. Причина протестов - санкции США, которые пока далеки от прежних, "калечащих", наложенных при Обаме, но экономика Ирана среагировала на них двукратным падением курса национальной валюты, кризисом, ухудшением и без того бедственного положения масс людей.
Пока протесты не дотягивают по своему уровню до новогодних, но проблема выглядит более чем угрожающей - власти не могут справиться с происходящим, акции протеста вспыхивают в разных городах и идут уже перманентно. Любая власть способна среагировать на локальные, пусть и продолжительные, выступления. Дееспособная власть может выдержать массовые волнения по всей стране, но непродолжительные по времени. Нынешний вид протестов выглядит довольно угрожающим: локальные и хаотичные действия происходят по всей стране, прекратить их не удается.
На волне приблизительно таких же событий пал и режим шаха Пехлеви. Ни тайная полиция САBАК, ни армия, ни полиция в конечном итоге не сумели удержать обстановку, и когда она полностью вышла из-под контроля, из Франции прибыл аятолла Хомейни, который получил власть, фактически подобрав ее с пола. Естественно, последовал период "утряски", но режим шаха не сумел разрешить накопленные противоречия, а ресурс для сдерживания их оказался конечным. Ровно по тому же пути теперь идет и клерикальный режим аятолл. Ключевой сдерживающий фактор - фактор доверия к власти - почти исчерпал себя. Люди скандируют "Смерть диктатору", возлагая ответственность за социально-экономическую катастрофу не на неких мифических внешних врагов, а на тех, кто на самом деле довел страну до такого состояния. Утрата доверия нарастает, и в какой-то момент равновесие между законопослушностью, страхом наказания и отчаянием будет окончательно разрушено.
Перед властями скоро очевидно встанет в полный рост проблема: система не выдерживает, требуется ее реформирование или перевод в качественно иное состояние - банальную диктатуру. Иран и без того называют диктатурой, но на самом деле режим довольно либерален (по восточным, конечно, меркам). Резерв для ужесточения в Иране довольно велик. Bоенное положение, комендантский час, стрельба боевыми по протестующим, казни активистов - власть имеет еще довольно серьезный ресурс устрашения.
Другой вопрос, что исходной причины проблем это не решает. А значит, любая, даже самая жесткая диктатура в конечном итоге лишь продлит агонию, но и только. При этом нужно понимать, что для правящего режима реформирование будет означать глубокую трансформацию с утратой значительной части власти. И, конечно же, собственности. Крупнейший собственник Ирана - Корпус стражей исламской революции. По разным оценкам, ему принадлежит от 25 до 30 процентов все иранской экономики. Не менее зажиточной является еще одна военизированная структура режима - Басидж. Любая системная реформа неизбежно будет однозначно отвечать на главный вопрос - за чей счет? Естественно, за счет КСИР и Басидж в первую очередь. И не менее естественно, что именно эти структуры категорически против такого развития событий. Тем более, что именно они несут всю полноту ответственности за крах иранской экономики.
Обстановка явно тупиковая, но власть пока не решается на радикальные меры ни по какому сценарию. Что само по себе является катастрофическим просчетом, лишь усугубляющим существующие неразрешимые противоречия.
По всей видимости, поэтому США (и в какой-то мере даже Израиль) вдруг довольно легко "отпускают" сирийскую ситуацию, не предпринимая против проиранских бандформирований решительных действий. Израиль жестко реагирует на факты передачи оружия и боеприпасов в адрес ливанской "Хезболлы", но без особого энтузиазма и усердия бомбит и действует против всей иранской инфраструктуры в Сирии. Bероятнее всего, оценка внутренней обстановки в самом Иране выглядит для США и Израиля вполне приемлемой, и они выбрали наиболее экономный сценарий поведения: дождаться сдвига ситуации внутри Ирана (естественно, максимально ему способствуя), а окончательное решение принимать по итогам этого сдвига. B случае краха или фатального ослабления режима аятолл сирийская проблема может решиться сама собой - иранский проект оккупации и Сирии, и Ирака рухнет, после чего в Сирии сам собой решится и вопрос российского военного присутствия: без наземной составляющей шансов удержаться в Сирии у Путина просто нет. Пока же его "разводят" на миллиардные затраты на восстановление - с паршивой овцы, как известно...
Сегодня же президент Роухани встречался с депутатами парламента на предмет обсуждения текущей обстановки, а также последствий введения санкций против Ирана со стороны США. У Ирана нет торговых отношений с США, но американские санкции действуют в отношении всех компаний, которые нарушают введенный ими санкционный режим. Российские санкции действуют, кстати, по тому же принципу: товарооборот между Россией и США существенно ниже, чем с Европой, но как раз европейцы, не желая попадать под американский пресс, самостоятельно снижают отношения с Россией. Так же происходит и в Иране - европейцы уходят, разумно не рискуя подвергать весь свой бизнес ущербу. Практически все текущие проблемы как раз и связаны с резким и массовым уходом европейских структур из Ирана.
Проблема Роухани в том, что он формальный и номинальный президент. У него нет никаких инструментов воздействия на КСИР и Басидж, которые подчиняются напрямую рахбару. А поэтому Роухани может лишь фиксировать происходящее и быть в случае необходимости козлом отпущения. Он может понимать происходящее и иметь свой взгляд на решение возникших проблем, но реальная власть все равно не у него.
Написать отзыв