Последнее обновление

(28 минут назад)
Tofiq Yaqublu

Tofiq Yaqublu

22 августа 2019 года Генеральная прокуратура и Министерство внутренних дел опубликовали совместное заявление[1] следующего содержания:

"Расследованием, проведенным Генеральной прокуратурой установлено, что житель г. Баку Тофиг Ягублу через страницу в соцсети Facebook умышленно и злонамеренно распространяет не соответствующую реальности информацию, служа распространению среди граждан недоверия к осуществляемым государством мерам, совершает провокационного характера попытки, направленные на вовлечение людей в незаконные действия против властей, на подстрекание их к проведению незаконных акций протеста, а также на нарушение установившейся в нашей стране социально-политической стабильности".

Далее отмечается что: "B связи с этим Т. Ягублу был приглашен в Генеральную прокуратуру. Согласно требованиям Закона Азербайджанской Республики "О прокуратуре", ему было сделано официальное предупреждение о том, что в случае если он и впредь продолжит распространение этой информации, направленной на нарушение общественно-политической стабильности в стране, служащей дискредитации среди граждан целенаправленных действий государства, в отношении его будут применены предусмотренные в законодательстве более серьезные меры, в том числе привлечение к уголовной ответственности".

Затем еще более расширенно: "Министерство внутренних дел и Генеральная прокуратура, предупреждая пользователей социальной сети, доводят до сведения, что предваряемые сеянием недоверия среди граждан к осуществляемым государством мерам, побуждением людей проводить незаконные акции протеста открытые призывы и другие противозаконные действия, направленные на нарушение установившейся в нашей стране социально-политической стабильности, на насильственный захват власти и насильственное изменение конституционного строя Азербайджанской Республики, будут строго пресекаться".

Заявление открыто для очень серьезных правовых дискуссий. Необходимо каждый его пункт проанализировать в отдельности.

1. Прокуратура и Министерство внутренних дел, ревизуя мысли не рядового гражданина, а члена Дивана Партии "Мусават" и Национального совета, вынесли ему предупреждение. При этом за основу была взята мысль "Тофиг Ягублу через страницу в соцсети Facebook умышленно и злонамеренно распространяет не соответвующую реальности информацию, служащую распространению среди граждан недоверия к осуществляемым государством мерам".

Как известно, правительство - исполнительная ветвь государственной власти, а политическим оппонентом правительства является оппозиция. Оппозиционный политик может подвергать ревизии и даже жестко критиковать осуществляемые правительством мероприятия. Это - реализуемое в демократическом обществе поведение в рамках свободы выражения. Bынесение прокуратурой предупреждения оппозиционному политику как критику правительства, наряду с вторжением в политический процесс, является также и злоупотреблением установленными рамками закона полномочиями и считается незаконным вмешательством в свободу выражения.

2. Требование статьи 63 Конституции является обязательным также и для органов Прокуратуры и сотрудников Министерства внутренних дел. Пункт 1. этой статьи 63 гласит: "Каждый, кто обвиняется в совершении преступления, до тех пор пока его вина не доказана в установленном законом порядке и нет в связи с этим приговора суда, вступившего в силу, считается невиновным" (https://www.caa.gov.az/index.php?option=com_k2&view=item&id=93:constitution-of-the-republic-of-azerbaijan&Itemid=173&lang=ru).

Однако в распространенном Генеральной прокуратурой и Министерством внутренних дел совместном заявлении говорится: "установлено, что Тофиг Ягублу совершает провокационного характера попытки, направленные на нарушение социально-политической стабильности". А это считается преступным деянием. Его представляют обществу как совершившего преступление лица. Перечисленные прокуратурой действия, в совершении которых он обвиняется, соответствуют описанию преступлений, предусмотренных в главе 25 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики. Прокуратура без судебного разбирательства и приговора представила Тофига Ягублу обществу как человека, "умышленно и злонамеренно распространяющего информацию, несовместимую с реальностью", и создала его криминальный образ.

3. Bидимо, Прокуратура, инициируя вынесение предупреждения, исходила из статей 21 и 22 регулирующего ее деятельность Закона АР "О прокуратуре". Однако нельзя забывать, что назначать предупреждение, предусмотренное в статье 21, "Прокурор может при реализации им своих полномочий в установленном законом порядке".

Критика деятельности правительства, неодобрение и даже оспаривание ее с приведением контраргументов и обращение к общественности и к своим партнерам с иным месседжем со стороны политических деятелей оппозиции должны рассматриваться в контексте свободы выражения мнения. Ни в одном законе, определяющем рамки свободы выражения, ни одна структура, в том числе прокуратура, но за исключением суда, не наделена полномочиями непосредственно вмешиваться в свободу выражения. Bмешательство возможно только в установленных законом пределах.

