www.universal-rights.org
***
- Алекпер бей, Госдепартамент США опубликовал традиционный доклад о правах человека. На этот раз отчет не вызвал ожидаемой реакции в Азербайджане, в отличие от предыдущих докладов. Многие СМИ не затрагивали этот отчет даже в своих ежедневных новостях. Вы думаете, что отчет был беззубым? Или правительство приобрело иммунитет к такой критике? Или есть другие причины, по которым отчет не вызвал реакции?
- Это честный вопрос. Начнем с того, что ежегодные доклады о правах человека являются не политическими заявлениями, а сборником фактов. В этом смысле политическая риторика, которую азербайджанские чиновники привыкли демонстрировать годами, на самом деле всегда не соответствует сущности и цели документа. Если этот подход окончательно меняется, он заслуживает доверия; если он еще не изменился, еще не поздно ...
Дело в том, что Госдепартамент США не составляет этот отчет, чтобы руководить кем-либо, так что, этот документ дает достаточно надежды самой дипломатии. Основываясь на фразе, часто используемой в Вашингтоне, можно сказать, что самая успешная дипломатия начинается со знакомства друг с другом.
Не случайно, что американские дипломаты тратят много времени и энергии на сбор, анализ и проверку фактов, представленных в отчете. Ни одна страна не представлена здесь намеренно белым или черным; тем не менее, документ включает в себя не только недостатки прав человека, но и успехи. Идея ясна: «Америка не открыла права человека самостоятельно, а скорее права человека открыли Америку, и они универсальны».
Во-вторых, подготовка таких документов является требованием американских налогоплательщиков к своим правительствам на примере Конгресса, чтобы американцы определяли страны-партнеры на основе их уважительного отношения к правам человека. В частности, именно поэтому в соответствии с Законом об иностранной помощи, принятым в 1961 году, и Законом о торговле, принятым в 1974 году, Государственный департамент ежегодно готовит документ по всем поддерживаемым США странам и странам-членам ООН и представляет их Конгрессу. Последний доклад, который является 44-м, как и предыдущие, предназначен для американцев, которые пытаются сформировать свое мнение о стране вместе с азербайджанским обществом - и, может быть, даже больше, что является наиболее заслуживающей доверия подборкой дел о правах человека в мире.
- В целом, из чего состоит текущий отчет? Полностью ли авторы доклада определили правозащитную практику в Азербайджане? Она сильно или мягко сформулирована, чем предыдущие доклады?
- Действительно, отчет этого года дает гораздо более полное и всестороннее впечатление, чем когда-либо прежде. Практически ни один из предметов не был оставлен без внимания, однако, что касается деталей, независимые правозащитники отмечают, что масштаб происходящего в стране намного больше, чем вышеупомянутые. Тем не менее, отчет смог описать общее впечатление на основе конкретных примеров.
Важным моментом является то, что такие факты, как пытки, насилие со стороны полиции, безнаказанность, ограничения свободы выражения мнений и собраний, неоднократно рассматриваются в различных разделах документа. Это указывает на то, что нарушения в Азербайджане вышли за традиционные рамки и насилие со стороны полиции не знает границ и места. Например, в то время как ранее дубинка использовалась только в закрытых центрах содержания под стражей и вне общественного взгляда, власти легко предпочитали отрицать эти факты; сейчас это практикуется днем на глазах общественности, и никто не наказан за это ...
Кроме того, как вы знаете, власти после того, как опробовали все методы, которые были апробированы и применены в других авторитарных странах, начали создавать новые примеры ограничений свободы выражения, как преследование интернет-активистов за границей.
Кстати, самой заметной новостью в отчете этого года является вопрос транснациональных репрессий на примере Азербайджана. Таким образом, этот документ также включает раздел, озаглавленный «Политически мотивированные репрессии против лиц, находящихся за пределами страны», в которых разъясняются попытки правительства захватить критически важных активистов за рубежом с использованием Интерпола и других международных средств. В этом контексте особенно запомнились преследования активистов, которые в настоящее время живут за границей. Насколько я знаю, подобные методы были применены к десяткам других активистов за рубежом, как бывший политзаключенный Рашад Рамазанов. Список можно расширить, и вполне вероятно, что в отчете следующего года этому разделу будет уделено больше внимания, если власти не воздержатся от таких действий.
Но еще одним существенным моментом, который делает этот вопрос еще более важным, является обсуждение специального закона о транснациональных репрессиях в Конгрессе США. Документ под названием TRAP Act был выдвинут Хельсинкской комиссией в прошлом году и включает в себя создание неотложных и эффективных механизмов, включая санкции, чтобы остановить преследование авторитарными режимами критиков за рубежом с использованием Интерпола и других международных средств. Это правда, что авторы закона мало говорили об Азербайджане в законопроекте, но сейчас документирование этого положения об Азербайджане в отчете Госдепартамента по правам человека является серьезным событием и не останется незамеченным Конгрессом.
- Интересно, что на этот раз власти не продемонстрировали ожидаемой реакции. То есть на этот раз никто в правительстве не использовал выражения типа «двойной стандарт» или «недовольство» в ответ на отчет. В общем, я не встречал никакой реакции. Но какова ситуация на другой стороне? То есть США не обеспокоены ожидаемой реакцией Азербайджана?
- Наоборот, учитывая, что доклад представляет собой сборник фактов, а не обвинений, Вашингтон обсуждает пути улучшения ситуации в этой области с официальным Баку. Самое главное - поддерживать контакты с азербайджанской стороной как по официальным каналам, так и через гражданское общество. Наиболее идеальным сценарием было бы иметь прямой и обширный диалог по правам человека с Баку, что привело бы к совместному обсуждению этих фактов и более эффективному решению проблем. Хотя сигналы из Баку указывают на то, что азербайджанская сторона еще не готова к такому диалогу. Тем не менее, вашингтонские чиновники стремятся продолжать взаимодействовать как с чиновниками, так и с гражданским обществом, используя возможности, предоставляемые ОБСЕ.
В неформальных беседах с нами здесь дипломаты, как правило, приводят следующие строки: «Азербайджан является важным партнером для Соединенных Штатов. Как и все друзья, Америка заинтересована только в том, чтобы увидеть развитие и реформы в Азербайджане. Но система, которая сама объявляет войну свободным голосам, никогда не сможет достичь долгосрочной стабильности и перемен. США заинтересованы в оказании помощи Азербайджану в улучшении его ситуации".
Я также хотел бы отметить, что некоторые нарушения, обнаруженные в отчете этого года, согласно американскому законодательству, исключают помощь США таким странам, как Азербайджан, поэтому, напомнив о сложности ситуации, дипломаты надеются, что проблемы не будут расти особенно в результате взаимного сотрудничества и диалога.
- В последнее время появилось мнение, что в Азербайджане проводится смягчающая политика в области прав человека в стране, и ситуация значительно улучшилась. Тем не менее, это правда, что, хотя в прошлом году не было никаких долгосрочных политических арестов, но было много административных арестов. Или преследование несогласных людей продолжается. Свобода собраний нарушается. То есть риторика не изменилась. Знают ли в США, что в риторике нет изменений и что здесь происходит? Или они всерьез верят в имитационные изменения здесь?
- Последний доклад Государственного департамента по правам человека охватывает 2019 год, период, когда заявления о реформах повторялись в Азербайджане. В Вашингтоне официальные лица призывают власти смотреть на ситуацию в Азербайджане не путем сравнения с ситуацией в других странах, а на основании сравнения с предыдущими отчетами о самом Азербайджане. К сожалению, это сравнение не сулит ничего хорошего, так что последний отчет выглядит более туманным, чем раньше. Таким образом, сам доклад о правах человека может рассматриваться как констатация имитации реформы в Баку ...
-Каково состояние американо-азербайджанских от ношений в целом? В частности, после назначения нового посла наступило некое спокойствие. Есть ли какое-то потепление в отношениях, которое мы не знаем, или нет каких-либо изменений в позитивном направлении?
-Я бы не сказал, что была пройдена какая-то видимая дистанция, хотя, как вы можете видеть в отношениях, существует определенная стабильность, иными словами, дипломатическая линия. В любом случае, похоже, что спустя много лет карьерный дипломат из Вашингтона был послан в Баку в качестве посла, и это не осталось незамеченным. Другая проблема заключается в том, что воля к перспективным изменениям должна исходить в первую очередь от политических лидеров. Работа дипломатов состоит в том, чтобы соединить точки, используя каждую возможность для сотрудничества. Если какой-либо дипломат называет межгосударственные отношения «отличными», это, вероятно, означает «хорошие», если он/она называет это «хорошими», то отношения не являются приятными; если он/она называет их "плохими", то он/она не дипломат...
- От чего зависит улучшение правозащитной практики в Азербайджане и позитивные изменения в американо-азербайджанских отношениях? Какие шаги могут предпринять США для улучшения прав человека, особенно в Азербайджане?
- Прежде всего, есть необходимость восстановления диалога по правам человека между странами сейчас более чем когда-либо прежде. Первоначально правительство Азербайджана должно разрешить въезд в страну международным правозащитным организациям, расположенным в Соединенных Штатах и других западных столицах. Согласно имеющейся у меня информации, хотя несколько авторитетных организаций, в том числе, Amnesty International USA, с которой я сотрудничаю, хотя некоторое время пытаются направить миссию по установлению фактов в Азербайджан, но их запросы остаются без ответа. Кроме того, долгожданный визит нынешнего спецпредставителя ОБСЕ по вопросам свободы прессы в Баку пока не состоялся. Азербайджанские чиновники должны понимать, что они могут ждать столько, сколько хотят, но время не ждет. Каждая упущенная возможность для диалога подвергает страну серьезному риску не только во внутренней, но и в международной политике.
Написать отзыв