Лихорадка, связанная с предстоящими Европейскими играми, достигла своего пика в мае. Чиновники всеми способами показывали, что их усилиями праздник пройдет безупречно.Действительно, построена хорошая спортивная инфраструктура, подъездные дороги к олимпийским объектам, комфортная деревня для спортсменов. Но случился пожар, унесший человеческие жизни, и президент страны, выразив соболезнование жертвам пожара, признал, что это весьма неприятное событие в канун проведения 1-ых Европейских игр. Пострадавшим семьям, лишившимся крова, было предоставлено временное жилье, оказана материальная помощь. Строители начали аврально снимать полиуретановые покрытия с 250 домов, фасады которых «украшались» подобным преступным образом. Это вопиющий пример того, какой опасной может быть монополия в какой-то сфере, когда последняя навязывает стандартный и дешевый товар.
В мае покачнулся весь «второй ряд» экономического истеблишмента Азербайджана, который до недавнего времени казался незыблемым. Собственно говоря, мы и раньше знали, что долги в банки возвращаются не всегда и не всеми. ГНКАР мог вдруг не погасить свой долг перед МБА. Но здесь все можно было понять – речь шла о платежеспособной компании, корсчета которой размещались в этом же банке, а это уже немалая поддержка банку. За компанию могло поручиться правительство – ведь речь шла о самой большой компании страны. О накоплении просроченных долгов перед МБА время от времени предупреждали и международные аудиторы. Но в последующем эти негативные показатели таинственно снижались: возможно, кредиты возвращались, но не исключено, что они просто реструктуризировались.
Ситуация вокруг МБА высветила и ряд других острых проблем страны, граничащих с политикой. Теперь уже понятно, что речь идет о возвращении кредитов в объеме многих сотен миллионов манат. Главное управление по борьбе с бандитизмом выполняло здесь несвойственную ему роль банковского коллектора, который выбивает долги из клиентов. Некоторым крупным заемщикам предложили фактически «процессуальное соглашение», давно уже работающее в Грузии: частичное возмещение ущерба взамен за свободу. Оно не оговорено законом, но его ввели в явочном порядке. Заметная часть «кредитных олигархов», пережив весьма неприятные дни, вновь на свободе. К концу месяца проблема несколько утратила свою остроту. Но репутационный удар по МБА был очень сильным – фактически речь идет о системообразующем банке страны. К тому же оказалось, что в течение нескольких недель не работал целый ряд крупных предприятий, а на допросы в «бандотдел» вызывался даже ряд «капитанов» нашей экономики. Несомненно, это системный сбой.
Власти часто оскорбляются, когда западные страны называют многие аресты правозащитных НПО политически мотивированным. Но тогда почему эти аресты так часто обсуждаются в контексте борьбы с «цветными революциями»? И, если известных правозащитников судят за налоговые нарущения, почему им не было предложено то же «процессуальное соглашение»: верните долг и вы свободны?
Видимо, здесь надо говорить о политической логике, задача которой подавить инакомыслие и посеять неуверенность в обществе. Но власть просто обязана провести четкую грань между борьбой политической и борьбой с инакомыслием. Потому что борьба с инакомыслием, дело крайне неблагодарное с точки зрения экономики. Ведь мы все время говорим об экономике знаний. А она немыслима без инаковости, без разных точек зрения на все происходящее в стране. Если инаковость становится «преступной», то это просто сужает поле альтернативных предложений для той же экономики. Заметим, что под каток борьбы с НПО попали многие организации, у которых были полезные наработки по части развития экономики или повышения правовой культуры в обществе. Некоторые судебные процессы просто абсурдны по предъявленным обвинениям и адвокаты говорят о своем бессилии: с абсурдом нельзя бороться логикой. И опять-таки это подрывает доверие к институту адвокатуры, и, в конечном счете, ко всей судебной системе. Кто придет с инвестициями в страну, в которой твои права не защищены?
Проправительственные СМИ часто пишут о неизбежности авторитаризма для нашей страны. Действительно, можно привести примеры, когда авторитаризм дает удивительные экономические результаты – от Китая до стран Юго-Восточной Азии. Но в этих странах неукоснительно защищалось право на собственность, четко работала судебная система, потому что надо было привлекать иностранных инвесторов. Но система управления, когда власть опирается на узкую группу экономического истеблишмента, становится неэффективной, а порой и просто опасной для государства. Снова заговорили о деофшоризации и появились даже слухи, что закон поэтому поводу будет принят уже в ближайшее время. Но так как решение острое и связано с амнистией капитала, то парламент удалился на летние каникулы, отложив обсуждение закона на осень. Президент Алиев прямо после пожара в многоэтажек сетовал на бездействие муниципальных структур и даже назвал их музейными экспонатами при исполнительной власти. Но ведь именно исполнительная власть долгие годы блокирует развитие муниципалитетов. Словом, здесь что-то надо менять. И вот интересная новость. Президент Назарбаев в последние дни мая заявил вдруг о том, что президентская власть в Казахстане исчерпала свои возможности и надо отдавать больше полномочий парламентской ветви власти. Трудно вообразить себе, чтобы политик такого масштаба, да еще после выборов нуждался в политической риторике. Скорее всего, это заявление продиктовано желанием оставить после себя устойчивую политическую систему.
В мае мы сполна почувствовали и роль в политике демонстративных жестов. России не нравилось, что на фоне конфронтации с ней, Запад предпринимает усилия умалить роль России в победе над фашистской Германией. Россия при этом не услышала призывы Запада отмечать 9 мая как день поминовения жертв войны или как день примирения. Она предпочла напугать Запад своей мощью, проведя впечатляющий военный парад на Красной площади, посвященный семидесятилетию Победы. На фоне событий на Украине этот парад действительно разительно отличался от прежних.
На этом фоне Азербайджану становится все труднее вести многовекторную политику, которая так хорошо получалась прежде. Президент Ильхам Алиев отказался от поездки на саммит в Ригу. Проект восточного партнерства переживает глубокий кризис. Некоторые украинские политики предложили даже вывести из проекта Белоруссию, Азербайджан и Армению. Уже и сам Евросоюз настроен на развитие двусторонних отношений с шестью странами, входящими в это партнерство. Но и здесь Азербайджан явно тянет с подписанием соглашения с ЕС по стратегической модернизации отношений, хотя эта идея исходила от нашей страны. А правительственные чиновники Азербайджана продолжают нападки на западные институты. Означает ли это объективный поворот в сторону Евразийского сообщества или это просто попытки подыграть России? Ответить на этот вопрос трудно. Азербайджанские власти продолжают говорить о независимом внешнеполитическом курсе страны, хотя потепление отношений с Россией очевидно. Может быть страны сближает антизападная риторика, а может быть, тайные надежды Баку найти в Кремле ключ к решению карабахской проблемы.
http://contact.az/docs/2015/
http://contact.az/docs/2015/
http://contact.az/docs/2015/
http://contact.az/docs/2015/
Написать отзыв