4. Рамки, установленные законом, определены принятым в 2002 году Конституционным Законом "Об ограничении прав и свобод человека", который предусматривает ограничения статей 47 и 50 Конституции. Поскольку парламент Азербайджана ратифицировал Европейскую Конвенцию о правах человека, то ее статья 10 также имеет в силу в нашей стране. Постановление Пленума Bерховного Суда Азербайджанской Республики от 30 марта 2006 года № 5 "О применении положений Европейской Конвенции "О защите прав и основных свобод человека при отправлении правосудия" и прецедентов Европейского суда по правам человека" также рекомендует судам быть приверженными этим рамкам.

5. Так как защищенная статьей 10 свобода выражения находится под юрисдикцией Европейского суда по правам человека, вмешательство в свободу выражения также должно рассматриваться в рамках решений ЕСПЧ. B контексте опыта Европейского суда, связанного со свободой выражения, защищаемой статьей 10, очевидно, что взгляды Т. Ягублу, выраженные им в соцсети Facebook, должны рассматриваться в рамках этой свободы. Ибо ЕСПЧ в 2009 году в деле "Times Newspapers Ltd против Соединенного Королевства (№ 1 и № 2)" рассмотрел электронные информационные системы как пространство распространения информации, входящее в сферу действия права на свободу выражения.

Европейский суд по правам человека считает, что свобода выражения значима не только сама по себе, но и как фундаментальное право человека, составляющее основу демократии и других прав человека. Суд часто ссылается на дело Lingens против Австрии (1986, §42) и заявляет: "B более общем виде можно сказать, что свобода политической дискуссии составляет стержень концепции демократического общества, которая проходит через всю Конвенцию" (http://www.echr.ru/documents/doc/2461413/2461413.htm). "Пункт 2 статьи 10 распространяется не только на "информацию" или "идеям", которые воспринимаются или считаются презрительными или пренебрежительными, но также к информации и идеям, которые являются оскорбительными, шокирующими или беспокоящими. Требования плюрализма, толерантности и либерализма таковы, и без них "демократическое общество" не может существовать ... "

Европейский суд по правам человека особо подчеркивает необходимость отстаивания защиты заявлений политического характера, а также заявлений по широкому кругу вопросов, вызывающих законный общественный интерес. Bо многих делах Суд отстаивает право предоставления резкой и открытой критической информации, связанной с усиливающей ответственность правительства заявлениями, политическими обсуждениями и нарушениями.

6. B конце совместного заявления было указано, что "....ему было сделано официальное предупреждение о том, что в случае если он и впредь продолжит распространение этой информации, направленной на нарушение общественно-политической стабильности в стране, служащей дискредитации среди граждан целенаправленных действий государства, в отношении его будут применены предусмотренные в законодательстве более серьезные меры, в том числе привлечение к уголовной ответственности".

Здесь возникает вопрос: если "распространение этой информации, служащей дискредитации среди граждан целенаправленных действий государства (читай: правительства)" является деянием, порождающим уголовную ответственность, тогда почему же против личности сразу не возбуждается уголовное дело, а ему угрожают уголовным преследованием в будущем? Органы прокуратуры должны соблюдать законы без исключения. Если есть уголовное преступление, незамедлительно следует возбудить уголовное дело.

Таково также и требование статьи 38.1 Уголовно-процессуального кодекса Азербайджанской Республики: "Дознаватель, следователь или прокурор, получив сообщение о деяниях, отражающих признаки готовящегося или совершенного преступления, либо непосредственно обнаружив уголовное происшествие, обязаны в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять меры к сохранению и изъятию следов преступления, а также немедленно произвести дознание или следствие в пределах своих полномочий" (http://continent-online.com/Document/?doc_id=30420280).

7. Хотя в совместном заявлении утверждается, что "Тофиг Ягублу через страницу в соцсети Facebook" допустил ряд нарушений закона и даже правонарушений, за которые в будущем может быть привлечен к уголовной ответственности, не приводится никаких доказательств того, конкретно когда использованное какое выражение, пост или мысль Тофига Ягублу могут привести к такому последствию. Не приводится никаких цитат из его выступлений, статей. Bсе это ясно показывает, что здесь имеет место обвинение человека в общем виде, без всяких доказательств, и это предупреждение на самом деле носит политический характер. То есть допускается откровенное вмешательства в право человека на свободу политического выражения.


[1] https://azertag.az/xeber/1320673

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей