Monastery complex David-Gareji
У Азербайджана нет никаких территориальных претензий к Грузии, а вот у радикально националистически настроенных групп в Грузии такие претензии периодически просыпаются, тем более что делимитация и демаркация границ между этими государствами до сих пор не завершена. Оба государства имеют общую границу протяжностью 446 километров, треть которой все еще не делимитирована.
Двусторонняя межправительственная комиссия по делимитации границы была создана еще в 1996 году и к 2007 году 70% границы были делимитированы. Оставались некоторые спорные вопросы, в частности по монастырю Кешикчидаг и селу Эрисимеди. Но в 2008 году началась война в Южной Осетии, затем в 2012 пришло новое правительство, и проблема с границей была отложена в долгий ящик.
Можно сказать, что общественность в Азербайджане была совершенно не в курсе и не интересовалась проблемой границ с Грузией и, конкретно, судьбой монастыря, однако, видимо, для Грузии этот монастырь приобрел большое духовное значение, на религиозные праздники монастырь привлекает массы верующих.
B Грузии вопросом принадлежности монастыря главные политические партии не занимались, если не считать партию "Альянс патриотов" (националистическая, пророссийская партия). Особую активность в этом вопросе проявляли небольшие группы радикальных верующих граждан, небольшие националистические и студенческие группы и все они требовали передать территорию с азербайджанской частью монастыря Грузии.
Новую порцию горючего для конфликта привнесла вновь избранный президент Грузии Саломе Зурабишвили. Посетив в феврали и апреле 2019 г. монастырь, она энергично призвала к безотлагательному возобновлению работы межгосударственной комиссии по вопросу делимитации и демаркации границ между государствами, что было поддержано азербайджанской стороной. Однако энергичность С. Зурабишвили вызвала большую волну напряженности в Грузии и беспокойства в Азербайджане.
(Примечательно, что президент Грузии осмотрела грузинскую часть монастыря вместе с представителями европейской организации по защите культурного наследия Europa Nostra, которая объявила этот монастырский комплекс памятником, находящимся под угрозой.)
На сегодня, ситуация с монастырем такова: часть монастырского комплекса находится на грузинской, а часть на азербайджанской территории, однако грузинским гражданам позволено беспрепятственно переходить границу и посещать азербайджанскую часть монастыря.
25 апреля 2019 г. Азербайджанская сторона с целью безопасности для соревнования Formula 1, закрыла для грузинских граждан свободный доступ к монастырю, что вызвало массовые протесты в Грузии и привело к усилению пограничного контроля со стороны Азербайджана. Через 3 дня доступ грузинских граждан к монастырю был азербайджанскими пограничниками восстановлен, однако напряженность в общественности обеих стран осталась. Теперь придется ждать решения возобновляющей свою работу межгосударственной комиссии по этому вопросу.
Но на чем может основываться решения межгосударственной комиссии в данном вопросе? Конечно же эта комиссия может принимать во внимание исторический культурный аспект проблемы, но обязательными эти аспекты являться не могут. Не может быть обязательным аргумент о том, что 1000 лет назад некий объект был построен одной из сторон, тем более что обе стороны утверждают, что монастырский комплекс был создан представителями ее населения. Так азербайджанские ученые доказывают, что азербайджанская часть монастырского комплекса - кельи, расположенные в пещерах на азербайджанских склонах - созданы ни грузинами и ни албанцами, а местным населением задолго до христианства, а грузинские фрески и другие артефакты появились там позже.
Что межгосударственная комиссия обязательно должна учесть, так это границы Грузинской и Азербайджанской ССР на момент прекращения существования Советского Союза в 1991 г. Основным документом в данном случае должно являться последнее постановление Совета министров СССР об определении административных границ между этими республиками, ибо именно эти границы сторон признаны международным сообществом, и границы должна определяться согласно этому постановлению.
Глядя на состояние оставшихся от СССР границ на сегодняшний день, можно уверенно сказать, что последнее постановление о границах Совета министров СССР в точности с современными границами совпадают и таким образом одна часть монастырского комплекса принадлежит Грузии, а другая Азербайджану.
B этом случае, можно предположить, что грузинская сторона предложит обменять азербайджанскую часть территории монастыря на некую равноценную грузинскую территорию у границы. Однако до сегодняшнего дня азербайджанская сторона отвергала это предложение, ибо требуемый грузинами участок имеет для Азербайджана как важное культурное, так и военно-стратегическое значение. Кроме того, Азербайджан, находясь в конфликте с Арменией очень чувствительно относится к вопросу пересмотра границ, передачи земель, перемен статусов и прочее... "О передачи земель тут не может быть и речи" завили высшие представители министерства иностранных дел Азербайджана.
Следует иметь ввиду и новую общеевропейскую философию в данном вопросе. Как утвердил это Хельсинкский Акт, подобные проблемы не должны разрешаться всевозможными болезненными, а порой и кровавыми территориальными обменами, а улучшением состояния прав граждан, их доступа к близким им культурным ценностям, социальным и экономическим правам.
Не смена границ, а права человека, вот что диктуют нам европейские конвенции, которые обе страны подписали.
Таким образом, из возможных вариантов решения проблемы остается лишь один:
- Азербайджанская часть монастыря остается за Азербайджаном.
- Доступ грузинских граждан на азербайджанскую территорию монастыря будет максимально облегчен и...
- Bсе останется по-прежнему.
Написать отзыв