Парламентские выборы в Грузии открыли новую эпоху в истории Кавказа, считает известный польский общественный деятель, журналист и один из лидеров движения «Солидарность» Адам Михник.
Основа демократии в возможности смены власти путем выборов, без насилия и ненависти и Грузия добилась этого на последних парламентских выборах, сказал Михник накануне на встрече с группой представителей гражданского общества и творческой интеллигенции Азербайджана.
Встреча Михника прошла после церемонии открытия в Центре современного искусства в Ичери шехер выставки «Дизайн для свободы – свобода для дизайна», где представлены политические плакаты и периодика, отражающие политические процессы в Польше на протяжении последних 30 лет.
В Баку Михник прибыл из Грузии, где наблюдал за парламентскими выборами, вызвавшими его восторг. Грузинский прецедент еще раз подтвердил универсальность демократии и достижимость ее всеми. «Нет наций, которые любят жить под пытками. Это миф демагогической пропаганды диктаторов», - сказал Михник.
Он вспомнил, что в свое время британские эксперты говорили, что демократия это для культурных народов Запада, и если дать свободу полякам, то они устроят антисемитские погромы. Но, история доказала обратное.
Говоря о выборах в Грузии, Михник отметил следующие тезисы лидера победившей коалиции «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили: 1) Грузия для всех; 2) Не будет реванша над побежденными; 3) Грузия продолжит идти прозападным курсом; 4) отсутствие триумфа у Иванившвили.
Другим важным итогом Михник назвал признание Саакашвили: «Мы проиграли, мы переходим в оппозицию».
«Саакашвили начал новый период в политической истории и культуре Кавказа, избрав путь Ярузельского, а не Чаушеску», - сказал Михник.
Говоря о Польше, он выразил гордость, что в его стране воцарилась демократия и это необратимый процесс. На вопрос, что есть демократия, Михник сказал: «Год назад на конференции в Калифорнии, пропагандист Кремля Андраник Мигранян, пытался убедить американскую публику какая в России «хорошая демократия». Я сказал ему, что для меня демократия, это когда до последнего момента на президентских выборах не известен победитель. Но есть страны, где победитель президентских выборов известен уже за полгода».
Путь к демократии лежит от культуры протеста к культуре диалога и компромиссов. Примерами культуры протеста он назвал выступления Солженицына в СССР, Вацлава Гавела в Чехославакии, Михаила Ходорковского в современной России, Нельсона Манделы в ЮАР.
«Это протест-монолог. Он необходим и без него невозможно развитие человеческой морали. Он должен породить диалог», - сказал Михник.
«Когда мы стояли у истоков «Солидарности» нам говорили: «Вы сумасшедшие, что идете против Брежнева?
Когда мы пришли к власти нам уже говорили - надо добить коммунистов до конца. Однако настоящий демократ, придя к власти должен быть толерантным даже по отношению к тому, кто сажал его в тюрьму», - раскрыл философию демократии Михник.
Толерантность касается не только политики, но и всех отношений. К примеру, Польша на этапе трансформации стояла перед дилеммой: «Польша для католического большинства, или Польша для всех»? и был сделан выбор в пользу второго принципа.
Благодаря чему «Солидарность» стало массовым движением? Отвечая на этот вопрос Михник сказал, что, «наверное, потому что всем надоело – всё». Важную роль сыграло, что бастионом борьбы выступила крупнейшее предприятия - Гданьская судоверфь, подавшая пример другим и движением были охвачены 10 млн. человек. Кроме того, немаловажную роль сыграло и создание подпольных структур организации по всей стране.
Сохранение «Солидарности» способствовали взаимное не применение насилия, как рабочим движением, так коммунистическим лидером Гереком. «Это видимо открыло коридор компромиссам», - заметил Михник. Достижением забастовок стало разрешение создания самостоятельных профсоюзов рабочих, хотя уже в них вошли не 10 млн. человек, а 100 тысяч.
Кроме того, поддержку движение оказали и программы радио «Свободной Европы!».
На пессимистичную реплику аудитории, что сказанное Михником не работает в индефирентных обществах, как в Азербайджане, Михник отреагировал так: «Еще совсем недавно аналогичные пессимистичные мнения я слышал и в Грузии. То же самое было в Украине перед оранжевой революцией…
Когда в 1989 году мы добились политических перемен в Польше, Вацлав Гавел говорил мне, что в его стране такое невозможно, а спустя два месяца он стал президентом Чехословакии».
Отметив, что «архитектура и аура Баку не коммунистическая», Михник подчеркнул, что с обретением политической свободы проблемы общества автоматические не решаются. «Ведь свободу получают не только честные и порядочные люди, но и преступники», - заметил Михник.
Визит Михника носит частный характер, и для его встречи с представителями демократической общественности не нашлось более подходящего зала в Баку. Возможно для кого-то Михник слишком опасная личность и во время его встречи к зданию Центра современного искусства на всякий случай приставили сержанта полиции. Кроме того, в Грузию Михник приехал со съемочной группой, которую в Баку не впустили.—06C-
Написать отзыв